Параметры психолого-педагогического статуса
| Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению учащегося
|
1. Познавательная сфера
|
1.1. Произвольность психических процессов
| 1. Избирательная познавательная активность в соответствии с учебными интересами.
2. Способность к преднамеренному запоминанию, сосредоточению и поддержанию внимания.
3. Способность к распределению внимания между несколькими видами учебной деятельности.
4 Самостоятельное планирование различных видов учебной и внеучебной деятельности.
5. Способность к организации условий для самостоятельного
получения знаний, выходящих за пределы школьной программы.
|
1.2. Развитие мышления
| Сформированность понятийного мышления: использование в обучении формальных логических операций (абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, классификация, сравнение).
|
1.3. Сформированность важнейших учебных действ)
| 1. Выделение существенных и несущественных признаков изучаемых понятий.
2. Оперирование всей системой данных учебной задачи. 3. Ориентация на всю систему требований учебной задачи.
4. Способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон.
5. Способность к смене стратегии, гипотезы в процессе решения учебной проблемы.
|
1.4. Развитие речи
| 1. Богатый опыт речевого общения.
2. Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств).
3. Грамотность и богатый словарный запас устной речи.
|
1.5. Развитие тонкой моторики
| 1. Понятность письма.
2. Аккуратность оформления письменных работ.
3. Способность к различным видам ручного труда.
|
1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности
| 1 Сохранение учебной активности в течение всего урока.
2. Адаптация к учебной нагрузке.
3. Способность работать в едином темпе со всем классом.
4. Предпочтение высокого темпа работы.
|
2. Особенности поведения и общения школьников
|
2.1. Взаимодействие со сверстниками
| 1. Включенность во внутригрупповое общение со сверстниками.
2. Устойчивое позитивное положение в группе сверстников, способность к сотрудничеству со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности.
3. Способность к глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям.
|
2.2. Взаимодействие с педагогами
| Включенность в личностное общение с педагогами. Способность к проявлению эмпатии по отношению ко взрослым.
|
2.3. Соблюдение социальных и этических норм
| Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм.
|
2.4. Поведенческая саморегуляция
| 1. Способность длительно подчинять поведение намеченной цели.
2. Умение сдерживать эмоции, придавать их выражению преднамеренный характер.
3. Моральная регуляция поведения.
4. Способность к ответственному поведению.
|
2.5. Активность и независимость
| Активность, самостоятельность и целенаправленность в познавательной и социальной деятельности.
|
3. Особенности мотивационной сферы
|
3.1. Наличие и характер учебной мотивации
| 1. Интерес к способам получения знаний.
2. Умение ставить и достигать конкретные цели самообразования.
3. Интерес к знаниям, выходящим за пределы школьных.
4. Интерес к самостоятельным формам учебной деятельности.
5. Способность к постановке «гибких» и перспективных целей образования и самообразования.
6. Интерес к использованию результатов учебной работы в социально-значимых формах деятельности.
|
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности)
| Отсутствие выраженных противоречий между:
— требованиями школы (педагога) и родителей;
— требованиями взрослых и возможностями подростка; — требованиями семьи и референтной группы сверстников;
— требованиями референтной группы и возможностями подростка.
|
4.Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе
|
4.1. Отношения со сверстниками
| 1. Эмоционально- положительное восприятие подростком системы воих отношений со сверстниками: субъективная включенность в отношения.
2. Восприятие своего статуса в группе как положительного и удовлетворенность им.
|
4.2. Отношении с педагогами
| Эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений с педагогами и воспитателям: восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность.
|
4.3. Отношение к значимой деятельности
| Учение выступает для подростка как смыслообразующий мотив
|
4.4. Отношение к себе
| Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка, ориентация на будущее, субъективное ощущение адекватности своего поведения и эмоциональных реакций.
|