Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причастие. Образование причастий.






Упражнение 1. Распределите причастия по группам.

Рассмотренный, покрытый, удержанный, выращенный, читаемый, ведомый, прочитанный, сжатый, решенный, видимый, собранный, высушенный, замеченный, осуществляемый, любимый, создаваемый, сшитый, вылитый, разбиваемый.

 

Страдательные причастия настоящего времени Страдательные причастия прошедшего времени
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

2-жаттығ у Сө йлем қ ұ рамынан есімшелерді тауып, сө йлемнің қ ай мү шесі екенін сұ рақ қ оя отырып, анық тап астын сыз:

 

Алғ а қ арайтын кез келді. Іске кірісер кез келді. Ерік –жігерімізді танытатын кез келді. Қ азақ станның ә лемдік дең гейдегі беделі бұ рынғ ыдан да ө се тү спек. Гү лденген ауылдар мол бола берсін! Тә уелсіздіктің қ айта оралғ аны – біздің ата-бабаларымыздың сан ғ асырлық кү ресінің заң ды ө теуі. Алдымызда асу-белдер бар, ұ лт жолында ұ йтқ ы соғ ар желдер бар. Бел де талар, желде беттен қ ағ ар. Бә ріне тө зу керек, бә ріне кө ну керек, жас ұ рпақ! Ендігі кезең - жарқ ын жылдар болмақ (Н.Назарбаев).

 

Упражнение 2. Согласуйте причастия с существительными в нужной форме.

1. (побежденный) врагом - _________________________________________________

2. (полученный) бандеролью - _________________________________________________

3. о(рассказанный) истории- _________________________________________________

4. о(полученный) вовремя посылки - _________________________________________________

5. (зажженный) костром- _________________________________________________

6. (потревоженный) ветвей - _________________________________________________

3-жаттығ у Мақ ал-мә телдерден есімшелі етістіктерді анық тап, сө йлемнің қ ай мү шесі екенін тап:

 

Жақ сы сө зді ел жаттар, ел жаттар сө зде салмақ бар. Жолдан адассаң, ү йге қ айтарсың, сө зден шатассаң нең ді айтарсың. Кө ң іл кө зін сө з ашар, сө йлемесе кір басар. Кө п сө йлеген бірде адасып жаң ылар, кө п ойлағ ан ө се бермек жалың дап.

Базары жақ ын байымас.

Біткен іске сыншы кө п, піскен асқ а жеуші кө п.

Жақ сы кө ргенін айтады, жаман бергенін айтады.

Кеш бастағ ан кешігер.

Упражнение3. Соберите пословицы, раскрывая скобки.

1) (Не) давши слова – крепись, …

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) (Не) зная броду, …

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) (Не) убив медведя, …

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) (Не) работая, …

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) (Не) поклянись до земли, …

 

 

Слова для справок: сыт (не) будешь; (не) суйся в воду; грибы шкуры (не) продают; а давши – держись.

 

4-жаттығ у Сө йлем қ ұ рамынан есімшелерді тауып, сө йлемнің қ ай мү шесі екенін сұ рақ қ оя отырып, анық тап астын сыз:

Алғ а қ арайтын кез келді. Іске кірісер кез келді. Ерік –жігерімізді танытатын кез келді. Қ азақ станның ә лемдік дең гейдегі беделі бұ рынғ ыдан да ө се тү спек. Гү лденген ауылдар мол бола берсін! Тә уелсіздіктің қ айта оралғ аны – біздің ата-бабаларымыздың сан ғ асырлық кү ресінің заң ды ө теуі. Алдымызда асу-белдер бар, ұ лт жолында ұ йтқ ы соғ ар желдер бар. Бел де талар, желде беттен қ ағ ар. Бә ріне тө зу керек, бә ріне кө ну керек, жас ұ рпақ! Ендігі кезең - жарқ ын жылдар болмақ (Н.Назарбаев).

 

Упражнение 4. Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.

 

Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4-жаттығ у Тө мендегі сө йлемдерді аударып, есімше жұ рнақ тарын табың ыздар.

Раушан мной сказанные слова не услышала. Он на поставленный вами вопрос ответа не дал. Человек, рассказавший об этом, здесь сидит. При возвращении я к тебе заеду. Задание, которое я буду выполнять, не очень трудное. В командировку, в которую вы поедете, я тоже поеду.

Упражнение 5. От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.

 

Накормить- ______________________________________________________________________________________________________________ Насаждать- ______________________________________________________________________________________________________________ Раскаяться- ______________________________________________________________________________________________________________ Обидеть-______________________________________________________________________________________________________________ Оберегать -______________________________________________________________________________________________________________Объявить-______________________________________________________________________________________________________________ Зависеть_______________________________________________________________________________________________________

Увлекать_______________________________________________________________________________________________________

5-жаттығ у. –ғ ан/-ген, -қ ан/-кен жұ рнақ тарымен есімше жасаң ыздар.

Оқ ы, сө йле, бар, сой, бол, жу, жұ м, иін, жаз, кет, кел, бер, аш, сат, кө р, отыр, кү т, шақ ыр, істе, тап, қ айт, ұ ш, жат.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал