Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая сущность и функции налогов






Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов у государства по существу нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к дополнительному выпуску денег в обращение. Однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны — инфляцией. В результате для государства налоги являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80-90% всех бюджетных поступлений.

Экономическая сущность налогов заключается в перераспределении прибавочного продукта, одна часть которого в результате первичного перераспределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и рабочей силы, другая часть направляется в доход государства. Налоги в качестве перераспределительной категории являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

Налог — обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и местные бюджеты. (НК РБ статья 6).

Сбор (пошлина) ‑ - обязательный платеж в республиканский и местный бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в т.ч. местными Советами депутатов, юридически значимых действии, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий). (НК РБ, статья 6).

Не являются налогами, сборами платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых Налоговым кодексом РБ.

Основные признаки налога:

-императивность - субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по внесению налогообложения в бюджетный фонд.

-смена формы собственности — посредством налогов, часть собственности субъекта в денежной форме переходит в государственную; при этом образуется государственный денежный фонд.

-безвозвратность и безвозмездность — т.е. оклад налога никогда не возвращается к субъекту налога и последний не получает ничего взамен.

Финансовые отношения между государством, хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного денежного фонда на основе налогов называются налоговыми отношениями.

Сущность любой экономической категории раскрывается посредством её функций. Функция налога - проявление его сущности в действии», способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения налога. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых и финансовых отношений. В числе налоговых функций выделяют:

1. фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности.

2. распределительная (перераспределительная) функция обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта.

3. регулирующая функция осуществляет регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, научно-технического прогресса и других объектов.

4. стимулирующая функция реализуется через систему льгот, исключений, преференций.

5. контрольная функция обеспечивает своевременное отслеживание государством поступления в бюджет налоговых платежей.

6. социальная функция обеспечивает поддержание социального равновесия путем уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал