Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности философии Древней Греции. Натурфилософские школы ранней греческойфилософии






Античная философия возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII—VI вв. до н. э. В отличие от традиционалистской философии Древнего Востока, в Древней Греции философия отделилась от мифологии. Она опиралась на научно-критическое мышление, подвергало сомнению архаи­ческое мировосприятие и утверждала, что истину несет не обыденное мнение, а рационально обосно­ванное знание. Античная философия сформировала особый стиль мыш­ления, заключавшийся в стремлении к построению теоретического знания и обеспечению его логической доказательности.

В развитии античной философии можно выделить четыре основных этапа:

1. досократовский (VII – VI вв. до н. э.);

2. классический (V – IV вв. до н. э);

3. эллинистический (III – II вв. до н. э);

4. римский (I в. до н э. – V в.н. э.).

На первом этапе в философии преобладал ин­терес к разработке натурфилософских космологических моделей (объясняющих устройство природы), к проб­леме единства и множественности мира, поиску единой основы миро­здания. Эту проблематику греческая философия унаследовала от мифологии. Однако уже не воля и страсти богов движут миром, а всеобщий закон, причина гармонии космоса находится в нем самом.

Первую школу в греческой философии основал Фалес. Она называлась милетской (по городу Милет, где жили ее представители). Задумываясь об устройстве мироздания, первые философы утверждали следующее: нас окружает множество вещей, их многообразие бесконечно, но мы называем все это миром или Вселенной. Значит, тем самым, предполагается единство всего существующего, наличие основы, из которой проистекают все мировые различия. «Ищи во всем одно» - из этого лозунга милетцев выросло впоследствии понятие научной закономерности и представление об упорядоченности мироздания. Милетские философы пытались найти основной принцип мира и назвали его архэ (первоначало).

Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика. Они рассматривают Космос как непрерывно меняющееся целое, как арену постоянной борьбы противоположных сил (стихий). Одним из выдающихся мыслителей древности был Гераклит. Одной из центральных идей Гераклита была идея всеобщей изменчивости и движения. Он обращался к образу реки, в которую не войдешь дважды, поскольку в каждый момент она все новая и новая. Источником вечного движения является борьба противоположностей. Если бы противоположностей не было, то ничего не менялось бы, поскольку вещам не на что было бы меняться. Однако противоположности не только борются между собой, но и еще образуют единство: о холоде мы знаем только потому, что сравниваем его с теплом, а мокрое может стать сухим. Учение о всеобщей связи и развитии вещей и явлений называют диалектикой. Гераклит стал первым мыслителем, подчеркнувшим изменчивость, текучесть бытия и открывшим объективную (т.е. разворачивающуюся вне сознания) диалектику вещей и явлений. Однако мышление натурфилософов не было свободно от сравнений и метафор, в нем мысль иллюстрировалась примерами, а не доказывалась логически.

Освобождение от метафоричности предполагало переход от чувственных образов к понятийному мышлению. Важнейшим этапом такого перехода стало учение школы элеатов – Ксенофана, Парменида, Зенона. В VI—V вв. до н. э. Парменидом была заложена новая стратегия фи­лософствования, предполагающая исследование скрытой от чело­века сущности вещей средствами мышления. В дальнейшем эта традиция получила название метафизика. Метафизика стала рассматриваться как метод мышления и познания, противоположный диалектике. Он основывается на познании явлений, взятых как таковые, то есть вырванных из процесса развития, не связанных с другими объектами. На самом деле оба метода используются человеком в познавательной деятельности. Одним из результатов деятельности школы элеатов было открытие доказательства от противного как метода обнаружения истины. При этом сталкивались противоположные понятия, мысль развивалась через противоречия, и в итоге, как отмечают современные исследователи, элеаты показали субъективную (внутреннюю) диалектику понятий. Соединить диалектические идеи греков в целостное учение об универсальных диалектических принципах и законах природы, общества и сознания смогла только философия XIX в.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал