Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5. Транспортное страхование ВЭД.






ПЛАН
5.1. Страхование транспорта как имущества.
5.2. Страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства как источника повышенной опасности.
5.3. Суброгационные требования в транспортном страховании.
5.4. Методы минимизации убытков при транспортировке застрахованных грузов.

5.1. Страхование транспорта как имущества.
Авиационное страхование − страхование воздушных судов, перевозимых ими грузов, гражданской ответственности авиаперевозчика по отношению к пассажирам и экипажу, а также службам наземного обеспечения полетов (аэропортов); страхование потери прибыли авиаперевозчика из-за невозможности эксплуатировать воздушное судно вследствие аварии, страхование авиационных специалистов от потери лицензии, страхование космической техники и др.
Объектом авиационного страхования может быть любой имущественный интерес, связанный с эксплуатацией воздушных судов. Могут быть застрахованы специальное оборудование, запчасти и т.д., установленные или перевозимые на борту в целях обеспечения безопасности полетов.
Страхование воздушных судов гражданской авиации предусматривает возмещение ущерба в результате гибели или повреждения воздушного судна вследствие любой причины во время полета (летное происшествие), патрулирования, нахождения на земле или на воде.
Морское страхование
Основные требования к договору морского страхования содержатся в гл. XV Кодекса торгового мореплавания (КТМ), которая регулирует взаимоотношения сторон договора.
Страхование каско судов − вид морского страхования, обеспечивающий страховую защиту судовладельцев и иных лиц, имеющих отношение к эксплуатации судов, в случае нанесения ущерба или гибели принадлежащих им или иным образом юридически связанных с ними судов либо нанесение иного ущерба их имущественным интересам в связи с эксплуатацией судов.
На страхование принимаются: корпус судна с его машинами, оборудованием и такелажем (оснасткой), фрахт (плата за морскую перевозку груза), расходы по снаряжению и другие расходы, связанные с эксплуатацией судна, а также суда в постройке.
Страховая сумма не может превышать тех убытков, которые угрожают имуществу страхователя.
Страхование железнодорожного транспорта
Средства железнодорожного транспорта принимаются на страхование в целом, включая корпус, внутренние помещения, механизмы, дизельгенераторы, др.
Возмещаются убытки понесенные в случае повреждения или гибели средства транспорта в результате пожара, кражи со взломом, стихийных бедствий, крушения, аварии, столкновения или схода с железнодорожного полотна.
Размер страховой выплаты определяется страховщиком на основании документов, подтверждающих страховой случай и размер ущерба.
Страхование автотранспорта как имущества – обеспечивает страховое покрытие по автотранспортному средству и дополнительному оборудованию при их полной фактической гибели, т. е. полной утрате главной функции изделия, или повреждении, либо частичной утрате главной функции и (или) основных, второстепенных и побочных функций изделия.
Объектом страхования по договору являются имущественные интересы страхователя, связанные с владением, пользованием и распоряжением транспортным средством, вследствие повреждения, уничтожения или угона транспортного средства.
Страхование грузов (карго-страхование) – подотрасль транспортного страхования.
Объектами страхования являются имущественные интересы, связанные с сохранностью перевозимого груза от воздействия множества рисков, возникающих в ходе транспортировки. Одним из общих условий страхования является франшиза, ограничивающая ответственность страховщика по сумме возмещаемого убытка.

5.2. Страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства как источника повышенной опасности.
В международной практике страховой ответственности владельцев автотранспорта известно под названием “ зеленая карта ”. Свое название она получила по цвету и форме страхового полиса.
Зеленая карта ” – система международных договоров об обязательном страховании гражданской ответственности авто владельцев
Договоры страхования ответственности автоперевозчиков распространяют свое действие прежде всего на требования лиц, заключивших с перевозчиком договор о перевозке груза.
Автоперевозчик несет ответственность за утерю или повреждение груза во время перевозки, а также за опоздание в доставке груза. Сумма, подлежащая возмещению перевозчиком определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его к перевозке.
Договоры страхования заключаются как правило всего на один год и обеспечивают страховую защиту при всех перевозках грузов за это время.
Страховые риски: повреждение и утеря груза, просрочка доставки, нарушения таможенного законодательства, причинение вреда третьим лицам.
Страхование ответственности судовладельцев предусматривает создание системы страховой защиты судовладельцев, фрахтователей судов на случай возникновения их обязательств по возмещению ущерба (вреда), причиненного третьим лицам.
Объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностями в порядке, установленном законодательством РФ, других государств или нормами международного права, возместить ущерб или осуществить другие меры в связи с нанесением вреда третьим лицам вследствие эксплуатации принадлежащих ему судов.
Договоры страхования заключаются на основании письменного заявления страхователя. Размеры тарифных ставок в этом страховании зависят от набора страховых рисков; размеров франшизы и лимитов страховой ответственности; типов заявленных на страхование судов, их тоннажа, регистрационного класса, возраста; районов плавания; характера перевозимых грузов; опыта работы страхователя в области мореплавания и других факторов.
Ответственность за страхование воздушных судов от гибели и повреждения лимитируется их стоимостью и, как правило, не распространяется на убытки, вызванные военными действиями, ядерным взрывом или его последствиями, мятежом, забастовками, конфискацией или арестом имущества, саботажем или захватом воздушного судна.
При страховании ответственности авиаперевозчика страховщик обычно принимает на себя обязательства возместить убытки, которые страхователь (перевозчик) может причинить пассажирам, грузовладельцам и третьим лицам.
Договор воздушного страхования следует классифицировать как договор – конгломерат, обладающий рядом характерных особенностей.
Одной из них является объединение различных страховщиков в различные союзы – пулы.

5.3. Суброгационные требования в транспортном страховании.
Суброгация – это не право, а основанный на законе переход права требования, причем с определенными условиями, указанными в законе.
Главная задача страховой компании при предъявлении суброгационных требований заключается в том, чтобы доказать вину определенного лица в наступлении страхового случая.
Морская перевозка.
Договор морской перевозки заключается в двух основных формах: в форме чартера и в форме коносамента.
Чартеры регулируют взаимоотношения между фрахтователем и фрахтовщиком по поводу порядка использования судна: на время, на рейс, на срок аренды и т.д.
Коносамент – двусторонний договор перевозки, заключаемый в пользу владельца груза. Однако, он может быть заключен и в пользу третьего лица, как правило, получателя. Коносамент выполняет три функции:
1) договор морской перевозки;
2) доказательство приема груза;
3) товарораспорядительный документ.
Обоснованную претензию и иск страховая компания может заявить в течении года со дня выдачи груза, а если груз не выдан, со дня, когда он должен быть выдан. Главным документом, обосновывающем размер требований страховой компании, является аварийный сертификат.
Воздушная перевозка.
Заключение договора воздушной перевозки груза удостоверяется выдачей перевозчиком грузоотправителю грузовой накладной. По своей юридической значимости она тождественна коносаменту.
Срок исковой давности установлен продолжительностью в два года.
Документами, обосновывающими претензию к воздушному перевозчику, являются:
- оригинал грузовой накладной;
- коммерческий акт;
- счета и спецификации на груз;
- при необходимости – акт осмотра аварийного комиссара.
Ограничение ответственности авиаперевозчика действует по тому же принципу, что при морских перевозках, но устанавливаются не за целое место, а за все.
Железнодорожная перевозка.
При ведении дел против железной дороги нужно иметь в виду следующие обстоятельства:
1. В странах Евроазиатского континента действуют две основные международные железнодорожные конвенции: СМГС (среди стран бывшего соцлагеря) и Котиф.
2. В России действует федеральный закон «Транспортный устав железных дорог», введенный в действие 8 января 1998 года.
Важную роль играет определение тех лиц, которые имеют право на предъявление претензий к железным дорогам.
При обнаружении фата недостачи или повреждения груза станция железной дороги должна составить коммерческий акт с подробным изложением характера несохранности груза.
При международных перевозках, где задействованы железные дороги разных стран, нужно исходить из требований тех конвенций, ссылки на которые даются в конкретной железнодорожной накладной.
Автоперевозка.
В транспортном праве вина перевозчика презюмируется, т.е. предполагается, что виновником несохранности перевозки является перевозчик.
Международные автомобильные перевозки регулируются международной конвенцией КДПГ (или, как принято ее называть, СМR), принятой европейскими государствами в 1956 г.
Конвенция СМR удобна тем, что она применяется даже тогда, когда одна из стран (назначения или отправления груза) не является участником этой конвенции. Достаточно участия хотя бы одной страны.
Нет страхового случая, и соответственно, не может быть предъявлено требований перевозчику при следующих обстоятельствах:
- утрата груза при целостной упаковке или неповрежденных пломбах отправителя;
- утрата или повреждение груза из-за упаковки, неадекватной характеру груза;
- пересортицу.

5.4. Методы минимизации убытков при транспортировке застрахованных грузов.
По мнению транспортных страховщиков, около 70% зафиксированных убытков можно было бы предотвратить при проведении необходимых мер по улучшению качества упаковки.
При анализе механических и климатических нагрузок, влияющих на перевозимые грузы, следует принимать во внимание ряд важных факторов, оказывающих определенное влияние на сохранность груза.
Упаковка обычно не влияет на возрастание стоимости перевозимых грузов, но порой существенно увеличивает непроизводственные расходы.
Заключительным этапом оформления упаковки экспортных грузов является чистая, удобочитаемая маркировка. Наряду с указанными символами на упаковке должны быть приведены следующие данные:
- наименование получателя;
- номер места;
- место и порт назначения;
- брутто- и нетто-вес груза;
- размеры упаковки.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал