Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Условные зоны (секторы) торговой площади 5 страница
Методология компании Interbrand рассматривает бренд как финансовый актив, позволяющий оценивать его вклад в конечный результат деятельности компании. Оценка Interbrand включает три компонента: 1) финансовые показатели компании; 2) роль бренда (значимость бренда в принятии решения о покупке продукта) 3) силу бренда (способность конкретного бренда обеспечивать будущие доходы). Следует заметить, что рейтинг ведущих российских брендов 2013 г. создан по новой методике, поэтому он существенно отличается от версий прошлых лет. Впервые в него были включены как компании, работающие по системе B2C («бизнес для потребителя»), так и B2B («бизнес для бизнеса»). Среди новых имен в рейтинге оказалось значительное количество компаний, работающих в B2B, бренды которых серьезно потеснили бренды компаний сегмента B2C по своим оценочным показателям. Как следует из нового рейтинга, В2В-компании играют в настоящий момент главную роль в стимулировании развития российской экономики и формировании образа жизни россиян. Самым ценным российским брендом в 2013 г. стала торговая марка газодобывающей и газораспределительной компании «Газпром», стоимость которой составила 1 261 617 млн руб. (см. прил. 4). Основные направления деятельности «Газпрома» - геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. На «Газпром» приходится около 20 % мировой и около 85 % российской добычи газа. Корпорации принадлежит наиболее крупная в мире система транспортировки газа - Единая система газоснабжения России, протяженность которой составляет около 157 тыс. км. Собственником контрольного пакета акций «Газпрома» является государство. «Газпром» - уникальный случай в российской экономике. Несмотря на исторически преимущественное положение (огромные природные, финансовые, административные и человеческие ресурсы), а также отсутствие конкуренции в некоторых отраслях, концерн проделывает не только огромную работу по развитию своего бренда, но и, постоянно диверсифицируя бизнес, продолжает демонстрировать свою силу во всех сегментах присутствия. В тройку лидеров, кроме компании «Газпром», также вошли «МТС» и «Билайн». За ними следуют «Мегафон» и представитель В2В-сегмента - «Норильский Никель». Позиции с шестой по десятую занимают «Сбербанк», «ТНК», «Лукойл», «Балтика» и «Татнефть». Впервые в рейтинг вошел бренд из отрасли авиаперевозок - «Аэрофлот». Всего же в списке значится 13 отраслей, среди которых по-прежнему количественно преобладают бренды, знакомые конечному потребителю (населению). Эксперты отмечают, что наличие в России сильных брендов смягчило для нее последствия финансово-экономического кризиса в сравнении с другими странами мира, а поскольку российская экономика и представляющие ее бренды отличаются значительной степенью диверсификации, то это создаст базу для ее дальнейшего развития и поможет снизить воздействие глобальной финансовой нестабильности (группа Interbrand представила рейтинг самых дорогих российских брендов 2013 г. Сравнительная стоимость самых дорогих российских и мировых брендов 2013 г. приведена в прил. 5. Самым дорогим брендом мира является «Apple», его стоимость оценивается в 98 316 млн долл. (причем его стоимость за 12 месяцев 2013 г. выросла на 28 %). На втором месте - «Google» - 93 291 млн долл., на третьем - «Coca-cola» - 79 213 млн долл. Необходимо отметить, что впервые за 14 лет бренду «Apple» удалось сместить с позиции самых дорогих брендов - корпорацию Coca-Cola. Своеобразным отражением теории силы бренда на практике стало появление в компаниях отделов CRM (Customer Relationship Management - управление взаимоотношениями с потребителями). В основе этой концепции лежит формирование уникальных взаимоотношений с отдельными потребителями, а следовательно, и потребительской лояльности. Если управление капиталом бренда формирует «капитал бренда», то CRM создает «капитал удержания». В связи с этим появилось новое направление в общей теории капитала бренда - потребительский капитал бренда. В его основе лежит утверждение, что потребители - это настоящий финансовый актив компании, которым и нужно управлять, как активом. Долгосрочной целью компании должна быть максимизация потребительской рентабельности в противоположность рентабельности продуктов. Один из двух самых известных подходов к теории потребительского капитала бренда принадлежит группе профессоров по маркетингу, называемой Группой Р. Руста. Группа Руста утверждает, что потребительский капитал можно разбить на три составляющие: 1) капитал ценности - когнитивное, объективное и рациональное восприятие потребителем продукта, его цены и удобства пользования; 2) капитал бренда - эмоциональное, субъективное и иррациональное восприятие, имидж бренда, «субъективные и нематериальные оценки потребителем бренда, выходящие за объективно воспринимаемую ценность»; 3) капитал удержания - склонность потребителя привыкать к бренду, которая не объясняется объективными или субъективными оценками этого бренда. В основе капитала удержания, в отличие от капитала ценности и капитала бренда, лежит фактический опыт, накопленный потребителями при пользовании данным продуктом. При этом коммуникационный инструментарий, выбор медийных средств и коммуникационное сообщение являются одной из детерминант рустовского капитала бренда, получившей название «осведомленность о бренде». А сам капитал бренда выполняет три функции: 1) выступает в качестве магнита, притягивающего к компании новых потребителей; 2) служит визитной картой, чтобы напомнить потребителям о товарах и услугах данной компании; 3) обеспечивает эмоциональную связь между потребителями и компанией. Бренд в современном понимании является образом товара в сознании потребителя, выраженным в символе, который позволяет последнему выбирать тот или иной товар, или представляет собой некоторый образ товара, имеющий содержание, значимое для потребителя. Однако бренд сам по себе еще не является залогом жизнеспособности компании. Необходимо постоянно осуществлять ряд действий, под которыми следует понимать «управление брендом» и характеризовать их как «брендинг». Правильно разработанная брендинговая стратегия и следование ей в тактике создает сильный бренд, который может стать лидером в своей категории и будет жить долго.
4. МЕРЧАНДАЙЗИНГ КАК НАПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ 4.1. Маркетинговая сущность мерчандайзинга
В свете классического комплекса маркетинга мерчандайзинг может рассматриваться как самостоятельный элемент, включающий правила и методы сочетания характеристик товара (прежде всего, его визуальный облик), характеристик торговой точки (создание правильной атмосферы внутри магазина в сочетании с правильным размещением товара) и средств продвижения товара в месте продажи. То есть мерчандайзинг представляет собой эффективный инструмент маркетинга, направленный на создание удобных для покупателя условий выбора товаров с целью побудить его к совершению покупки. Необходимость мерчандайзинга была доказана после того, как выяснилось, что две трети всех решений о покупке потребители принимают, стоя перед прилавком. Даже если покупка определенного вида товара запланирована предварительно, то 7 из 10 покупателей принимают решение о выборе в пользу той или иной торговой марки непосредственно в торговом зале. То есть у 9 из 10 потребителей, пришедших в магазин, нет окончательно сформированного решения, какую именно марку продукта они предпочтут. Поэтому мерчандайзинг более актуален там, где существует визуальная продажа, а значит, он напрямую связан с розничной торговлей. Для осуществления эффективной мерчандайзинговой деятельности необходимо глубокое изучения природы человеческого поведения, его мотиваций к выбору товара и к покупкам. Поведение покупателя - это процесс, в ходе которого человек определяет, что, где, когда, как, у кого и как часто покупать и покупать ли вообще. Для продавца важно, какими действиями он может побудить покупателей, чтобы гарантировать совершение покупки в своем магазине. По результатам многочисленных исследований типичный портрет покупателя выглядит следующим образом: правша, рост 165-185 см, одна рука занята сумкой/телефоном, рассеянное внимание, голова занята заботами. Кроме того, выделяют такие общие моменты его поведения: - чувствует себя комфортно в незамкнутом, просторном пространстве, где есть окна, широкие проходы и много света; -движется по треугольной траектории (отдел с нужным товаром - касса - выход); - использует правостороннюю схему движения, т.е. со входа естественным ходом движения покупателей считается движение против часовой стрелки; - взгляд по полкам движется как при чтении: слева направо и сверху вниз; - сначала обращает внимание на то, что в свободном доступе, затем - на то, что в закрытых прилавках; - имеет объем памяти в единицу времени 3-5 предметов; - большую часть информации воспринимает через зрение. Если исходить из знания о природе покупательского поведения, анализа распределения познавательных ресурсов человека, то можно ориентировать покупателя в нужном направлении посредством регулирования качественных и количественных составляющих раздражителей в магазине. Но методы мерчандайзинга не ограничиваются только психоло- гическим воздействием. Его практическая сторона включает совокупность решений, технологию, набор приёмов и средств, которые сосредоточены в решении следующих вопросов: 1) грамотное расположение товаров в пространстве торгового зала; 2) создание комфортной среды для покупателей во время пребывания в магазине; 3) стимулирование желания потребителя выбрать определенную марку и упаковку, купить продвигаемый товар. Мерчандайзинг как наука прикладная - это знания о методах торговли и рекламы, логистики, психологии, принципов композиции и дизайна. Традиционно точкой приложения мерчандайзинговых «усилий» является магазин или - в более широком смысле - место продажи некоего товара или услуги. Однако это не значит, что в нем заинтересованы только торговцы. Считается, что мерчандайзинг продукции так же важен, как разработка бренда товара или проведение рекламных акций, поскольку он применяется в торговом зале, где у производителя есть последний шанс показать покупателю товар, повлиять на его выбор, подтолкнуть его купить больше единиц товара. Грамотно продуманная и успешно реализуемая программа мерчандайзинга дает, прежде всего, возможность улучшить презентабельность товаров и брендов, значительно повысить их прибыльность и объемы продаж. При этом маркетинговые решения производителя и торговца в области мерчандайзинга имеют определенные различия (табл. 2). Инициатором проведения мерчандайзинговых мероприятий в розничном торговом предприятии может быть и производитель, и оптовый торговец, и розничный торговец. Конечной целью всех субъектов маркетинга являются повышение уровня продаж своих товаров через розничное торговое предприятие и формирование приверженности покупателей в отношении своих торговых марок.
Таблица 2 Маркетинговые решения производителя и торговца в мерчандайзинге Из этого вытекают следующие маркетинговые задачи, которые решает мерчандайзинг: 1. Создать конкурентное преимущество магазина и отдельных марок. 2. Эффективно представить товары на рынке. 3. Обеспечить покупателей необходимой информацией. 4. Сформировать приверженность покупателей к отдельным торговым маркам, увеличить число лояльных покупателей и завоевать новых. 5. Привлечь внимание покупателей к товарам, обратить внимание на новые продукты и специальные предложения. 6. Закрепить в сознании покупателей отличительные черты марок. 7. Увеличить время пребывания покупателя в магазине и число совершаемых им покупок. Необходимыми же условиями успешного достижения запланированных результатов от мерчандайзинга являются: - активное взаимодействие производителя и посредников; - создание и внедрение комплексной программы мерчандайзинга; - ориентация на потребности покупателя; - профессионализм торговых представителей и мерчендайзеров. Мерчандайзинг производителя и розничной торговой точки отличается лишь тем, что предприятие розницы должно учитывать требования всех поставщиков единой группы товаров. Словом, все мероприятия мерчандайзинга направлены на увеличение объемов продаж. Из этого следует, что мерчандайзинг выступает в роли двигателя продаж, он помогает приблизить товар к потребителю тем, что обеспечены наличие достаточного количества товара, его презентация, коммуникации о нем и удобства его приобретения. 4.2. Принципы мерчандайзинга
Эффективность мерчандайзинга обусловлена соблюдением трех принципов. Первый. Принцип запаса, который в первую очередь должен реализовывать производитель. Он указывает в своей мерчандайзинговой стратегии набор марок и упаковок, который будет им продвигаться в каждой торговой точке. Всех своих клиентов производитель может раз- делить на несколько категорий (торговых каналов) в зависимости от вида активности покупателей в торговой точке, а также от того, какой контингент покупателей посещает эти магазины. В разных торговых каналах набор продвигаемых товаров может дифференцироваться. При этом товары должны занимать место на полках в соответствии с уровнем продаж. То есть на полках необходимо представить те товары, которые покупатели ожидают найти в данном магазине. Для того чтобы в магазине всегда присутствовал необходимый покупателю товар, производителю и торговцу нужно определить объем максимального запаса, т. е. то количество продукта, которое должно быть представлено на полке и храниться на складе в течение определенного периода времени до следующего заказа. Важно, чтобы все товары, выложенные на полки, обеспечивались, как минимум, трехдневным запасом. Второй. Принцип расположения, в соответствии с которым в каждой торговой точке обязательно должно быть в наличии минимальное количество набора ассортиментных позиций. Кроме того, в торговом зале необходимо выделить как приоритетные места (места, которые максимально приближены к покупателю и привлекают его внимание), так и неприоритетные (плохо заметные места, с низким уровнем доступности для потребителя). Необходимо знать объемы продаж определенных товарных групп, марок, видов и упаковок и в соответствии с этим упорядочить всё это в торговом зале и на полочном пространстве, располагая товар лицом к покупателю. Третий. Принцип презентации, соблюдение которого вызывает у покупателя желание сделать незапланированную покупку. Потребитель должен и имеет право знать всю необходимую информацию о товаре: потребительские свойства, данные производителя и продавца, вес, размеры, состав, данные о безопасности, способ применения, побочные эффекты, срок годности и т. д. Поэтому упаковка товара или сопровождающая его документация должны содержать всю эту информацию. Покупатель не должен прилагать усилий к тому, чтобы получить ответ на все свои вопросы относительно продукта, который он хочет купить. Для того чтобы предоставить дополнительную информацию, привлекающую внимание покупателя, используются различные коммуникационные и информационные материалы и средства [21]. Порядок соблюдения принципов не случаен. Если в торговом зале нет необходимого покупателю ассортимента, то и усилия по расположению и представлению товаров не позволят увеличить их объем продаж. Если в магазине размещены рекламные материалы, но при этом продукцию трудно найти на местах продажи, то объем продаж этой продукции увеличить невозможно. В самом общем виде принято выделять визуальный и поведенческий мерчандайзинг. Суть визуального мерчандайзинга состоит в побуждении потребителя к покупкам определенного товара благодаря привлечению к нему внимания. Это достигается заметным для клиента размещением товара, оформлением ценников, грамотной маркировкой и упаковкой продукции и др. Однако сформировать долгосрочную лояльность потребителя к товару только при помощи визуального мерчандайзинга невозможно, так как он служит для пробуждения первоначального интереса к продукту или же может побудить покупателя совершать повторные покупки в том случае, если ему удобно приобретать товар, расположенный в привычном для него месте в торговой точке. Однако визуальный мерчандайзинг так или иначе является начальным шагом к формированию лояльности покупателя. Если товар качественный и соответствует ожиданием потребителя, то он в последующем будет готов покупать этот товар не из-за его удобного положения на полке, а в связи с возникшей лояльностью. Кроме того, визуальный мерчандайзинг решает множество немаловажных промежуточных задач. Например, правильное представление товара позволяет не только направить внимание потребителей на продукт, рассказать о нем, но и повысить осведомленность покупателей о бренде компании, а также о новых акциях и событиях.
4.3. Инструменты мерчандайзинга
На формирование долгосрочной лояльности потребителей к торговой точке направлен поведенческий мерчандайзинг, который способствует созданию комфортной для потребителя атмосферы в торговой точке посредством освещения, оформления торгового зала и его атрибутов в фирменном стиле, удобной навигации, запахов, униформы торгового персонала, наличия мест отдыха, звукового сопровождения. Визуальный и поведенческий мерчандайзинг тесно переплетаются друг с другом, если рассматривать их в таком понятии, как микромир магазина (торговой точки). Это сложное понятие включает совокупность технологической (сумма физических характеристик магазина и организации торгового процесса в нем) и психологической (атмосфера магазина, которая создает определенный эмоциональный настрой) составляющих. Четкость технологической составляющей важна для разума, а комфорт психологической составляющей - для чувств покупателей. С позиции розничной торговли основными составляющими и инструментами мерчандайзинга являются: 1) фасад магазина (торговой точки); 2) вывеска, витрина; 3) внешняя реклама; 4) дизайн интерьера магазина (торговой точки); 5) входная зона; 6) планировка, магистрали, навигация торгового зала; 7) торговое оборудование; 8) выкладка товара; 9) ценники и этикетки; 10) освещение торгового зала; 11) музыка, запахи в торговом зале; 12) рекламно-информационные материалы в торговом зале; 13) территория вокруг магазина (торговой точки), паркинг; 14) вход в магазин. Перечисленное находит применение в следующих основных направлениях мерчандайзинга: 1) зонирование площади торговой точки и планировка торгового зала; 2) выкладка товара; 3) коммуникационное и рекламно-информационное сопровождение продажи товаров. Рассмотрим кратко первые два направления (более подробно эти направления описаны в специальной литературе, например в учебных пособиях «Мерчандайзинг» (авторы Т.Н. Парамонова и И.А. Рамазанова и «Мерчандайзинг в розничной торговле» (авторы Ж.Ж. Чимитдоржиева и В.Н. Украинский). Главная цель общей внутренней планировки торговой точки - сделать ее настолько удобной и привлекательной для покупателей и сотрудников, насколько это возможно. При этом необходимо обеспечить эффективное использование площадей, чтобы достичь планируемого уровня товарооборота и прибыли. Планировка торгового зала включает решение таких вопросов, как выделение основных зон торгового зала, распределение товарных категорий или брендов в торговом зале и организация движения покупательского потока, выбор схемы расстановки оборудования. Важная составляющая планировки торгового зала, особенно для большого магазина - магистраль покупательского потока, включающая главный и основные боковые проходы, по которым движется основной поток покупателей. Планировка торгового зала магазина включает: разделение торговой площади на секции; маршрут движения покупателей по территории магазина; организацию и расчет размеров проходов между торговым оборудованием; размещение кассовой зоны, входа-выхода. Торговое оборудование и товары на нем располагаются исходя из правила: чем лучше виден товар, тем больше шансов, что его купят. Размещение товаров в местах наиболее интенсивного потока покупателей повышает вероятность покупки, в том числе и незапланированной. С маркетинговой точки зрения планировка торгового зала должна быть такой, чтобы покупатель мог увидеть товар и у него возникло желание пройти по всему торговому залу. Правила проектирования торговых площадей предусматривают соблюдение различных требований к планировке в зависимости от совокупности экономических, коммерческих и технологических требований. В зависимости от системы расстановки оборудования используют различные виды технологической планировки торгового зала: линейную, боксовую (трек, петля), смешанную, свободную (произвольная), выставочную. Планировку магазина можно считать удачной, если удалось достичь равновесия между комфортом для покупателей и эффективным использованием торговых площадей. В целях демонстрации, облегчения выбора, сравнения товаров используют правила организации выкладки товаров. Принято различать первичную и вторичную выкладку. Под первичной понимается расположение товара среди схожих товаров (категорий товара) или торговых марок на традиционных торговых площадях - полках, витринах. Эта выкладка всегда предпочтительнее любой другой. Вторичная выкладка - это нестандартные конструкции - дисплеи, стойки, корзины, горки, пирамиды из товаров, а также выкладка на специальных брендированных стеллажах. Вторичная выкладка дублирует выкладку товара в основном месте продажи и производится для конкретного товара или марки. Общие правила выкладки отражают особенности восприятия человека. Размещение оборудования, секций, отделов, стеллажей, товаров и т.п. по правилам мерчандайзинга в сочетании с информационным сопровождением позволяет активизировать, целенаправленно концентрировать и рационально распределять внимание и прочие познавательные ресурсы покупателя. Правильно организованное пространство обеспечивает: максимальную коммерческую выгоду; продвигает процесс совершения покупки; максимально увеличивает время нахождения покупателя в магазине; максимально увеличивает суммы, потраченные в магазине. Итак, достижение главной цели мерчандайзинга во многом зависит: от эффективности использования торгового пространства магазина, представления товара на полках, планирования ассортимента, грамотного поведения продавцов и в целом от микромира в магазине. 4.4. Формы реализации маркетинговых коммуникаций в местах продажи товаров
Поскольку мерчандайзинг существует на основе коммуникации, то общение является неотъемлемой частью его успешной реализации. Коммуникации мерчандайзинга включают предметы, совокупность приспособлений, приемов и способов действия, раздражители и факторы среды торгового зала, способные оказывать влияние на поведение покупателей. Средства и приемы, используемые в практике продвижения на предприятиях розничной торговли, часто выходят за рамки рекламного инструментария, а в некоторых случаях - и системы маркетинговых коммуникаций. Поэтому вполне уместным будет называть их интегрированными маркетинговыми коммуникациями в местах продажи (ИМКМП) и определять как коммуникационную составляющую мерчандайзинга. С точки зрения структуры маркетинговых коммуникаций ИМКМП представляет собой комплексное синтетическое средство маркетинговых коммуникаций, включающее: элементы и приемы рекламы, стимулирование сбыта, прямой продажи, PR, а также других синтетических коммуникационных средств (выставки, брендинг) и элементов иных составляющих комплекса маркетинга (упаковка, приемы сбыта, инструменты ценовой политики). В то же время все используемые приемы и методы образуют единую систему, что позволяет говорить об этом синтетическом средстве как о форме реализации системы интегрированных маркетинговых коммуникаций в местах продажи товаров. Особо важная роль в формировании ИМКМП принадлежит торговому персоналу магазинов. Участие в этом процесс продавца-консультанта позволяет реализовать все преимущества прямого маркетинга. Велико значение в системе ИМКМП мероприятий и приемов стимулирования сбыта. Наряду с традиционными приемами (скидки, сезонные распродажи, лотереи, конкурсы и т. п.) используются и специфические, например: мгновенные распродажи, установление специальной цены, равной или ниже входной, программы лояльности покупателя, дегустации и др. В ИМКМП наряду с этим активно используются приемы паблик рилейшнз, а именно: презентации, мероприятия событийного характера, представительские полиграфические материалы, рассылка пресс-релизов и др. Интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продаж преследуют следующие цели: 1) интенсификацию процесса продажи; 2) побуждение покупателя к покупке; 3) информационное обеспечение покупателя, в том числе с точки зрения возможности сравнения вариантов приобретаемого товара; 4) предоставление дополнительной аргументации в пользу совершения акта покупки; 5) представление товаров-новинок; 6) стимулирование продавцов; 7) напоминание покупателям о предыдущих рекламных контактах по конкретным маркам товара, о широкомасштабных рекламных кампаниях производителей. Доминирующей чертой ИМКМП является необходимость кооперации в процессе их реализации сразу двух основных типов коммуникаторов - производителя и непосредственно владельца розничного предприятия. Актуальность подобного сотрудничества объясняется совпадением интересов этих участников рыночного процесса в достижении основной цели ИМКМП - стимулирование сбыта товаров, реализуемых в розницу. В коммуникациях мерчандайзинга обычно выделяют имиджевую и информационную составляющие. Имиджевая составляющая часто действует на уровне подсознания, где значительную роль играет процесс накопления необходимого количества эффективных взаимодействий. Здесь важно то, как наилучшим образом представить товар в торговом зале в отличие от конкурентов. Информационная составляющая апеллирует в основном к вербальному и осознанному мышлению покупателя и поэтому традиционно действует сразу. Эффективность информационных коммуникаций можно оценить приблизительно при исследовании изменения продаж продвигаемого товара в торговой точке, при проведении мерчандайзинговых мероприятий. В табл. 3 приведены элементы и носители информационной и имиджевой составляющей мерчандайзинговых коммуникаций. Таблица 3 Элементы и носители имиджевой и информационной составляющей мерчандайзинговых коммуникаций Выбор видов коммуникаций зависит от конкретного товара, но в любом случае наиболее эффективен комплексный подход. При этом каждый конкретный вид коммуникаций почти всегда совмещает в себе имиджевую и информационную составляющие. Все приемы и инструменты ИМКМП разделяют на внешние и внутренние. Задача внешних средств - стимулировать посещение магазина. К ним относят наружные вывески, световые табло и внешние (в том числе отдельно стоящие) витрины розничных торговых предприятий. Иногда в этих целях используются айстоперы (от англ. eye stoper останавливатель глаза, призыв для глаза) - предметы, находящиеся в непосредственной близости от магазинов и привлекающие непроизвольное внимание потенциальных покупателей. К внутренним средствам ИМКМП относятся все приемы и методы продвижения товаров, реализуемые непосредственно в торговом зале. Их задачами являются: привлекательный интерьер; создание психологического возбуждения потенциального покупателя и его готовности совершить покупку. Налаживание коммуникаций с покупателем внутри магазина начинается с формирования торговой среды, т.е. с разработки системы средств демонстрации, символов и других приемов позиционирования марки в конкретном торговом предприятии. Большую роль в связи с этим играет использование элементов фирменного стиля самих магазинов: соответствующим образом оформленный интерьер; фирменная одежда продавцов; упаковка и оберточная бумага с элементами ФС и др. Помимо этого немаловажную роль играют: цветовое оформление торгового зала, музыка, запахи, манера общения персонала, оборудование и инвентарь. Основными носителями ИМКМП внутри торговых залов являются: 1) конструкции презентационного характера (тумбы, стойки, подставки, демонстрационные и дегустационные стенды и др.); 2) различного вида подставки, называемые еще диспенсерами, или холдерами (в том числе горки, этажерки, подставки под рекламные материалы); 3) полиграфическая рекламная продукция (постеры, плакаты, стикеры, проспекты, гирлянды, флажки и др.); 4) напольная графика, в том числе стрелки, нанесенные на пол и указывающие путь к конкретному товару; 5) специальные подвесные конструкции: - воблеры (от англ. to wobble дрожать) - специальные таблички с рисунками и пиктограммами, прикрепленные к полке на гибкой дрожащей пластмассовой ножке и указывающие место выкладки товаров; -джумби - гипертрофированно увеличенные копии упаковок товаров (пачек сигарет, соков и др.); - мобили - большие картонные конструкции, подвешиваемые над местом выкладки конкретного товара, и др.;
|