Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Медицинская этика и деонтаяогия педиатра 73
дедаека должна быть любовь к миру, и из нее вытекает долг перед другими яЬ> дьми —i основа православия, тогда как по католической трактовке перви-чендолг перед другими, а любовь — следствие осознанного долга. Эта мысль ва каш взгляд — фундаментальная в «Легенде о великом инквизиторе», где ЙК Mi Достоевский гениально показывает крах второй традиции трактовки триста. ;: Г«Русский религиозный философ В. С. Соловьев считал, что в процессе совершенствования человека поддерживают три первичных свойства человечес-ийй природы: стыд, жалость и милосердие, благоговение. Человек стыдится своей животности, несовершенства и проявляет половой стыд. Чувство жалости и сочувствия проявляется человеком ко всем живым существам, обнаруживая солидарность с ними, что по Соловьеву является непременным условием общественной жизни, а эти три чувства в совокупности и выражают специфическое отношение человека к тому, кого он считает ниже себя, равным себе и выше себя. При этом надо не только благоговеть перед Богом, но и Йбчитать предков и учителей. Вина перед чужой болью — одна из основ христианской нравственности, так же, как и любовь — мост между нашим несовершенным миром и миром Творца. «Смысл человеческой любви есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма» (В. С. Соловьев). Архиепископ Лука (профессор, хирург, автор замечательной книги «Очерки гнойной хирургии», Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) писал: «Любовь»?.может заключаться в себе самой, ибо основное ее свойство — потребность наливаться на кого-нибудь и на что-нибудь, и эта потребность привела к созданию Богом мира» («Дух, душа, тело», СПб., 1995, с. 14). Он также подчеркивает* что согласно Священному Писанию органом чувств и особенно высших чувств, высшего подсознания у человека является сердце. Не случайно на большинстве икон Богоматерь держит младенца на левой стороне у сердца. }; Каждый человек повседневно сердцем решает: делать ему доброе или злое, Шрошееили дурное, и никто за него это решить не может. В народе говорят: -«Сердце подсказало». Сердце каждого человека — арена борьбы добра и зла. ■ Уиеньшить зло в мире надо, прежде всего, активным воспитанием собственного сердца и творением добра, а не «борьбой со злом». Там, где мало добра — трржествует зло. В этом смысле у врача уникальная профессия — он ежедневно должен творить добро, с добрым сердцем. •I Митрополит Иоанн (Снычев) напоминал: «К духовным добродетелям относятся искоренение из своего сердца раздражительности, злобы, злопамятства, осуждения и снискание великодушия и терпения, чистоты душевной. Дух, согласно учению Церкви, есть та сила, которую вдохнул Бог в человека, завершая сотворение его. Он есть искра богоподобия, горящая в душе человеческой, возвышая его безмерно надо всякою земной тварью. Совесть — вот первое осязательное проявление духовной жизни» («Нам доверено отечество»). - Согласно выдающемуся русскому физиологу Алексею Алексеевичу Ухтомскому, в основе природы человеческого сознания лежит принцип доминанты, 74 Детские болезни, Том 1 ' а важнейшей доминантой, организующей сознание, является «доминанта на лицо другого»: «Только там, где ставится доминанта на лицо другого как на самое дорогое для человека — впервые преодолевается проклятие индивидуалистического отношения к жизни, индивидуалистического миропонимания, индивидуалистической науки. Ибо ведь только в меру того, насколько каждый из нас преодолевает самого себя и Свой индивидуализм, самоупор на себя — ему открывается лицо другого, сам человек впервые заслуживает, чтобы о нем заговорили как о лице». С. П. Боткин говорил: «Необходимо иметь истинное призвание к деятельности практического врача, чтобы сохранить душевное равновесие при раз-, личных неблагоприятных условиях жизни, не впадая при неудачах в уныние или самообольщение при успехах. Нравственное развитие врача — практика поможет ему сохранить то душевное равновесие, которое даст ему возможность исполнить священный долг перед ближними и Родиной, что будет обуславливать истинное счастье его жизни». Великие русские медики С. П., Боткин, Н. И. Пирогов, И. П. Павлов были православными людьми, горячими патриотами своего Отечества. Типичными чертами русского народа, согласно митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну, следует считать: 1. Соборность — сознание духовной общности народа, коренящееся в об 2. Державность — сознание каждым ответственности за всех, за нравствен 3. «Всечеловечность», открытость русского характера — отрицание фаль Он писал: «Русская история учит, что общество, желающее сохранить в себе державные черты, должно признавать — верховная власть в стране принадлежит не партии какой-нибудь, не организации или сословию и даже не народу в целом: она принадлежит основополагающим принципам нравственности. " Не лги! ", " Не воруй! ", " Не блуди! ", " Не скупись! ", " Не завидуй! ", " Не злобься! ", " Не гордись! " — вот что должно определять нашу жизнь... Понятие " русский" в этом смысле не является исключительно этнической характеристикой. Соучастие в служении русского народа может принять каждый, признающий Богоустановленность этого служения, отождествляющий себя с русским народом по духу, цели и смыслу существования, независимо от национального происхождения» (Иоанн «Россия, Русь, храни себя, храни!»). На русском языке человек в ответ на сделанное кем-либо ему добро отвечает «Спасибо», то есть спаси Бог вас. В царской России в паспорте надо было указывать не национальность, а вероисповедание. Ф. М. Достоевский, про- Глава 1. Медицинская «тика и двомтаяогия педиатра 75 возгласивший: «Мир спасет красота!», прежде всего имел в виду красоту подвига Христа, отдавшего свою жизнь во искупление грехов человечества, красоту христианской любви, которая, по его мнению, и спасет Россию. Западная философия — философия права, русская философия -т философия любви. Любовь — чувственное осознание гармонии и красоты: индивидуальной неповторимости, воплощенности Божественного начала и осмысленности в другом живом существе или явлении природы, творчества в сочетании с ощущением бесконечности жизни и единства мира, в котором все взаимосвязано и требует взаимного понимания, поддержки и помощи. В 1-м послании от Иоанна Святого Евангелия читаем: «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем», «В любви нет страха, яд совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви» (1-е Ин., 4: 16-18). ; Нет ничего более несовместимого с христианской любовью, чем право сильного обидеть, унизить слабого. Конечно, речь идет не только о физической силе, но й; прежде всего, об интеллектуальной и о материальной. Обладатель высокого интеллекта, материальных богатств не имеет права снисходительно, свысока относиться, презирать не обладающих ими. Интеллектуальная мощь — это не только и даже не столько заслуга индивидуума, сколько дар Божий, обязанность служения, долг перед людьми, Отечеством. Конечно, не следует думать, что сказанное относится лишь к христианской религии. Авиценна (Ибн Сина) еще в X веке писал: «Заповедны десять вещей для благородного человека, Из которых шесть благородному человеку не присущи: у -> ■ Зависть, подлость, ложь, Показ (своей) нужды, слабости и боли. Когда есть (у тебя) богатство, друзьям руку Нужно протянуть для даяния и помощи. Когда же бывает (тебе) трудно, не раскрывай тайны, Пусть лицо твое пожелтеет от боли*. В Коране сказано, что кто спасет жизнь одному ребенку — спасет мир. Л. Н. Толстой, как известно, в конце жизни «отпавший» от православия, тате изложил заповеди: 1. Не сердитесь и будьте в мире со всеми. ■ 2. Не забавляйтесь похотью блудной. 3. Не клянитесь никому и ни в чем. 4. Не противьтесь злу, не судите и не судитесь. 5. Не делайте различия между разными народами и любите чужих так же,
|