Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная система органов государственного управление






Управление экономикой, опираясь на эмпиризм и научные принци­пы руководства народным хозяйством, не может оставаться неизмен­ным. Каждый новый крупный этап в развитии экономики вызывает необходимость глубокой перестройки форм и методов управления.

Совершенствование системы управления состоит в необходимости привести ее в соответствие с новым этапом социально-экономической жизни республики, сделать систему управления адекватной условиям переходного периода и начальным стадиям формирования рыночной экономики. Динамичный характер экономики определяет и динамизм органов управления, что предполагает гибкость и высокую степень приспособляемости управляющей системы к состоянию управляемого объекта. В целях решения этой задачи необходимо четкое разделение и объединение управленческого труда различных уровней, включая уров­ни отраслевого, регионального и микроэкономического управления.

По мере развития рыночных отношений и увеличения форм хозяй­ствования возникает настоятельная необходимость в соответствующем развитии организационной структуры, в четком распределении функ­ций, полномочий и ответственности между органами управления по его уровням. Кроме того, требуется упрощение центрального аппарата пу­тем объединения органов управления родственных и дублирующих функций, сокращение штатных излишеств. Вовсе необязательно во всех звеньях иерархии копировать структуру управленческого аппарата вышестоящих уровней.

Организационную структуру управления необходимо совершенство­вать с учетом конкретных задач развития экономики и хозяйственного механизма их выполнения. Исходными требованиями к совершенство­ванию структуры управления являются следующие:

- организационная структура должна отвечать общим закономерно­стям управления, соответствовать его современным задачам и быть основой последующего развития;

- улучшение организационной структуры должно происходить одно­временно с изменениями экономического механизма хозяйство­вания и других объективных процессов развития;

- соблюдение преемственности в использовании оправдавших себя
принципов, методов и форм организации управления. Руководствуясь объективным ходом формирования рыночной эко­номики в республике и изложенными выше принципами управления, Президент и правительство нашей страны оперативно реагируют и принимают радикальные меры по совершенствованию организационной структуры управления.

После начального этапа преобразования системы органов управле­ния (1990 -1993гг.) были проведены работы по дальнейшей рационали­зации организационной структуры управления экономикой. За 1995 -1996 годы принят ряд Указов Президента Республики, который был направлен на создание новых структур. В частности, были приняты указы: " О структуре правительства Республики Казахстан" (19 окт. 1995г.), определивший структуру правительства из 21 министерства и девяти государственных комитетов; " О совершенствовании структуры центральных исполнительных органов Республики Казахстан" (19 ок­тября 1995г.), в соответствии, с которым были упразднены, образованы и реорганизованы государственные комитеты, главные управления, агентства; " О совершенствовании структуры центральных исполнитель­ных органов и о сокращении численности государственных органов" (29 окт. 1996г.), по которому было упразднено восемь ведомств и осу­ществлено упрощение штатов центральных и местных органов управ­ления.

Поскольку организационная структура управления носит динамич­ный характер и сообразуется с состоянием объекта, постольку следует изучать организационные проблемы управления на каждом этапе пере­ходного периода. Эти проблемы могут быть сведены к следующим группам:

- оптимизация соотношения централизации и децентрализации в управлении, т.е. четкое разграничение функций, прав и ответст­венности по всей иерархии управления на базе существенного повышения хозяйственной самостоятельности основного звена предприятий, фирм, объединений - во всех сферах экономики;

- координация и взаимодействие органов управления при решении общих задач в республиканском, региональном и программном разрезах;

- рациональное построение работы аппарата управления с использо­ванием эффективных форм организации труда, методов принятия решения и структур управления.
Весь этот комплекс проблем охватывает вертикаль управления, го­ризонталь управления и собственно построение аппарата. Он и являет­ся объектом анализа и проектирования применительно к организаци­онным системам разных типов.

Приведенный выше комплекс проблем предполагает последова­тельное проведение в жизнь перехода от административно-командной структуры исполнительных органов к новой, соответствующей рыноч­ной экономике. В этом контексте своевременным является принятие Указа Президента Республики Казахстан " Об очередных мерах по ре­формированию системы государственных органов Республики Казах­стан" (4 марта 1997 года). Он способствовал дальнейшему совершенст­вованию и повышению эффективности управления, построению рацио­нальных структур государственных органов управления. Было упразд­нено двенадцать государственных комитетов, комиссий и управлений.

Образованы новые государственные структуры: Агентство по контролю за стратегическими ресурсами Республики Казахстан, Агентство по стратегическому планированию Республики Казахстан, Министерство энергетики и природных ресурсов в РК, Министерство образования и культуры Республики Казахстан. Этим Указом Президента РК образо­ван новый мощный координирующий государственный орган - Министерство экономики и торговли Республики Казахстан. Ему переданы функции и полномочия по управлению промышленностью и торговлей, строительством, жильем и застройкой территорий, ценовой и антимо­нопольной политике, статистическим агентством, стандартизации, мет­рологии и сертификации, по авторским и смежным правам.

Настоящим Указом предусмотрено сокращение числа самостоя­тельных структур с 47 до 256, то есть почти на 50 процентов. При этом число министерств сокращается с 20 до 14, государственных ко­митетов (комиссий) - с 13 до 6, других ведомств - с 14 до 5. Реформа государственной службы в последующем предусматривает передачу от­дельных функций от государства частному сектору, а также реоргани­зацию территориальных органов управления.
В целях реализации основных положений стратегии развития Рес­публики Казахстан Президент РК издал Указ " О мерах по дальнейшему повышению эффективности государственного управления в Республи­ке Казахстан" (октябрь 1997г.). В соответствии с этим Указом образо­вано новое Министерство энергетики, индустрии и торговли, выпол­няющее функции бывшего Министерства экономики и торговли и час­ти функций бывшего Министерства энергетики и природных ресурсов, а также Агентство по стратегическому планированию и реформам Рес­публики Казахстан - центральный исполнительной орган.

 

Вопросы для самопроверки:

1 Виды целевых программ развития регионов и в целом, экономики РК

2. Система мер по управлению экономикой РК в переходный период

3. Переходная экономика: сущность, закономерности, этапы.

4. Этапы и основные направления перехода к рыночным отношениям

5. Меры по сокращению дефицита госбюджета и некоторые вопросы финансово-кредитной политики

6. Организация системы рынков и механизм их регулирования:

- рынок капитала, рабочей силы, товаров народного потребления, средств

производства, валютный и фондовый рынки.

 

 

Использованная литература:

1. Каренов Р.С.Экономические функции государства - Караганда, КарГУ, 2000

2.Тасмагамбетов И.Н. Социальная политика и политическая трансформация - Алматы: Гылым, 1997

3.Экономика Казахстана в условиях глобализации: механизм модернизации и функционирования /под ред. М.Б. Кенжегузина – Алматы, ИЭ МОН РК, 2005

4.Казахстанская модель социально-экономического развития: научные основы построения и реализации /под ред. М.Б. Кенжегузина – Алматы, ИЭ МОН РК, 2005

5.Бердалиев К. «Основы управления экономикой Казахстана». Алматы, Экономика, 1998 - 148с.

6.Национальная модель технико-экономического развития- Алматы, ИЭ МОН РК, 2000


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал