Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Иерархия (пример Японии)
Иерархия – сложная самоорганизация жизни, природное явление, в прогрессе становится мягче Япония: современность и традиции, поклоны, «всему свое место» Сословная система си-но-ко-сё: СИ – самурайство (военное сословие) НО – крестьянство, КО – ремесленники, СЁ – торговцы, купцы. На вершине социальной пирамиды Японии находился обожествляемый император (тэнно).Непосредственно за ним следовала родовая знать – кугэ, получавшая содержание от сёгуна – высшего чина самурайского сословия, военного правителя Японии. Следующую ступень занимали букэ (самураи) – фактически являвшимися высшим классом в феодальной Японии. Они делились в свою очередь на князей (даймё - наследственная знать), имевших частные земельные владения, и на буси – рядовых самураев. Хотя синтоистские священники и буддийские монахи не составляли официального сословия, социальное положение их было выше, чем у крестьян, ремесленников и торговцев. Ниже следовали крестьяне. Ниже крестьян в социальной иерархии находились ремесленники, жившие к XVII в. большей частью в городах и объединявшиеся в цехи. За ремесленниками следовали торговцы (купцы), объединявшиеся в купеческие гильдии. Все остальные классы и прослойки относятся к низшим слоям населения. К ним относились: это («неприкасаемые», буракамин), ронины, ниндзя, гейши, отшельники (ямабуси и др.), бродяги, пираты и разбойники, актеры народных театров (кабуки), коренные народы отдельных японских островов.Уважение к старшим - основа японского общества. Ко всем старшим принято относиться с почтением: не только к родителям, дедушкам и бабушкам, руководителям компаний и преподавателям, но даже и к тем, кто на год или на два старше по курсу или на одну-две ступеньки -по служебному положению. Слово сэнсэй («учитель») служит обращением ко всем старшим и знающим свое дело. В японском языке для обращения к старшим и младшим используются различные слова, поэтому японцу очень важно знать относительное положение других людей; это является одной из причин, объясняющих широкое распространение в стране визитных карточек (мэйси). Самыми старшими родителями в подобной социальной системе является императорская семья: до конца Второй мировой войны императоров почитали как предков народа. [В Японии] Всякое приветствие, всякий контакт должны свидетельствовать о характере и величине социальной дистанции между людьми. Каждый раз, когда один человек говорит другому «ешьте» или «садитесь», он в зависимости от того, обращается к кому-то фамильярно, говорит ли с ниже- или вышестоящим, воспользуется разными словами. В каждом случае нужно употребить различные формы «вы» и разнокоренные глаголы. Иными словами, у японцев, как и у многих других тихоокеанских народов, есть то, что называется «языком вежливости», и они сопровождают его должным склонением головы и коленопреклонением. Всякое подобного рода поведение регулируется мелочными правилами и обычаями: нужно не только знать, кому поклониться, но и насколько низко. Подходящий для одного человека поклон будет воспринят как оскорбление другим, находящимся в иных отношениях с кланяющимся. Поклоны ранжируются от коленопреклонения с опусканием лба на вытянутые вдоль пола руками до простого склонения головы и плеч. Даже одни и те же два человека в разных ситуациях будут использовать различные формы вежливости в отношениях друг с другом: штатский может быть в тесных отношениях с другим человеком и вовсе не кланяться ему, но, когда последний наденет военную форму, его друг в гражданском платье поклонится ему. Соблюдение иерархии — это искусство, требующее умения балансировать бесчисленным множеством факторов. В Японии именно в семье учат и скрупулезно соблюдают правила почтения. В то время, когда мать еще носит ребенка привязанным к своей спине, она наклоняет своей рукой его головку вниз, и первое, чему учат начинающего ходить ребенка, — это почтительное поведение по отношению к своему отцу и старшему брату. Жена кланяется своему мужу, ребенок кланяется своему отцу, младшие братья — старшим, сестра — всем своим братьям, независимо от их возраста.В японской семье действует принцип строгого подчинения старшим до их формального ухода на отдых (инкё). Даже в наши дни отец взрослых сыновей, если его собственный отец еще не ушел на отдых, не совершит ни одной сделки, не получив одобрения старика. Родители принимают решения о браке или разводе своих детей даже тогда, когда их детям тридцать или сорок лет. Отцу как главе семьи первому подают еду, он первым принимает ванну и кивком головы отвечает на низкие поклоны членов своей семьи. Токугава (с 1603 г.) упорядочили детали повседневного поведения каждой касты. Глава каждой семьи на входе в свой дом должен был объявить о своей сословной принадлежности… Одежды, которые ему дозволялось носить, продукты, которые он мог покупать, и тип жилища, в котором ему позволялось по закону жить, — все это определялось его наследственным рангом. Японцы не стали при этой системе кротким и покорным народом, как это бывает с некоторыми народами при диктаторском иерархическом режиме. Важно признать, что в Японии определенные гарантии были предоставлены всем классам. Даже низшим кастам гарантировалось монопольное право на особые виды занятий, их организации самоуправления признавались властями. Были и способы вертикальной межкастовой мобильности, в отличие от Индии, за счет превращения в землевладельцев, браков, обычая усыновления (например, купцов в самурайских семьях за деньги). В Японии не требовали заключения исключительно внутрикастовых браков. Благодаря этой мобильности в Японии не была классовой борьбы между самураями и торговой буржуазией.
|