Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Организационная культура является относительно новым и мало изученным явлением в нашей стране и за рубежом
Организационная культура является относительно новым и мало изученным явлением в нашей стране и за рубежом. Так, только в 80-е годы прошлого столетия зарубежные ученые пришли к выводу, что, кроме стратегии, четких организационных структур, высококвалифицированных сотрудников и т.п., процветающие компании располагают особым стилем управления, четко выработанным имиджем и корпоративным духом. В нашей стране также проблемы настоящего и будущего больше не могут решаться с помощью рецептов прошлого. На смену прошлым общепризнанным ценностям, таким как иерархия, власть, дисциплина, пришли другие: гибкость структуры управления, децентрализация принятия решений, участие, коллектив, лидерство, морально-психологический климат, раскрытие личности, творчество, которые характеризуют такое понятие, как организационная культура. Феномен организационной культуры признан учеными и практиками во всем мире. Являясь одним из наиболее значимых нематериальных активов, культура не только отличает одну организацию от другой, но предопределяет успех ее функционирования в долгосрочной перспективе. Быстрее других поднимается и развивается именно та организация, которая имеет хорошо развитую организационную культуру. Поэтому в настоящее время многие организации стараются сформировать такую организационную культуру, которая обеспечила бы им лояльность потребителей и прибыльность в долгосрочном периоде. Организации, которым это удалось, создали внушительную лояльную клиентскую базу и опередили своих конкурентов по темпам роста доходов и другим экономическим показателям. Предлагаемое читателю учебное пособие «Организационная культура» подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению 38.03.03 «Управление персоналом (бакалавриат)». Данное учебное пособие соответствует также требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», 38.03.01 «Экономика». Оно призвано дать будущим бакалаврам по этим направлениям необходимые знания и умения в области теории и практики управления организационной культурой. Структура учебного пособия сформирована с учетом соблюдения логической последовательности изложения материала, установления З причинно-следственной взаимосвязи и взаимодействия факторов и элементов исследуемых проблем. Учебное пособие состоит из введения, девяти глав, сгруппированных в два раздела, терминологического словаря и приложений. В первом разделе «Теоретические аспекты организационной культуры» выделено пять глав. В них раскрыты понятие «организационная культура», ее сущность, содержание, функции, эволюция, роль культуры в системе управления персоналом, влияние внешней и внутренней среды на организационную культуру организации, коммуникации и другие вопросы, соответствующие тематике данного раздела. Второй раздел «Методические основы управления организационной культурой» включает четыре главы. В них рассматриваются методики зарубежных и российских ученых по изучению культуры конкретных предприятий и организаций, в том числе методика определения тесноты связи между культурой данных организаций и эффективностью их деятельности. Особое внимание уделяется методическим основам формирования, поддержания и изменения организационной культуры. В последней главе этого раздела «Практика диагностики организационной культуры российских предприятий и организаций» приводятся практические примеры диагностики организационной культуры. В них показано, что, несмотря на сложность и многогранность такой категории, как организационная культура, учеными разработаны подходы и методики ее изучения и изменения. Для закрепления теоретических знаний и формирования соответствующих компетенций по каждой теме учебного курса подготовлены практические задания. Они включают: вопросы для дискуссии, тестовые задания, задания для самостоятельной работы. Словарь ключевых терминов и понятий, расположенный в конце пособия, должен помочь студентам быстро найти и понять сущность тех или иных терминов и словосочетаний, встречающихся при изучении материала данного пособия. В конце пособия приведены также правильные ответы на тестовые задания. Они предназначены для самоконтроля и закрепления полученных студентами знаний. Учебное пособие нацелено на формирование у студентов следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по направлениям подготовки 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.03 «Управление персоналом», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», 38.03.01 «Экономика»: • знание корпоративных коммуникационных каналов и средств передачи информации; • владение навыками информационного обеспечения процессов внутренних коммуникаций; • владение навыками диагностики организационной культуры и умение применять их на практике; • готовность к коммуникации в устной и письменной форме для решения задач профессиональной деятельности; • умение формировать и поддерживать в организации эффективную организационную культуру. В результате освоения материала учебного пособия студент должен: • знать сущность и содержание организационной культуры, ее роль в системе управления организацией; основы делового общения; принципы и методы организации деловых коммуникаций; сущность и методы управления организационной культурой; • уметь диагностировать организационную культуру и разрабатывать управленческие решения, направленные на ее улучшение; • владеть современными технологиями управления организацион К отличительным особенностям данного учебного пособия можно отнести: 1) изложение материала на современном теоретическом уровне, но языком, доступным для освоения студентами; 2) наличие значительного количества рисунков и схем, наглядно раскрывающих сущность вопроса и позволяющих студентам в систематизированном виде воспринимать предлагаемые знания; 3) в учебном пособии наряду с изложением теоретического материала приводятся практические примеры диагностики организационной культуры российских предприятий и организаций; 4) наличие заданий для самостоятельной работы, приведенных в конце каждой главы, выполнение которых предусмотрено не на условных примерах, а на материалах организаций, функционирующих на рынке в период обучения студентов; 5) наличие примеров из практики диагностики организационной культуры российских предприятий по оригинальным и усовершенствованным автором методикам. При подготовке учебного пособия использованы материалы, указанные в тексте и списках рекомендуемой литературы, собственные исследования, личный практический опыт управления, а также более чем десятилетний опыт работы заведующим кафедрой менеджмента и преподавания управленческих дисциплин в высших учебных заведениях г. Новосибирска. Рисунки и таблицы, не имеющие ссылки на источник, составлены автором. Автор выражает благодарность ученым и студентам-выпускникам, чьи работы были использованы при подготовке данного учебного пособия. Автор также выражает признательность рецензентам: директору Сибирского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства, доктору экономических наук, профессору, академику РАН П.М. Першукевичу зав. кафедрой экономики и предпринимательства Новосибирского государственного университета экономики и управления, доктору экономических наук, профессору В.О. Федоровичу, профессору кафедры менеджмента Сибирского университета потребительской кооперации, доктору экономических наук, профессору И.В. Щетининой, чьи замечания и рекомендации позволили существенно улучшить содержание учебного пособия.
|