Параметры психолого-педагогического статуса
| Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению учащегося
|
1. Познавательная сфера
|
1.1. Произвольность психических процессов
| 1. Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе.
2. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных и иных целей, заданных педагогом.
3. Принятие целен, заданных учителем.
4. Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче. 5. Определение важности и последовательности выдвигаемых мелей и рамках конкретной учебной или внеучебной школьной ситуации
|
1.2. Развитие мышления
| 1. Владение приемами понятийного мышления: способность к установлению причинно-следственных связей между изучаемыми учебными понятиями.
|
1.3. Сформированное важнейших учебных действий
| 1. Ориентация на всю систему требований, заданных учебной задачей.
2. Навыки логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация, аналогии и другие действия с понятиями, изучаемыми в учебных курсах.
3. Систематизация знаний, перенос учебных навыков.
|
1.4. Развитие речи
| 1. Понимание смысла изучаемых понятий, речи, обращенной к школьнику.
2. Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств).
3. Грамотность и богатый словарный запас устной речи.
|
1.5. Развитие тонкой моторики
| 1. Понятность письма.
2. Аккуратность оформления письменных работ
3. Способность к различным видам ручного труда.
|
1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности
| 1. Сохранение учебной активности в течение всего урока.
2. Адаптация к учебной нагрузке.
3. Способность работать в едином темпе со всем классом.
|
2. Особенности поведения и общения школьников
|
2.1. Взаимодействие со сверстниками
| Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем. Способность к глубоким эмоциональным привязанностям (дружбе).
|
2.2. Взаимодействие с педагогами
| Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогами.
|
2.3. Соблюдение социальных и этических норм
| Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм.
|
2.4. Поведенческая саморегуляция
| Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению. Моральная регуляция поведения.
|
2.5. Активность и независимость
| Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.
|
3. Особенности мотивационной сферы
|
3.1. Наличие и характер учебной мотивации
| П редпочтение «трудных» заданий. Ориентация на освоение способов получения знания (а не на готовое знание). Проявление интереса к закономерностям, принципам. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний.
|
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности)
| Отсутствие выраженных противоречий между: — требованиями школы (педагога) и родителей; — требованиями взрослых и возможностями ребенка.
|
4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе
|
4.1. Отношения со сверстниками
| Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей.
|
4.2. Отношения с педагогами
| Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями
|
4.3. Отношение к значимой деятельности
| Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения для себя.
|
4.4. Отношение к себе
| Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка.
|