Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Условные зоны (секторы) торговой площади 2 страница
Так, если компания призывает купить товар, используя при этом весь комплекс своих коммуникаций, а его не оказывается в продаже, тогда вся работа по организации таких коммуникаций оказывается бесполезной. Или, например, Испанская компания модной одежды ZARA, имеющая сеть из 500 магазинов, принципиально не дает рекламы. Развитие бизнеса достигается системой организации пошива - оперативно копируются все модные тенденции с показов (на всех дефиле сидят специалисты ZARA) и еженедельно в магазинах появляется новая коллекция. И это есть стратегия коммуникаций, но решаемая организационно-технологическими методами. К организационно-экономическим методам можно отнести и чисто экономические выгоды, предоставляемые клиентам в виде системы скидок и/или программ лояльности. В данном случае ИМК будут интегрированы и в деятельность финансовой службы, которая планирует бюджеты. Информационно-рекламные методы. К этим методам следует отнести всё многообразие мероприятий, направленных на формирование имиджа и репутации отдельной марки или компании в целом и предназначенных как для конечного потребителя и корпоративных клиентов (коммерческие предложения, презентации), так и для широкой общественности. Это весь спектр АTL и BTL-мероприятий в оптимальной интеграции с маркетинговыми стратегиями развития товарного портфеля. Методы установления межличностных отношений предполагают всю совокупность шагов по планированию и реализации мероприятий, формирующих этику деловых отношений как с внешней средой, так и внутри компании, от которых зависит реализация маркетинговой стратегии. Очень важным является факт эффективных внутренних коммуникаций, позволяющих без противоречий и разногласий вести от имени компании открытый, скоординированный диалог с представителями различных целевых аудиторий. Важное значение должно придаваться налаживанию взаимодействий с «содействующими» персонами, а это требует особой аккуратности и «тонких» коммуникативных технологий. На самом деле единственный грамотный лоббист в чиновничьих кругах может стать единственным ресурсом «нулевого» проекта, обеспечив ему в результате все остальные составляющие (и финансы, и материальное обеспечение). И наоборот, многие прекрасно оснащенные компании (технологически и финансово) могут тормозить свое развитие в силу личностных особенностей владельца. Правовые методы. Маркетинговые коммуникации регулируются различными нормативно-правовыми актами как на национальных, так и на международном уровне. Так, Международная торговая палата приняла и регулярно перерабатывает следующий ряд документов, определяющих различные аспекты маркетинговых коммуникаций: Международный Кодекс продвижения товара, Международный кодекс рекламной практики, Международный кодекс прямой почтовой рассылки и продажи товаров по почте, Международный кодекс практики непосредственных продаж. Принятие этих и аналогичных актов на национальном уровне является объективно необходимым, поскольку позволяет защитить потребителей и конкурирующие фирмы от ненадлежащих приемов и способов маркетинговых коммуникаций. Так, например, в России каждый работник сферы PR должен знать: 1. Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» [2]. Основным полем деятельности PR-специалиста является информация. И одна из задач PR-службы любой организации - накапливать всевозможные сведения как о государственных учреждениях, общественных организациях, предприятиях, партнерах и конкурентах, так и их руководителях. Конституция Российской Федерации в статье 29 признает и гарантирует права физических и юридических лиц: «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». При этом Федеральный закон № 5485-1 «О государственной тайне» содержит большой перечень сведений, сбор и распространение которых запрещены. Несомненно, информация о привычках, увлечениях, вкусах топ- менеджеров сторонних организаций может и должна использоваться в ходе переговоров, организации презентаций, лоббировании и других PR-мероприятий. Но и в этом случае законодатели предусмотрели ограничения. Так, статьей 9 Федерального закона № 149-фЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения [2]. 2. Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе». Известно, что в формировании благоприятного имиджа организации большую роль играет корпоративная реклама. Здесь достаточно активно, как и при продвижении товаров и услуг, используются образы детей, женщин и животных. Однако Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» четко не оговаривает правомерность использования, в частности детских образов (они запрещены только в рекламе алкоголя и табака). Несовершенство нынешнего рекламного законодательства позволяет использовать эти образы в корпоративной рекламе тех фирм, которые занимаются производством товаров и услуг не только для несовершеннолетних. 3. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть 4, раздел 7 «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» (гл. 70, 71). Известно, что пресс-релизы, статьи, доклады, слоганы, сценарии видеороликов, тексты радиосообщений и т.д. являются охраняемыми произведениями. Если они создаются сотрудниками в порядке выполнения служебных обязанностей, то исключительные права на их использование принадлежат работодателю, а личные неимущественные права остаются у творца. Кроме того, создатель служебного произведения имеет право на вознаграждение, если иное не оговорено в договоре с работодателем. Большой урон может понести организация, если в договор со сторонним автором ее PR-специалист не включил пункт о передаче первым всех или части исключительных прав на использование произведения. Может случиться, что после размещения коммуникативных сообщений своей фирмы он через некоторое время увидит точно такие же (это касается стилистики и оформления), но у другой компании. Знание нормативно-правовых и законодательных актов делает процесс ИМК грамотным с правовой точки зрения. Грамотность специалиста ИМК в правовых аспектах должна быть предусмотрена системой образования в высших учебных заведениях либо системой дополнительного профессионального образования. Происходящая активизация процедур слияний и поглощений компаний, сопровождаемых информационно-рекламными, организационно-экономическими, лоббированием и другими процедурами, с необходимостью доказывает включение данных методов в арсенал интегрированных маркетинговых коммуникаций.
1.4. Стратегический подход к планированию маркетинговых коммуникаций
С развитием маркетинговых коммуникаций формируется коммуникационный потенциал - неотъемлемая часть потенциала компании, который представляет собой его совокупную способность обеспечивать постоянную конкурентоспособность, имидж товаров или услуг на рынке благодаря реализации интегрированных маркетинговых коммуникаций. Как отмечалось в подразд. 1.1, маркетинговые коммуникации являются частью общего маркетингового процесса и поэтому сильно зависят от приёмов и стратегий, применяемых компанией на рынке в целом. Это означает, что приёмы и стратегии бизнеса в целом должны быть интегрированы в единую стратегию, применяемую на всех уровнях менеджмента и во всех маркетинговых коммуникациях. Стратегии должны быть интегрированными и объединёнными на основе единой программы, которая основана на ви дении и миссии и эффективно и экономически обоснованно позволяет достигать цели организации. В настоящее время одним из самых популярных инструментов целе- полагания является система управления по целям, получившая название «сбалансированная система показателей» (balanced scorecard). Данный термин впервые предложил использовать американский ученый Роберт Каплан в книге «Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию». Согласно логике данной системы все цели компании могут быть прописаны в четырех взаимосвязанных проекциях: финансы; клиенты/продукты; бизнес-процессы; персонал/инфраструктура (рис. 2). Стрелки на рисунке обозначают следующее: разработка целей в компании начинается с первой проекции «Финансы», однако достижение целей первой проекции начинается с достижения целей в четвертой проекции. И действительно, квалифицированный, вдохновленный персонал, имеющий всю необходимую инфраструктуру, сможет выстроить бизнес-процессы, которые позволят достичь рыночных целей компании в проекции «клиенты/продукты». При достижении целей рыночной направленности (позиции в целевых сегментах, доля рынка, степень удовлетворенности покупателей, выгодные отношения с бизнес-партнерами), компания неизбежно добивается своих финансовых целей. При формировании системы управления по целям необходимо добиваться того, чтобы цели различных уровней и разного характера были согласованы и достижимы, при этом следует учитывать риски, связанные со спецификой отрасли и ответными действиями конкурентов. Как видно из рис. 2, цели маркетинговых коммуникаций, цели по брендингу и мерчандайзингу, прописываются в третьей проекции «бизнес-процессы». Однако данный факт не противоречит нашим утверждениям о том, что маркетинговые коммуникации должны быть интегрированы и интегрируются в весь процесс целеполагания. Достаточно задаться несколькими вопросами: - «Как компания сможет обеспечить себе прирост прибыли, если она не занимается брендингом или мерчандайзингом?»; - «Каким образом достичь повышения уровня известности марки (компании), роста степени удовлетворенности покупателей и улучшения отношений с представителями власти и общественности, не прибегая к использованию маркетинговых коммуникаций, скоординированных в единую программу?»; - «Как вдохновить персонал всех подразделений и служб на выполнение тех заявлений, которые прописаны в миссии и видении компании?» Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что интегрированные маркетинговые коммуникации действительно проходят «красной строкой» не только через все бизнес-процессы, но и общий менеджмент тоже. Обычно перед руководством компании стоит проблема выбора из нескольких целей, например, таких, как обеспечение прибыльности компании, рост, стоимость капитала акционеров, удовлетворение потребностей потребителей и т.д. Как правило, выбор одной из целей приводит к тому, что руководство концентрируется на каком-то одном направлении и осуществляет выполнение обязательств только перед одной заинтересованной в деятельности компании целевой аудиторией, тогда как необходимо учитывать по возможности интересы всех заинтересованных групп (стейкхолдеров). Именно этого можно достичь, используя различные стратегии интегрированных маркетинговых коммуникаций, чьи цели будут направлены на удовлетворение ожиданий каждой из заинтересованных целевых групп (табл. 1). Таблица 1 Основные заинтересованные группы и их ожидания, определяющие постановку целей организации С точки зрения стратегического подхода интеграция маркетинговых коммуникаций должна быть реализована в следующих направлениях: 1) по вертикали, т. е. согласование стратегии интегрированных коммуникаций с общими корпоративными целями компании. 2) по горизонтали, т. е. согласование стратегии маркетинговых коммуникаций с функциональной деятельностью корпоративных блоков (службой закупок, производством, службой НИОКР, службой сбыта, службой по развитию персонала, юридической и ИТ-службами); 3) в рамках комплекса маркетинга («4Р» или «7Р»), т.е. с учетом товарной, ценовой, сбытовой политик компании в отношении конкретных целевых аудиторий и заинтересованных групп (стейкхолдеров); 4) финансовая интеграция. Согласование инвестиций в стратегию интегрированных коммуникаций с бюджетами на развитие и текущую деятельность; 5) согласование стратегии маркетинговых коммуникаций с возможностью использования новейших информационных технологий (интеграция позиционирования). Важным стратегическим инструментом при планировании ИМК является проведение SWOT-анализа, который поможет топ-менеджменту определить не только сильные и слабые стороны компании в сфере коммуникаций, но и оценить возможности и угрозы, исходящие из внешней среды. Сильная сторона - это позитивные внутренние характеристики, которые могут быть использованы для достижения стратегических коммуникативных целей компании, а также то, что компания делает хорошо или такая характеристика бизнеса, которая обеспечивает ей главное преимущество. Сильной стороной могут быть квалификация, опыт, разнообразные организационные ресурсы, конкурентные возможности (обладание собственной торговой маркой, наилучшее обслуживание, выгодный альянс с поставщиками и т.д.). Слабая сторона - это внутренние характеристики компании, негативно воздействующие или ограничивающие возможности коммуникаций в сфере достижения стратегических целей, а также то, чем компания не обладает или делает это недостаточно хорошо по сравнению с конкурентами. Некоторые сильные или слабые стороны имеют большее стратегическое значение, чем другие: одни влияют на показатели работы предприятия в большей степени, другие - в меньшей. Поэтому после того, как определены все сильные и слабые стороны, им необходимо дать оценку с точки зрения перспектив построения (корректировки) стратегии ИМК. Рыночные возможности - это те возможности, которые предполагают важные пути стратегического роста в той области, где компания имеет наибольший потенциал конкурентоспособности, а точнее те из них, для реализации которых она обладает достаточными финансовыми и организационными ресурсами. Рыночные угрозы - это определенные факторы внешней среды, которые могут создавать угрозу благополучию компании и препятствовать достижению ее стратегических целей. SWOT-анализ позволяет выяснить: - какие рыночные возможности может реализовать компания, используя свои сильные стороны (S-O); - какие возможности, исходящие из рынка, могут сильные стороны компании сделать еще сильнее (S-O); - за счет каких возможностей компания может устранить свои слабые стороны (S-W); - какие слабые стороны могут не позволить компании воспользоваться теми возможностями, которые перед ней открываются (S-W); - какие угрозы, исходящие из рынка, может преодолеть компания благодаря использованию своих сильных сторон (T-S); - каким образом угрозы, исходящие из рыночной среды, могут сделать сильные стороны компании более слабыми или разрушить их (T-S); - какие недостатки могут не позволить компании противостоять угрозам, исходящим из рынка (W-T); - какие угрозы, исходящие из рынка, могут еще более усугубить недостатки компании (W-T) (рис. 3). Кроме того, планируя систему ИМК, очень важно оценивать текущее состояние и перспективность развития отдельных видов деятельности (бизнесов) на уровне компании в целом и отдельных продуктов (марок) в рамках конкретных видов бизнеса. Анализ портфеля деятельности компании может помочь в распределении ограниченных ресурсов между различными рынками, на которых она представлена. Процедуры портфельного анализа значительно упрощают сам процесс анализа и выбора варианта стратегии ИМК. Из этого следует, что оптимально спланированные интегрированные маркетинговые коммуникации содействуют продвижению товаров и услуг, формируют весь комплекс ценностных и репутационных свойств компании, которые обеспечивают капитализацию данного бизнеса и его развитие.
2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ 2.1. Изучение потребителей
В соответствии с одним из принципов интегрированных маркетинговых коммуникаций, который называется «персонализация», особое внимание при изучении потребителей следует уделить факторам личного порядка - представителям потенциальной целевой аудитории, с которой собственно и будет осуществляться коммуникация. Как ни один товар не потребляется всеми в равной мере, так и ни одно коммуникативное обращение не является в равной мере привлекательным для всех; оно действует эффективней тогда, когда адресовано потребителям, с которыми можно вступить в контакт на какой-то общей основе. Рынок сегментируется на основе любого актуального для коммуникатора фактора. Это могут быть: - демографические факторы - возраст, уровень доходов, пол, образование, национальность, религиозные убеждения и местожительство, размер семьи, жизненный цикл семьи; - психографические факторы - социальное положение, образ жизни, особенности личности; - поведенческие признаки - повод для совершения покупки, искомые выгоды, интенсивность потребления, статус пользователя, степень лояльности товарной марке, степень готовности к покупке, отношение к товару. Однако в основе покупательского поведения немаловажную роль играют мотивы. Под мотивом понимается потребность или нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Разработчик системы ИМК должен точно знать, под влиянием каких мотивов потребитель принимает решение о покупке и создавать обращение, которое не только своим содержанием, но и формой будет наиболее эффективно воздействовать на них, предлагать наиболее значимые для потребителя выгоды, содержащиеся в товаре. Физиологи склонны делить присущие человеку мотивы на первичные и вторичные. В перечень первичных обычно включают те, которые являются или представляются врожденными, биогенными. Вторичными называют те, что считаются социогенными, т. е. приобретенными в процессе обучения. Многие специалисты утверждают, что рекламные призывы, опирающиеся на первичные желания или мотивы, оказываются более эффективными, поскольку эти мотивы по природе своей в основном биогенны, следовательно, они тесно связаны с потребностями организма. Однако эту точку зрения можно подвергнуть критике. Она была бы справедливой, если бы большая часть потребляемого человеком состояла из товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения биогенных запросов. Но удовлетворение природных нужд организма является далеко не единственным фактором мотивации поведения человека (особенно с ростом уровня образования). Кроме него существует и множество других мотивов, обычно именуемых социальными, которые оказывают сильное определяющее влияние. Мотивация всегда сложна и многогранна. Редко случается, чтобы в основе конкретного поступка лежал всего один мотив. Меняется и сама структура мотивации. Мотивы, сильные сегодня, могут стать слабыми завтра, поскольку отдельные ценностные установки меняются вслед за изменением обстоятельств. Выявление и оценка относительной силы мотивов, влияющих на приобретение конкретных товаров и услуг - важная часть процесса изучения потребителей. Помимо биогенных и социогенных мотивов в психологическом складе потребителей есть и прочие переменные, которые предрасполагают их покупать одни товары и отклонять другие, реагировать на одни объявления и игнорировать другие. Эти переменные называют отношениями, верованиями, привычками и обычаями. Под отношениями понимают степень готовности дать положительную или отрицательную оценку определенным стимулам. Потребители более склонны приобретать товары или марки, к которым относятся положительно, и менее склонны покупать вещи, к которым сложилось негативное отношение. Таким образом, важной функцией исследования является выявление направленности и интенсивности отношений потребителей. Если в результате исследований обнаружится, что продажи сдерживаются из-за отрицательного отношения к товару, то рекламодатель поступит благоразумно, если изменит товар и/или его рекламу, чтобы преодолеть возникшее затруднение. Под верованиями понимают субъективные понятия о правде. То, во что люди верят, не всегда оказывается правдой, а в то, что действительно является правдой, не всегда верят. Верования основываются, скорее всего, на чувствах и эмоциях, а не на рассудке. Люди часто верят в то, во что хотят верить. В связи с этим из всех утверждений и контрутверждений конкурирующей рекламы люди часто верят не столько фактам, сколько своим собственным истолкованиям. Узнать о подобных индивидуальных интерпретациях рекламных утверждений и характеристик товаров рекламодатели могут только в ходе исследования потребителей. Привычки и обычаи считают тесно связанными друг с другом. Первые относят к отдельной личности, а вторые - к обществу. Как индивидуальные, так и общественные привычки играют в жизни людей большую роль. Считают, что три из каждых четырех человеческих поступков являются привычными или шаблонными. Мотивы, отношения и верования создают и усиливают привычки. Однако, закрепившись, привычки сами могут стать движущей силой покупательской активности. Привычки не только предсказуемы. Их относительную силу можно измерить. Результаты таких замеров служат ориентирами при решении вопроса: Как целесообразнее использовать рекламу для разрушения старой привычки и создания новой или для дальнейшего укрепления старой [29]. При проведении исследования потребителей можно изучать их познавательную, эмоциональную и поведенческую реакции. Познавательная реакция человека связана со знанием, т.е. с совокупностью информации и представлений. Эта информация хранится в памяти, и ее объем, а также ее характер (позитивная/негативная) изменяются в зависимости от способностей человека к восприятию. Восприятие - это процесс, с помощью которого человек отбирает и интерпретирует (истолковывает) поступающую информацию. Исследователи исходят из того, что восприятие: 1) селективно (избирательно). Так, например, один человек запоминает данную информацию, а другой - нет, поскольку она не отвечает его потребностям или просто не удивляет; 2)предвзято. Так, люди склонны деформировать поступающую информацию, ориентируя ее на свою систему ценностей или конкретную ситуацию; 3)обладает «защитными свойствами». Люди склонны отбрасывать некоторые элементы поступающей информации, так как они могут быть тревожащими или беспокоящими (курящие - не читают о вреде курения столько, сколько некурящие). Следовательно, задачей маркетологов, разрабатывающих коммуникационные программы, является преодоление сопротивления человека на уровне восприятия и через это - обеспечение необходимого уровня известной марки. Известность марки - это способность покупателя идентифицировать марку достаточно детально: так, чтобы ее можно было предложить рынку, а покупателю осуществить выбор. Информацию об уровне известности марки получают опросом покупателей. При измерении уровня известности марки компания планирует маркетинговые коммуникативные мероприятия для повышения этой известности, определяет сегменты с наивысшими и низшим уровнем известности, т.е. формирует в целом так называемый капитал марки. Эмоциональная реакция покупателя не базируется только на простом знании. Она является оценочной и включает чувства, предпочтения, благоприятные и неблагоприятные суждения о марке или фирме. Центральным понятием эмоциональной реакции является отношение. Отношение - это умственный процесс, посредством которого человек, на основе предыдущего опыта и накопленной информации, организует свои восприятия и чувства относительно определенного объекта, т.е. направляет своё будущее поведение. Различное отношение покупателей к той или иной марке можно оценить, используя модель мультиатрибутивного товара. Основные идеи данной модели следующие: 1. Покупатели воспринимают товар как набор (совокупность) атрибутов. Например, для такого товара, как «сок», атрибутами будут: натуральность; вкус; наличие вариантов по объему; удобство упаковки. А для такого товара, как телевизор - качество изображения; удобство ПДУ; компактность. 2. Атрибуты используются в качестве критериев для выбора марки. 3. Различные люди могут придавать разнообразным атрибутам неодинаковую значимость. 4. Покупатели имеют определенные взгляды на степень присутствия отдельных атрибутов в каждой марке. 5. Покупатели ассоциируют степень своей удовлетворенности маркой со степенью присутствия в товаре определенного атрибута. Отношение к марке можно измерить, использовав следующую формулу (формула мультиатрибутивной модели) [29]: где Ai - позиция (отношение) покупателей к z-й марке; Wk - относительная важность присутствия k-го атрибута в товаре, выраженная в коэффициенте; Xjk - воспринимаемая покупателями степень присутствия k-го атрибута в z'-й марке; n - число атрибутов. Измерив отношение покупателей к нескольким маркам, можно определить, какой марке будет отдано предпочтение (по наивысшему результату Ai), но при этом необходимо принимать во внимание тот факт, что покупатель выбирает «интегрально» лучшую марку (с учетом относительной важности всех атрибутов). Кроме этого, измерения указанных отношений также могут помочь обнаружить ряд проблем. Например: 1) покупатель может считать атрибут очень важным, но воспринимать его как слабо представленный в данной марке (следовательно, надо усилить присутствие атрибута или подчеркнуть его присутствие посредством коммуникаций); 2) покупатель может считать атрибут не очень важным, несмотря на то, что в марке он хорошо представлен (следовательно, надо убрать ненужные акценты из коммуникаций или убедить рынок, что этому атрибуту следует придавать большее значение); 3) покупатель может переоценивать присутствие некоторых атрибутов в конкурирующих марках (следовательно, надо попытаться изменить отношение с помощью сравнительной рекламы); 4) кроме того, оценка отношения покупателей к марке позволяет лучше понять, на чем следует «играть» компании в своих маркетинговых коммуникациях. Примеры анкет по оценке уровня известности компании и отношения покупателей к торговой точке приведены в прил. 1 и 2.
2.2. Изучение товара и рынка
В исследованиях, посвященных разработке успешных ИМК, анализируется не сам товар как таковой, а отношение к нему со стороны целевых аудиторий и их ответные реакции на альтернативы представления товара в коммуникациях. Потребительские оценки товара имеют стратегическое значение при разработке рекламы. Основными направлениями изучения товара при разработке ИМК являются: 1) качество товара; 2) жизненный цикл товара; 3) упаковка товара; 4) цена; 5) образ марки; 6) позиционирование товара. Несмотря на то, что рекламодатель может тщательно подобрать массу полезной информации, исходя из знания маркетингового отношения потребителя к товару, однако важно знать, какие процессы стоят за этими отношениями. То есть в чем заключаются сильные и слабые стороны товара и на основе каких важных критериев или свойств (выгод) принимается решение о покупке. Особенно важно определить - одно или несколько сходных или, так называемых, «функционально эквивалентных» свойств, используются покупателями при выборе товара. В большинстве случаев при разработке рекламных материалов необходимо сконцентрироваться на одном или нескольких свойствах. Жесткая борьба за привлечение внимания покупателя допускает выдвижение на первый план только одного или нескольких свойств, которые в наибольшей степени влияют на процесс принятия покупателем решений. Известно, что каждый этап жизненного цикла товара (ЭЖЦТ) требует особого стратегического подхода к формированию системы ИМК. Структура ИМК на различных ЭЖЦТ будет различной, поэтому важно понимать, как долго продлится тот или иной этап жизненного цикла и есть ли возможность/необходимость оказывать влияние на него посредством инструментов ИМК. В отдельных случаях (в основном на потребительском рынке товаров и услуг) особое внимание следует уделять вопросу исследования упаковки и /или той обстановке, в которой оказывается услуга (совершается покупка). Упаковка (окружение) вносит неоценимый вклад в поддержание образа марки. Это наиболее бросающаяся в глаза характерная принадлежность товара или «лицо» компании, если речь идет о компании по оказанию услуг, которая воспринимается потребителем, следовательно, она призвана всецело поддерживать и укреплять рыночную позицию марки (фирмы). Чтобы обеспечить максимально полное использование всех возможностей упаковки и внешнего окружения как средства маркетинговых коммуникаций, необходимо провести целую серию тестов: на разборчивость графических элементов и гармоничность цветов, на соответствие оформления особенностям экспонирования товара, на благоприятную реакцию со стороны потребителей. Цена во многих случаях является одним из аргументов в коммуникациях. Разработчики программ ИМК должны знать, как влияет цена на принятие решения о покупке товара, как потребитель воспринимает ее по отношению к ценам на конкурирующие товары. Кроме того, важно понимать, каким образом спозиционирована марка в сознании представителей целевой аудитории и какую смысловую нагрузку должен нести или уже несет образ марки или репутация компании.
|