Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие конкуренции






Положение, утвержденное постановлением Президента, хотя и на­зывается " О фонде поддержки предпринимательства и развития конку­ренции", не содержит проблем конкуренции в республике. Это, по-видимому, объясняется отсутствием сформировавшейся рыночной экономики, спадом производства и недостаточностью товарной массы. По­этому для начала изучения проблем конкуренции необходимо знать общетеоретические ее основы-

В “Экономиксе” 1) отмечается, что различают четыре довольно не­схожие рыночные ситуации: 1) чистую конкуренцию, 2) чистую моно­полию, 3) монополистическую конкуренцию и 4) олигополию (ситуация на рынке, при которой небольшое число достаточно круп­ных продавцов противостоит массе, относительно мелких покупателей). Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной и дифференцированной. В условиях чистой конкуренции существует очень большое количество фирм, производящих стандартизированный продукт (например, пшеницу или кукурузу). Новые фирмы могут легко войти в отрасль. На другом полюсе - чистая монополия, под которой подразумевается рынок, где одна фирма является единственным про­давцом продукта или услуги (местная компания). Проникновение в от­расль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представ­ляет всю отрасль. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят диффе­ренцированные продукты (женскую одежду, мебель, книги). Дифферен­циация является основной для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополи­стической конкуренцией довольно простое.

Олигополия отличается небольшим числом продавцов, и эта немно-гочисленность означает, что решения об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми. Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров или услуг, отрасль являет­ся олигополистической.

Говоря о развитии конкуренции, следует различать понятия, харак­теризующие ее.

Конкурентоспособность определяется, как способность обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурирующей компанией. Со­гласно концепции “сравнительные преимущества”; производство това­ров характеризуется относительными преимуществами или недостатка­ми, которые различны в различных странах. Поэтому странам выгодно специализироваться на производстве одних товаров и импортировать другое. Республика может извлечь выгоды, концентрируя свои ресурсы в тех областях, где ее сравнительные преимущества выше.
Следующим атрибутом конкуренции являются конкурентные пре­имущества. Это то, на что направлены все (конкурентные) стратегии в области бизнеса. Они (конкурентные преимущества) формируются многочисленными факторами, в частности, более эффективным произ­водством, хорошей рекламой, грамотным менеджментом, налаженными отношениями с потребителями. Конкурентные преимущества достигаются, прежде всего, за счет высокого качества продукции.
К компонентам конкуренции относится понятие – “сила конкурен­ции”. Это факторы, определяющие состояние конкуренции в той или иной отрасли. К ним относятся: конкуренция между действующими компаниями; влияние покупателей; влияние поставщиков; угроза появ­ления новых конкурентов; угроза появления товаров-субститутов
(заменители или новый промышленный продукт, заменяющий сущест­вующий).

Вопросы для самопроверки:

1 Управление предпринимательством в Казахстане. Развитие предпринимательства

2.Концепция поддержки предпринимательства. Управление предпринимательством

3.Виды предпринимательства в РК. Конкуренция в предпринимательской среде

4.Система управления предпринимательской деятельности

5.Ответственность предпринимателей.

 

Использованная литература:

1.Баймуратов У.Б. Национальная экономическая система - Алматы: Гылым, 2000

2.Каренов Р.С.Экономические функции государства - Караганда, КарГУ, 2000

3.Тасмагамбетов И.Н. Социальная политика и политическая трансформация - Алматы: Гылым, 1997


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал