Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие советского права. 1918 – конец 1920-х гг. 1. Эволюция гражданского права






Занятие 1

1. Эволюция гражданского права. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.

Переход к новой экономической политике, а также создание Союза Советских Социалистических Республик вызвали усиление законодательной деятельности и поставили на повестку дня вопрос о необходимости приведения действующего законодательства к новым условиям развития государства.

Работа над Гражданским кодексом началась летом 1922 года. Основной вопрос при разработке проекта ГК состоял в том, чтобы определить, должен ли он стать документом нового социалистического права или рецептировать нормы буржуазного гражданского права. Некоторые юристы в НКЮ РСФСР считали, что второй вариант будет способствовать развитию имущественных отношений с капиталистическими странами и будет отвечать новой экономической политике.

При формировании особой отрасли гражданского права в 1921—1923 гг. законодатель стремился по возможности упростить систему норм, регламентировавших хозяйственную жизнь. Позже (1923—1924) в развитии гражданского (хозяйственного) законодательства наметилась другая тенденция, что сказалось на усложнении структуры и языка правовых норм ГК. Гражданско-правовые нормы дифференцировались по принципу обязательности: диспозитивные и принудительные. Чем шире была автономия сторон в гражданском правоотношении, тем больше норм, регулировавших его, являлись диспозитивными. Наоборот, по мере, так называемой социализации гражданского права (т.е. проникновения в него плановых начал), возрастало число принудительных норм.

Гражданский кодекс, кроме того, содержал нормы определительные, декларативные, истолковательные и организационные. При разработке ГК предполагалось выделить в кодексе группу основных статей, непосредственно выражающих социально-экономические задачи новогогражданского права. Такими декларативными статьями ГК стали

ст. 1 «О применении гражданского законодательства на практике» и

ст. 4 «О нормировании общего порядка разрешения гражданских споров».

В эти статьи были введены неправовые критерии (так, ст. 1 устанавливала порядок защиты имущественных прав только в случае их соответствия «социально-хозяйственному назначению»). Это давало судьям большой простор для толкования закона, не связывая их четкими правовыминормами.

В истолковании многих правоведов ГК не следовало рассматривать как полный и окончательный набор правил. Даже не закрепленные в законе имущественные права, если на практике они осуществлялись в противоречии с их «социально-хозяйственным назначением» (что определял суд), на основании ст. 1 ГК могли быть аннулированы.

Закон в значительной мере ориентировался на относительный и временный характер права переходного периода. Правовая форма казалась преходящей, ожидали ее скорого исчезновения и замены правовых норм техническими и организационными. Принципу законностибыл противопоставлен принцип целесообразности, что не могло не привести к правовому нигилизму со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Гражданский кодекс состоял из общей части, вещного, обязательственного, наследственного права.

Кодекс открывается Общей частью, в которой имеются следующие главы: «Общие положения», «Субъекты права (лица)», «Объекты права (вещи)», «Сделки» и «Исковая давность». В разделе «Обязательственное право» содержались главы: «Общие положения», «Обязательства, возникающие из договоров», а также главы, посвященные отдельным видам договоров (имущественному найму, купле-продаже, займу, мене и др.). В особый раздел кодекса выделялось наследственное право. Кроме этого, кодекс имел еще и приложение, то есть нормативные акты, принятые до его издания. Гражданский кодекс отвечал потребностям времени и явился регулятором имущественных отношений в условиях новой экономической политики. Он послужил также образцом в создании гражданских кодексов других союзных республик.

В Гражданском кодексе 1922 года получили дальнейшее развитие принципы социалистической демократии. Кодекс установил, в частности, что пол, раса, национальность, вероисповедание и происхождение не влияют на объем гражданской правоспособности. (ст. 4)

Законодатель всячески подчеркивал, что имущественные права частных лиц (как физических, так и юридических) являются уступкой во имя развития производительных сил страны и должны быть подчинены общей идее о «господствующей роли социалистической собственности». В общей системе народного хозяйства относительно автономные частные хозяйства рассматривались не как замкнутые и обособленные единицы, но как части единого комплекса.

Наряду с государственной (национализированной и муниципализированной) и кооперативной собственностью закон выделял частную собственность, имевшую три формы: единоличную собственность физических лиц; собственность нескольких лиц, не составлявших объединения (общая собственность); собственность частных юридических лиц.

Закон и судебная практика признавали длительное фактическое владение имуществом более «законным», чем ссылки бывших собственников на их право собственности. Вместе с тем владение не рассматривалось как источник права собственности — во всех случаях для возникновения права собственности требовалось волеизъявление государства.

Закон ограничивал объем и размеры права частной собственности (определениекруга объектов, допускаемых в частную собственность, установлениепредельного размера частного предприятия, размера наследственной массы, получаемой частным лицом, размеров домовладения, торгового предприятия и т.п.).

Закон ограничивал также право частного собственника распоряжаться своей собственностью. Право сдачи в аренду собственникомсвоего имущества до мая 1922 г. запрещалось или, во всяком случае, носило спорный характер. Домовладение, полученное по наследству, немогло отчуждаться, им можно было только пользоваться (до 1923 г.).Пользование домовладением (сдача его внаем) также ограничивалось законом — установление нормы жилой площади, тарифы сдаточных цен, сроки сдачи. Закон использовал специальный термин «обладание» (ст. 56 ГК), означавший, что предмет, находящийся в частной собственности, не может вливаться в гражданский оборот, его нельзя продать или купить.

Определенные льготы предоставлялись кооперативам, кустарям и арендаторам государственного имущества. Изъятия из общих правил распоряжения имуществом распространялись также на концессионные предприятия.

Обязательственное право.

Стремление законодателя обеспечить государственный договорный интерес ясно проявилось в статьях ГК об убыточных для государства договорах (ст. 30). При установлении факта «убыточности» договор расторгался. В качестве гарантии интересов стороны-государства вводился институт неустойки. Ряд других статей (ст. 1, 19, 364) также обеспечивал гарантии для государства.

Закон непосредственно регламентировал размеры договорных сумм(ст. 236 ГК), сроки договоров(ст. 153 ГК) и другие элементы обязательства. Многие объекты были изъяты из гражданского оборота (земля, леса, крупные предприятия и др.).

Правовая основа договора купли-продажи была заложена еще летом 1921 г. Декретом о взимании платы за товары, отпускаемые государством для частного хозяйства. Позже предметы, перечисленные в ст. 21, 22, 53 ГК, стали объектами государственной монополии и не могли отчуждаться частным лицам. В сентябре 1921 г. было принято первое Положение о подрядах и поставках (ПОДРЯД — - в гражданском праве договор, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить за свой риск определенную работу по заданию другой стороны (заказчика) из ее или своих материалов, а заказчик обязуется принять и оплатить…), а в мае 1922 г. расширены права госорганов на сдачу подрядов частным лицам (регламентация залога, авансовых сумм).

В том же году был установлен публичный торговый порядок сдачи подрядов. Система публичных торгов обеспечивала льготные условия для государственных и кооперативных предприятий, они находились в более благоприятном положении, чем частные подрядчики (это было закреплено в августовской 1923 г. инструкции СНК «О порядке публичных торгов»). В сентябре 1924 г. публичные торги на подрядные работы для госпредприятий и кооперации вовсе отменялись, они стали получать подряды в ином, облегченном порядке.

В период нэпа широкое распространение получили договоры аренды и концессии ( ДОГОВОР концессии по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности последнего комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в т.ч. право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на др. предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д.), на основании которых государственное имущество передавалось в пользование частных лиц. Еще в ноябре 1920 г. СНК принял Декрет о концессиях, однако лишь с 1923 г. началась практика заключения концессионных договоров. ГК РСФСР ввел понятие концессии как разрешения, особого исключения из общего порядка.

В это понятие включалось единство двух разнородных моментов: акта публичной власти (законодательной или административной), предоставляющего концессионеру особое право, и договорного соглашения государства с концессионером о праве пользования государственным имуществом. Договор возлагал на концессионера ряд обязанностей: вкладывать в предприятие определенный капитал, поддерживать предприятия на современном техническом уровне. Договор предусматривал преимущественную продажу продукции государству по обусловленным ценам, ограничивал право концессионера распоряжаться концессионным имуществом.

Близким по характеру к договору о концессии был арендный договор на государственные промышленные предприятия. В июле 1921 г. постановление СНК регламентировало порядок сдачи в аренду и запретило одностороннее расторжение договора вне судебного порядка рассмотрения споров. Арендатору предоставлялось право сбывать продукцию предприятия на вольный рынок, договор мог предусматривать снабжение предприятия государственным сырьем. Вместе с тем на арендатора возлагался ряд обязанностей: договор определял, какие изделия и в каком количестве должен вырабатывать арендатор; определялась доля продукции, обязательная для сдачи государству; на арендатора возлагалась обязанность поддерживать предприятие на должном техническом уровне. Сроки жестко регламентировались, как и другие условия аренды (ст. 416 ГК).

Общие условия, на которых заключались договоры, также регламентировались ГК. Ст. 33 ГК признавала любой договор недействительным, если он заключался одной из сторон под влиянием «крайней нужды» и на невыгодных для нее условиях. Инициатива расторжения договора могла исходить не только от заинтересованной стороны, но и от госорганов и общественных организаций. Очевидна социальная направленность этой нормы.

На практике трудовые отношения в частном секторе хозяйства нередко маскировались в форму договора подряда или купли-продажи (с целью уклониться от норм КЗоТ, облегчить налоговое давление и т.п.). Судебная практика пошла по пути презюмирования трудового соглашения там, где разграничение трудовых и гражданско-правовых отношений представляло особую трудность. Это мотивировалось защитой прав трудящихся. Закон предусматривал ответственность частных лиц перед государством за некоторые действия, понимаемые как незаконные, ст. 129 ГК предусматривала ответственность арендатора государственного имущества за его «расточительство», ст. 130 карала частного контрагента за невыполнение условий договора; ст. 132 и 133 предусматривали ответственность нанимателя в случае нарушения им трудового или коллективного договора.

Одной из особенностей обязательственного права стало применение статей Уголовного кодекса в качестве санкций за нарушение гражданских договорных отношений. В ряде случаев несоблюдение установленной законом формы влекло признание сделки недействительной. О последствиях несоблюдения договорных форм говорили ст. 71—84, 101, 137, 153, 162 ГК и др. Добросовестному контрагенту ГК гарантировал судебную защиту его имущественных прав (ст. 1, 2, 6 ГК и др).

В Гражданском кодексе 1922 года получили дальнейшее развитие принципы социалистической демократии. Кодекс установил, в частности, что пол, раса, национальность, вероисповедание и происхождение не влияют на объем гражданской правоспособности. (ст. 4)

 

 

2. Кодификация гражданского процессуального права и принятие ГПК РСФСР 1923 г.

Причины: С усилением товарооборота, ростом торговых и промышленных предприятий, допущением частных предпринимателей в области промышленности и торговли произошло увеличение числа гражданских дел в судах. Остро встал вопрос о необходимости издания новых норм гражданского и процессуального права.

Народный комиссариат юстиции РСФСР, идя навстречу судебной практике, издал две инструкции: 1) «Об основных формах гражданского процесса» от 4 января 1923 года и 2) «О порядке исполнения судебных решений и определений по гражданским делам» от 25 мая 1923 года. Одновременно шла подготовка проекта Гражданского процессуального кодекса РСФСР. Он был разработан и введен в действие с 1 сентября 1923 года.

ГПК был построен на началах советской демократии, что означало широкую самостоятельность сторон в процессе, соединенную с проявлением инициативы и активности суда и прокуратуры, а в определенных случаях, установленных законом, и других органов государства, а также общественных организаций в лице профсоюзов. Все гражданские дела рассматривались с участием народных заседателей с постоянным судьей, как в разрешении вопросов факта, так и в разрешении вопросов права. Представляя самую широкую возможность для сторон, в использовании всех процессуальных средств судебной защиты, ГПК обеспечивал суду и прокуратуре возможность активного вмешательства, когда этого требовала охрана интересов государства. В целях охраны публичного интереса или «интимной жизни стороны» дело могло слушаться в закрытом заседании. ГПК закрепил принцип рассмотрения дела по существу только в одной судебной инстанции (отказ от апелляции) и право обжалования решения суда только в одну высшую инстанцию (кассационное обжалование).

 

3. Земельный кодекс РСФСР 1922 г. Изменения в земельном законодательстве. Общие начала землепользования и землеустройства 1928 г.

Земельный кодекс РСФСР был принят в сентябре 1922 г. и введен в действие с декабря того же года. Его составной частью стал Закон «О трудовом Землепользовании», принятый в мае 1922 г. Кодекс состоял из Основных положений и трех частей: о трудовом землепользовании, о городских землях и государственных земельных имуществах, о землеустройстве и переселении.

Кодекс «навсегда отменял право частной собственности на землю», недра, воды и леса в пределах РСФСР. Все земли сельскохозяйственного назначения составляют единый государственный земельный фонд, находящийся в ведении Наркомзема и его местных органов. Право непосредственного пользования предоставлялось трудовым землевладельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным учреждениям и предприятиям. Остальные земли находятся в непосредственном распоряжении Наркомзема. Покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли запрещались, а нарушители подвергались уголовным наказаниям.

Ст. Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота (при трехполье — три года, при четырехполье — четыре года и т.д.).

ст. 31При этом допускалась только трудовая аренда: «никто не может получить по договору аренды в свое пользование земли больше того количества, какое он в состоянии дополнительно к своему наделу обработать силами своего хозяйства».

Ст. 39 и 40 Использование наемного труда допускалось лишь при «непременном сохранении применяющим его хозяйством своего трудового строя, т.е. при условии, если все наличные трудоспособные члены хозяйства наравне с наемными рабочими принимают участие в работе хозяйства» и при условии невозможности хозяйства самому выполнить эту работу. Сдача земли в аренду могла быть обусловлена ослаблением хозяйственных сил, стихийным бедствием, недостатком рабочей силы и т.п. Субаренда (Субаренда — передача арендатором части арендованного имущества внаем третьему лицу, при которой арендатор становится арендодателем по отношению к этому лицу) запрещалась законом. В отношении наемных сельскохозяйственных рабочих действовали нормы КЗоТ.

Право пользования землей определялось, как бессрочное, и могло быть прекращено только в соответствии с законом. Формы землепользования могли быть различными: общинное с уравнительными переделами, участковое (отрубные (единый участок земли) и хуторские участки (земля + дом)), товарищеское (товарищества по совместной обработке земли, артели, коммуны).

В апреле 1925 г. были изданы Временные правила об условиях применения подсобного наемного труда в крестьянских хозяйствах. Согласно правилам основные условия найма определялись договором сторон, от имени нанимающегося договор подписывал профсоюз. В договоре должны были содержаться обязательные положения, обеспечивающие работнику достойные условия труда и отдыха.

Законодатель отдавал предпочтение коллективным формам землепользования. Обработка земли «путем объединения труда» и средств производства могла применяться при любом порядке землепользования (общинном, участковом или товарищеском). Образующиеся коллективные хозяйства могли требовать у сельского общества компактного выделения им земли и сохранения устойчивых границ этого землевладения. Эти льготы по своему характеру напоминали аналогичные, установленные в ходе столыпинской реформы 1906—1911 гг. (тогда льготы устанавливались единоличным хозяйством, теперь же — коллективным).

Земельный кодекс регламентировал порядок организации и работы органов управления земельным обществом (сельских сходов), правовое положение крестьянского двора.

К земельному кодексу «примыкал» лесной кодекс, устанавливавший монополию государства на пользование лесными ресурсами.

Общие начала землепользования и землеустройства.

В декабре 1928 г. приняты Общие начала землепользования и землеустройства СССР. Основой земельного строя СССР объявляласьнационализация земли и установление на нее исключительно государственной собственности Союза ССР. Все сделки с землей считались недействительными. Цель всех мероприятий по землеустройству и землепользованию — усилить в этой сфере «социалистическое строительство». Средства на пути к этой цели — повышение технического уровня хозяйства, кооперирование, развитие сети коллективных и советских хозяйств.

Землю могли получать только те лица, которые будут обрабатывать ее своим трудом. Преимущественное право на получение земли (лучшей) имело «бедняцкое и середняцкое безземельное и малоземельное население». Лицам, лишенным права избирать в Советы, земля предоставлялась в трудовое пользование в последнюю очередь. Земля предоставлялась в пользование на неопределенный период времени.

Задачей республиканского законодательства должно стать предупреждение чрезмерного дробления «трудового хозяйства» и ограничение частых перераспределений земли, «не связанных с проведением хозяйственных улучшений или борьбой с кулачеством». Землеустройство по заявкам государственных учреждений и предприятий производилось вне очереди, по заявкам хуторских и отрубных хозяйств - в последнюю очередь, вплоть до отказа, если оно вело к «укреплению кулачества».

Преимущества и льготы при выделении земли предоставлялись коллективным и маломощным крестьянским хозяйствам.

Государство поощряло переход к коллективному хозяйствованию в форме коммун, артелей и товариществ. С этой целью устанавливались льготы по сельхозналогу, кредитованию, очередности наделения землей, аренде и безвозмездному пользованию имуществами и предприятиями, обеспечению семенами, скотом и сельхозмашинами. «Кулацким хозяйствам» запрещалось брать землю в аренду. Сельским Советам было вменено в обязанность отказывать в регистрации аренды, если ее условия «являются кабальными» или если земля сдается в аренду «кулацким хозяйствам». Субаренда запрещалась. Использование наемного труда в «кулацких хозяйствах» регулировалось нормами КЗоТ.

Общие начала закрепили контроль сельских Советов за деятельностью земельных обществ (руководство, утверждение их постановлений и проч.). «Если постановление общего собрания членов земельного общества нарушает законы и распоряжения высших органов, противоречит задачам кооперирования или нарушает интересы бедноты, сельский Совет имеет право приостановить постановление общего собрания членов земельного общества и внести на ближайшее собрание предложение о пересмотре постановления» (ст. 51).

 

 

4. Семейное право. Кодексы законов о браке, семье и опеке РСФСР 1918 и 1926 г.

Принятый ВЦИК в октябре 1918 года Кодекс законов об актах гражданского состояния, семейном и опекунском праве формально действовал без существенных изменений до 1927 года. Он широко применялся в судебной и административной практике и в значительной мере снизил влияние церкви на брачно-семейные отношения. А это и составляло одну из важных задач советского брачного законодательства. Как отмечал нарком юстиции РСФСР Д.И.Курский, к 1925 году регистрация браков по советскому закону «стала бытовым фактом… обычным способом оформления брачных отношений и получила полное признание на территории РСФСР».

Признание Кодексом 1918 года только браков, зарегистрированных в органах записи актов гражданского состояния, однако, лишало правовой защиты незарегистрированный фактический брак. Так, перепись 1923 года отметила около 100 тысяч незарегистрированных браков, причем свыше 30% их продолжалось длительное время, в семьях росли дети. Следовательно, получалось, что действующий закон оставил без правовой защиты сотни тысяч женщин. В связи с этим обстоятельством Наркомюст приступил к разработке нового кодекса. В октябре 1925 года проект нового кодекса был внесен на рассмотрение ВЦИК. Проект широко обсуждался в печати, на собраниях рабочих, служащих, крестьян. 19 ноября 1926 года Кодекс о браке, семье и опеке был принят и введен в действие с 1 января 1927 года. Действовал он до 1969 года.

Кодекс 1926 года узаконил фактический брак, но вместе с тем, не ставил знака равенства между зарегистрированным браком и фактическими брачными отношениями. Напротив, Кодекс подчеркивал, что регистрация брака устанавливается как в государственных, так и в собственных интересах, что она имеет целью облегчить охрану личных и имущественных прав и интересов супругов и детей. Наконец, закон установил в качестве условия для признания фактического брака совместное проживание, ведение общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами, в переписке и других документах, в материальной поддержке, совместном воспитании детей. Новый кодекс уравнивал фактический брак с зарегистрированным лишь в вопросах получения алиментов на воспитание детей и раздела совместно нажитого имущества. Но судебная практика фактически распространила закон на все права и обязанности супругов. Кодекс 1926 года установил единый минимальный брачный возраст в 18 лет, но в исключительных случаях постановлением ВЦИК и СНК местные исполкомы могли снижать возраст вступающей в брак женщины, но не более чем на один год.

Кодексом 1926 года было подтверждено действовавшее положение об абсолютном праве развода. Докладывая сессии ВЦИК проект нового кодекса, Д.И. Курский высказался за необходимость «во всей неприкосновенности сохранить положение, провозглашенное Октябрьской революцией еще в 1918 году, абсолютное право развода», которое он характеризовал как одно из основных завоеваний, полученных советской женщиной в результате революции.

Кодекс РСФСР 1926 года внес существенные изменения в определение личных и имущественных прав и обязанностей супругов. Если кодекс 1918 года указывал, что брак не создает общности имущества, то новый кодекс зафиксировал, что имущество, нажитое супругами во время брака, является общим имуществом, и в случае расторжения брака подлежит разделу между супругами. Это привело и к полному равноправию женщины во всех случаях, когда, состоя в браке, она не имела собственного заработка. Судебная практика пошла по пути признания труда женщины по обслуживанию мужа, детей и пр., как указывалось, такой труд «должен, несомненно, считаться трудом производительным, создающим право на участие в результатах этого труда, то есть в общем домашнем благосостоянии».

Советское уголовное законодательство ввело лишение родительских прав как одну из мер наказания в случае злоупотребления этими правами. Кодекс РСФСР 1926 года предоставил суду право при невыполнении родителями своих обязанностей или неправомерном осуществлении родительских прав выносить решения об отбирании детей у родителей и передаче их органам опеки и попечительства. Кодекс 1926 года вновь восстановил институт усыновления, отмененный кодексом 1918 года.

 

5. Развитие советского трудового права. Кодекс о труде РСФСР 1922 г.

 

Кодекс законов о труде РСФСР был принят в ноябре 1922 г. и тогда же вступил в действие. КЗоТ состоял из 17 глав. В общей части определялось, что положения Кодекса распространяются на все предприятия и всех лиц, применявших наемный труд за вознаграждение. Предоставление работы гражданам осуществляется через органы Наркомтруда (до 1925 г. наем осуществлялся при обязательном посредничестве бир труда (существовали до 1929 года)). В особых случаях СНК мог издавать постановления о привлечении граждан к труду в порядке трудовой повинности.

Закон предусматривал в качестве основных правовых форм привлечения к труду коллективный и трудовой договоры.Признавались недействительными условия договоров, ухудшающие положения нанимающихся по сравнению с условиями, установленными законами о труде, а также условия, «клонящиеся к ограничению политических и общегражданских прав трудящихся». Размер вознаграждения за труд не мог быть меньше обязательного минимума оплаты, установленной для данной категории труда государством. (ст 59)

Закон регламентировал порядок заключения трудовых договоров, выплаты компенсаций и пособий, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, труд несовершеннолетних и женщин.

В качестве стороны, заключающей коллективный договор и представительствующей от имени работающих по найму, по всем вопросам «труда и быта» выступали профсоюзы. Дела о нарушениях законов о труде и все трудовые споры должны были решаться либо в принудительном (в особых сессиях народных судов), либо в примирительном порядке (в расчетно-конфликтных комиссиях, примирительных камерах, третейских судах).

По сравнению с КЗоТ РСФСР 1918 г., предусматривавшим порядок государственного социального обеспечения (из централизованного страхового фонда), новый КЗоТ РСФСР 1922 г. вводил порядок социального страхованияна государственных, общественных, кооперативных, концессионных, арендных, смешанных, частных предприятиях, в учреждениях, хозяйствах и для частных лиц. Социальное страхование охватило все виды выплат (по болезни, беременности, инвалидности и т.д.), которые производились из средств данного предприятия или лица (нанимателя).

Особое внимание законодатель уделял трудовым отношениям в частном секторе хозяйства. В июле 1921 г. ВЦСПС обсуждал вопрос об условиях работы профсоюзов на частных предприятиях, в октябре 1921 г. была принята примерная форма коллективного договора для частных предприятий. В декабре 1921 г. разработан проект постановления о порядке разрешения трудовых конфликтов на частных предприятиях. В ноябре 1921 г. Всероссийская конференция по охране труда разработала Наказ инспекторам труда о борьбе с эксплуатацией рабочих на частных предприятиях.

До февраля 1922 г. регулирование трудовых отношений на частных предприятиях в своих руках сосредоточили профсоюзы. С начала 1922 г. государственное вмешательство в эту сферу усилилось, как и роль Наркомтруда. Для развивающейся системы коллективных и трудовых договоров правовую основу составил новый КЗоТ. Незадолго до его принятия (в августе 1922 г.) СНК принял специальный Декрет о коллективных договорах.

Наибольшие трудности были связаны с правовым регулированием труда в нелегальной или полулегальной частной промышленности. В июле 1923 г. СНК принял Декрет, в котором уточнялось понятие «квартирник» —лицо, выполняющее у себя на дому работу по найму исключительно личным трудом из материала работодателя. «Квартирники» не были наемными рабочими в смысле КЗоТ и по статусу приближались к кустарям-одиночкам. Профсоюзы и инспекции труда должны были устанавливать, являются ли те или иные категории «квартирников» кустарями или наемными рабочими (в связи, с чем, на них распространялись или не распространялись нормы КЗоТ). Закон предусматривал санкции для нарушителей трудового законодательства. В апреле 1922 г. СНК принял Декрет о наказаниях за нарушение постановлений по охране труда, в мае 1924 г. — Декрет о порядке привлечения инспекцией труда нанимателей к ответственности.

Особое внимание уделялось выявлению разного рода фиктивных кооперативных объединений, по своей сути, бывших нелегальными частными предприятиями (вывеска кооператива понадобилась им для сокрытия своей деятельности от налоговых органов и инспекции труда). В сентябре 1922 г. СНК принял Декрет об охране труда и обеспечении прав лиц, работающих в промысловых кооперативных предприятиях. Согласно закону кооперация должна была осуществлять производственный процесс, используя труд своих членов, и торговать преимущественно своей продукцией. Доля наемного труда, допускаемого в кооперативных предприятиях, была невысокой.

Большинство споров между нанимателем и наемными работниками рассматривалось в трудовых сессиях судов. Наряду с этим соглашения, достигнутые в примирительных камерах и третейских судах, приобретали силу договора и защищались статьями Уголовного кодекса.

Рабочее время – 95 ст.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал