Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международные слияния и поглощения (СиП) компаний как тип инвестиционной стратегии.






Слияние происходит тогда, когда суммарные операции и ак­тивы двух компаний сливаются путем помещения их под контроль руководства новой компании, находящейся в совместном владе­нии акционеров исходных компаний.

Приобретение или поглощение имеет место там, где одна компания получает контроль над другой путем приобретения конт­рольного пакета акций с правом решающего голоса.

Основной причиной для слияния или приобретения должно быть стремление достичь синергии, т.е. эффекта, при котором ценность объединенного предприятия больше, чем сумма отдельных частей, из которых оно состоит. Но синергия достигается не всегда — либо потому, что объединение двух компаний изначально не имело смысла, либо — что более распространено — потому, что имевшиеся возможности для достижения синергии не реализуются.

Приобретения и слияния могут происходить в следующих формах:

Горизонтальная интеграция возникает при слиянии фирм, ко­торые функционируют в одной области деятельности и на одном и том же этапе производственного цикла, например, объединение или слияние двух производителей кондитерских изделий или двух или нескольких розничных торговцев.

Вертикальная интеграция — это слияние фирм, которые функционируют в одной сфере деятельности, но на различных этапах производственного цикла. Такая интеграция может быть либо пря­мой, направленной на расширение рынка сбыта, либо обратной, направленной на подчинение поставщика сырья или комплектую­щих частей.

Диверсификация возникает тогда, когда в слиянии или приоб­ретении участвуют фирмы, функционирующие в несвязанных об­ластях деятельности.

Мотивы к слияниям и приобретениям можно подразделить на оборонительные, когда намерение может состоять в том, чтобы защитить положение компании от неблагоприятных рыночных ус­ловий или «хищников», и наступательные, когда намерение со­стоит в том, чтобы воспользоваться преимуществами над выяв­ленными слабостями других компаний или отраслей.

Оборонительные мотивы слияний и приобретений могут вклю­чать как горизонтальную, так и вертикальную интеграцию.

Основными оборонительными мотивами для горизонтальной интеграции являются: эффект масштаба; устранение избыточных мощностей; поддержание цены; устранение конкуренции; обеспечение роста; приобретение управления; приобретение разработок (патентных и исследовательских).

Эффект масштаба позволяет достичь синергизма посредством повышения эффективности использования ресурсов за счет устранение дублирующих операций. Мотив у странения избыточных мощностей актуален, если две или более компа­ний не могут полностью использовать свои ресурсы. Объедине­ние может помочь им устранить избыточные мощности и сделать совокупное производство более эффективным. Поддержание цены можно обеспечить путем приобретения ком­пании конкурентов. Стратегия у странения конкуренции направлена на достижение господства на рынке.

Обеспечение роста - самый распространенный мотив для слияний и приобретений, поскольку добиться роста путем приобретения легче, чем достигнуть его путем органического рос­та в рамках самой компании. С помощью операции по слиянию и поглощению компания может п риобрести качественный механизм управления, являющейся активом приобретаемой компании.

Одна компания может приобрести другую для того, чтобы получить до­ступ к исследованиям и патентам, имеющимся у приобретаемой компании и необходимым компании приобретающей.

Основными оборонительными мотивами для вертикальной интеграции являются: обеспечение постоянных поставок; контроль поставок конкурентов; защита рынков сбыта; ограничение конкуренции и контроль цен.

Для обеспечения постоянных поставок компания может принять решение приобрести поставщика, чтобы у нее была возможность контролировать график, количество и, что самое важное, качество своих поставок. Такое приобретение также помогает приобретающей компании регулировать цены и увели­чивать свои прибыли. Причина СиП, сосотоящая в к онтроле поставок конкурентов может возникнуть как побочная выгода от поглощения по приемлемым мотивам, но такое погло­щение может заинтересовать власти и привести к наложению с их стороны ограничений или даже запрещения на поглощение.

Если рынки сбыта, на которых прода­ются товары фирмы, оказываются по какой-то причине под угро­зой, поглощение может быть одним из способов их защиты. Ограничение конкуренции и контроль цен — желаемое, но трудно достижимое состо­яние для компаний, которые имеют возможность монополизиро­вать рынок, на котором они работают. Препятствием для этого служит антимонопольное законодательство.

Оборонительные мотивы для диверсификации включают в себя следующие меры: распределение делового риска; уменьшение циклической нестабильности; замена вида деятельности, переживающего спад.

Путем расширения ассортимента товаров и перечня рынков, на которых действует компания, сни­жается деловой риск, которому подвергается фирма. Если компания зани­мается сезонной или циклической деятельностью, то слияние с компанией, имеющей противоположную цикличность или сезон­ность, может положительно повлиять на у меньшение циклической нестабильности.

Замена вида деятельности, переживающего спад. Примерами этого могут служить табачные компании. Все они диверсифицировались, отойдя от своих основных видов дея­тельности и рынков, например, компания British American Tobacco переименована в ВАТ Industries итеперь своих ресурсов имеет больше в сфере финансовых услуг, чем в табачном производстве.

Наступательные мотивы включают: политику агрессивного роста; освобождение от активов; финансовые возможности; личные обстоятельства.

Большинство компа­ний, стремящихся к быстрому (агрессивному) росту, достигают его путем приоб­ретения другой компании. Освобождение от активов. Это происходит, когда компания покупается ради ее активов, а не как действующее предприятие. Да­лее активы продаются часто дороже самого приобретенного предприятия. Приобретающая компания получает ф инансовые возможности, пользу­ясь неэффективностью структуры капитала в целевой компании, у которой имеется свободный капитал и возможности получения займов, может выгодно использовать их в своих интересах. Если при совершении операции по слиянию и поглощению мотивом служат л ичные обстоятельства, то они отлича­ются большим многообразием и могут включать стремление к до­стижению власти, самоуважения и т.д.

Большинство мотивов, рассмотренных выше, относятся к ком­паниям, занимающим прочные позиции и намеревающимся по­глотить другую компанию. К компаниям, ожидающим поглоще­ния, относятся следующие мотивы: постоянные неудачи в достижении плановых показателей при­были и получении приемлемого уровня прибыли на инвестиции; нехватка компетентного управления из-за отставок или по другим причинам; дефицит оборотных средств; нехватка инвестиционных возможностей в рамках компании; желание части владельцев ликвидировать все или часть своих пакетов акций из личных соображений или из-за изменения их ликвидности.

Компания, ставшая объектом попытки поглощения, вероятнее всего, имеет слабые позиции в одной или нескольких областях. Оборонительные стратегии против попытки поглощения заключа­ется в первую очередь в более эффективном управлении. Кроме того, целевая компания могла бы использовать для отражения нежелательной попытки поглощения следующие методы.

Разделение компании на отдельные самостоятельные компании и наделение акционеров новыми акциями в каждой вновь созданной компании. Эта мера может повысить рыночную стоимость ком­пании.

Распространение выгодной информации среди акционеров заключается в том, что совет директоров может убедить акционеров в нецелесообразности предстоящей сделки, поскольку предложенная цена сделки слишком низкая или что предложение не отвечает долгосрочным интересам акционеров.

Компания, ожидающая поглощения может выдвинуть контрпредложение компании-«хищнице», если обе компа­нии достаточно близки по размеру. Совет директоров может захотеть найти альтернативную, более подходящую компанию, способную сделать предложение на покупку акций поглощаемой компании.

Может использоваться метод в ыкупа компании управляющими, при котором весь бизнес или его часть покупается действующей на момент выкупа командой управления у ее вла­дельцев как действующее предприятие. Намеченная к поглощению компания может вынести предложенное поглощение на рассмотрение антимонопольного комитета, что обеспечит по крайней мере задержку в осуществлении операции поглощения на время рассмотрения вопроса комитетом.

Если поглощаемая компания располагает круп­ной суммой денежных средств, то она может перекупить часть своих собственных акций, обеспечивая себе тем самым больший конт­роль.

Компания, ставшая целью поглощения, может произвести переоценку своих активов в сторону увеличения. Это может сделать приобретение компании более дорогостоящим и, следовательно, менее привлекательным для приобретающей ком­пании.

Совет директоров может пожелать распродать определенную часть активов, высоко оцени­ваемых приобретающей компанией, чтобы сделать поглощение менее привлекательным.

Компания с ограниченной ответственностью открытого типа, акции кото­рой свободно продаются на рынке и достаточно высоко котируют­ся, больше подвержена опасности нежелательного поглощения, чем компания с ограниченной ответственностью закрытого типа, в которой могут устанавливаться ограничения на право трансфер­та акций. Соответственно, котирующаяся компания может пойти на изменение своего статуса на статус компании с ограниченной ответственностью закрытого типа (например, ЗАО) в качестве за­щитной меры.

Итак, стратегии ТНК по международным прямым инвестициям достаточно разнообразны и включают множество типов создания филиалов с участием в капитале. Наиболее масштабными операциями по прямому инвестированию являются слияния и поглощения, которые часто рассматриваются транснациональными корпорациями как возможность международной стратегии.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал