Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деловая этика






Деловая этика представляет собой совокупность принципов поведения людей, занятых в сферах управленческой предпринимательской деятельности.

Как сложная система деловая этика включает в себя еще ряд подсистем, соотносящихся, во-первых, со специализацией человеческой деятельности, во-вторых – с важнейшими социальными институтами. В этой связи выделяются следующие разновидности этики:

Государственная этика – совокупность этических норм, характеризующих стиль поведения и отношения государственных служащих как внутри своей организации, так и во внешней среде.

Социальная этика – система моральных принципов, определяющих общественные связи и взаимоотношения. Особенность социальной этики в том, что моральные принципы выступают здесь как регуляторы социального поведения человека. К этике деловых отношений применимо понятие социальной ответственности как определенного уровня отклика со стороны организации на социальные проблемы

Производственная этика – совокупность принципов и норм, регулирующих взаимоотношения участников трудового процесса. Производственная этика, прежде всего, подразумевает соблюдение деловой морали в отрасли деятельности, вырабатывающей какую-либо продукцию.

Управленческая этика – система нравственных требований, предъявляемых руководителю предприятия, либо одному из его подразделений со стороны подчиненных, других руководителей, партнеров;

– вид профессиональной этики, поскольку управленческую деятельность правомерно считают видом профессии, т.е. определенным видом общественно полезной деятельности, обусловленным разделением труда и кооперацией труда в конкретных технико-организационных условиях, характеризуемым совокупностью знаний и практических навыков, приобретенных работником в результате специального обучения или опыта работы.

Коммерческая этика – совокупность нравственно-деловых правил, регулирующих отношения сторон в торговле, коммерции, бытовом обслуживании и т.д.

Этика теневого бизнеса – сложившаяся в криминальной сфере совокупность определенных моральных принципов, соответствующих уголовной практике: «Действуй не по закону, а «по понятиям».

Деловая этика разных культур – это уникальная для каждой страны система морально-деловых принципов, сложившихся в результате взаимодействия общемировых и национальных правил ведения бизнеса. В этом отношении можно выделить американскую, азиатскую, европейскую и российскую этику деловых отношений.

Важнейшие элементы деловой этики:

· Моральные нормы общества – это одна из форм нравственных требований, регулирующих социальные моральные отношения. Эти нормы являются своеобразным нравственным законом, воспроизводимым в поступках и поведении людей, принадлежащих определенному обществу или его части. Например, важнейшей моральной нормой для делового сообщества является «открытость» организации, подразумевающая прозрачность финансовых и других экономических сделок.

· Правила поведения – это нравственные предписания, устанавливающие порядок поступков человека, как в постоянных, так и в изменяющихся условиях. Иногда нравственные правила могут приходить в противоречие с экономической выгодой. У добросовестного предпринимателя подобная дилемма решается в пользу морального выбора.

· Принципы делового общения – основные нравственные положения, определяющие характер профессиональной деятельности. Принципы делового общения обсуждаются в бизнес сообществе, принимаются и закрепляются в каком-либо документе (хартии, кодексе, договоре, соглашении и др.). Подобный документ не имеет юридического статуса, но является своеобразным нравственным законом предпринимательства. Соблюдение принципов делового общения является признаком серьезной, с хорошей репутацией организации, которой можно доверять.

· Закономерности межличностных отношений – это связь и взаимозависимость объективно существующих явлений и процессов, возникающих во время деловых контактов.

· Личные и трудовые права сотрудников являются необходимыми компонентами философии (морального кодекса) организации, отражающего основные принципы существования предприятия.

Кодекс (лат. codex) единый систематизированный нормативный акт, регулирующий определенную область общественных отношений.

Например, права:

– на оплату труда, обеспечивающее достойное существование для себя и своих семей;

– на личную неприкосновенность;

– на уважение человеческого достоинства, чести и репутации;

– на свободное развитие личности;

– на защиту от произвольных посягательств и вмешательства в личную и семейную жизнь и др.

· Стиль руководства – совокупность своеобразных приемов и способов управления, присущих определенному типу руководителя. (Стиль руководства соотносится с определенными нравственными правилами поведения и принципами взаимоотношений с сотрудниками, партнерами, другими руководителями и подчиненными);

· Культура управления как технология управленческой деятельности тесно соприкасается с этикой деловых отношений в области гуманитарных решений в производственно-деловой сфере; система внутренних принципов и убеждений предпринимателя, в соответствии с которыми он осуществляет свою профессиональную деятельность.

· Деловая философия – система внутренних принципов и убеждений предпринимателя, в соответствии с которыми он осуществляет свою профессиональную деятельность.

· Служебные взаимоотношения – совокупность моральных и административных правил, обусловливающих характер отношений руководителя и подчиненного, сотрудников, партнеров. Этика деловых отношений обусловила появление нравственных основ служебной субординации и морали делового партнерства.

· Разрешение конфликтов –технология нивелирования конфликтных ситуаций, возникающих в процессе производства.

Каждый элемент деловой этики обладает собственным значением. Однако вместе они образуют и формируют деловую этику.

Этические принципы и нормы поведения деловых людей –это общепринятые в деловом мире принципы поведения. К ним относятся общенравственные нормы: уважение к другому человеку, вежливость, благожелательность, искренность, скромность, честность, правдивость, трудолюбие, справедливость, тактичность, чуткость и деликатность, справедливость, деловая обязательность соблюдение обещаний и договоров и др.

Частные принципы вытекают из конкретных условий содержания и специфики той или иной профессии:

· принцип здравого смысла: в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели;

· принцип удобства: от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил поведения на работе;

· принцип целесообразности;

· принцип консерватизма. Надежность, фундаментальность, стабильность – привлекательные в деловом мире черты. Они имеют содержательную связь с консерватизмом;

· принцип непринужденности;

· принцип «Не навреди». Следствием этого принципа является отсутствие права на ошибку. Профессионализм предполагает полное сознание ответственности, сосредоточенность, максимальную концентрацию на работе. Конечно, люди остаются людьми, а значит, могут ошибиться, но недопустимы халатность, ошибка по недосмотру, по лености или равнодушию;

· принцип сохранения профессиональной тайны;

· конфликт интересов. Во всех профессиях требуется отказ от использования служебного положения в личных целях, отсутствие привилегий в связи с профессией. Конфликт интересов преодолевается выполнением профессионального долга;

· принцип коллегиальности;

· право на критику;

· гедонистический принцип. Гедонизм принцип этики, согласно которому стремление к наслаждению и избежанию страданий является естественным правом человека. Гедонизм в профессиональной деятельности приветствует все, что продлевает удовольствие от жизни, смягчает неудобства и сглаживает неприятности, он придает комфортность и приятность. Гедонизм обязывает профессионала к оптимизму, позитивному имиджу, энергичности, умению вдохновлять.

Принципы и нормы этически грамотного поведения конкретизируются в правилах этикета в конкретных ситуациях.

Контрольные вопросы

1. Что является объектом изучения деловой этики?

2. На какие виды подразделяется деловая этика?

3. Перечислите важнейшие элементы деловой этики, формирующие сущность этики.

4. Что собой представляют общенравственные нормы профессиональной этики?

5. Перечислите и раскройте содержание частных этических принципов?

6. Дайте определение гедонизму.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал