Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Арт - терапия: европейская перспектива
Эта статья является своеобразным предисловием составителя, в котором кратко излагаются его взгляды на процесс профессионализации арт-терапии и активизацию диалога между представителями арт-терапевтических сообществ разных стран, прежде всего стран Большой Европы, частью которой является Россия. Выход в свет «Хрестоматии по арт-терапии» можно рассматривать как красноречивое подтверждение этих процессов, свидетельство качественно нового этапа в развитии отечественной психотерапии и арт-терапии в частности. Основная задача этой книги - дать отечественным специалистам определенное представление о современной арт-терапии и многообразии ее направлений, во многом определяемых своеобразием национальных и региональных традиций и форм арт-терапевтической практики. Большую часть материалов «Хрестоматии» составляют статьи европейских арт-терапевтов и специалистов в области психопатологии экспрессии из Великобритании, Германии и Франции. В то же время в книгу включены несколько статей, подготовленных авторами из Соединенных Штатов Америки, Бразилии и Израиля. Большинство статей были ранее опубликованы в журнале «Исцеляющее искусство», учрежденном в 1997 году Арт-терапевтической ассоциацией и получившем в начале этого года статус международного издания. Информационная политика журнала и деятельность Арттерапевтической ассоциации, развивающей разные виды сотрудничества с европейскими коллегами, являются еще одним подтверждением формирования транснационального арт-терапевтического сообщества, отвечающего интересам специалистов и клиентов разных стран, способствующего развитию арт-терапевтического образования, теории и практики. «Хрестоматия по арт-терапии» дополняет ранее выпущенные издательством «Питер» «Практикум по арт-терапии» (под ред. Копытина, 2000) и «Системная арт-терапия» (Копытин, 2001) и, надеемся, послужит формированию целостного пред- 6 ____________________________________ Арт-тераnuя: европейская перспектива ставления об этом направлении как у тех, кто уже использует в своей работе определенные элементы арт-терапевтического подхода, так и тех, кто еще только знакомится с этим направлением. Авторы включенных в «Хрестоматию» статей подчас подчас понимают основные факторы лечебного воздействия в арт-терапии и применяют несколько различные приемы работы. Тем не менее они, конечно же, разделяют общие принципы, лежащие в основе арт-терапевтической деятельности, что позволяет говорить об арт-терапии как самостоятельном методе и сфере профессиональной деятельности. По нашему мнению, эти принципы заключаются в следующем: 1. Арт-терапия связана с использованием клиентом разнообразных изобразительных материалов и средств визуальной, пластической экспрессии с целью выражения с их помощью содержаний своего внутреннего мира. 2. Работа клиента с изобразительными материалами и различными средствами визуальной, пластической экспрессии протекает в определенных условиях (кабинете психотерапевта, художественной студии/ателье или ином предназначенном для этого помещении), помогающих создать у него ощущение безопасности и способствовать свободному выражению содержаний своего внутреннего мира. 3. Работа клиента с изобразительными материалами и средствами визуальной пластической экспрессии протекает, в большинстве случаев, в присутствии специалиста, обладающего достаточным знанием природы художественного творчества и в то же время способного понимать психологическое содержание изобразительной продукции клиента и выступать в качестве посредника в «диалоге» клиента со своей изобразительной продукцией. 4. Арт-терапевтическая деятельность предполагает использование психотерапевтом определенных приемов, помогающих клиенту осознать отраженные в его изобразительной продукции содержания своего внутреннего мира. При всем этомчастные формы техники арт-терапевтической работы могут существенно друг от друга отличаться. Так, они могут отличаться друг от друга способом вовлечения кли-
Арт-терапuя: европейская перспектива 7 ента в изобразительную деятельность, мерой структурированности и управления со стороны специалиста; методом осуществления функции «посредника» в «диалоге» клиента со своей изобразительной продукцией; использованием или отказом от вербальных интерпретаций и иных форм психотерапевтических интервенций; значением, придаваемым фигуративным материальным и эстетическим особенностям изображения и т. д. Все это определяется системой взглядов специалиста, характером психотерапевтического запроса клиента и условиями, в которых осуществляется арт-терапевтическая работа, в частности ее социально-экономическим, политическим, правовым, культурным и институциональным контекстами. Это становится очевидно при знакомстве с разными национальными и региональными арт-терапевтическими школами. Являясь частью глобального и общеевропейского информационнoгo культурного и, в значительной мере, социально-экономического и политического «пространства», эти школы в то же время отражают своеобразие местных культур и укладов, а также разную степень «зрелости» самого метода в той или иной части мира. Не секрет, что между отдельными группами специалистов внутри профессионального сообщества арттерапевтов могут порой существовать настолько глубокие различия, что они ставят под сомнение само существование этого сообщества и могут приводить к серьезным внутренним конфликтам. Анализируя разные точки зрения на арт-терапию и используя при этом социологические представления, Д. Уэллер (Wa//er, 1991) предлагает использовать «процессуальную» модель профессии, в соответствии с которой эти точки зрения и конфликты внутри сообщества использующих арт-терапевтические приемы специалистов являются факторами осознания ими своей социальной миссии и того, что становление и развитие арт-терапии представляет собой сложный, эволюционный процесс. «Различные сегменты» (профессионального сообщества арттерапевтов) могут обладать разной идентичностью, разным пониманием своего прошлого и целей своей дальнейшей работы, включаясь в то же время в разные виды организованной совместной деятельности, помогающей им отстоять свои ин- Арт-терапuя: европейская перспектива 8 ституциональные позиции и реализовать свою социальную миссию. Соревнование и конфликты между разными сегментами профессионального сообщества приводят к изменениям в профессиональных позициях. Благодаря использованию этой модели, можно было бы показать, как конфликты в арт-терапевтическом движении, часто воспринимаемые как потенциально разрушительные, в конце концов могут быть разрешены, обусловливая переход профессионального сообщества на новый уровень его развития. (W aller, 1991, рр. XIV - ХУ). Более того, если говорить о развитии современной психотерапии, к которой, несомненно, относится и арт-терапия, то, по нашему убеждению, существование множества ее форм и направлений с характерными для них и далеко не всегда согласующимися: системами взглядов, является вполне естественным и отвечающим реалиям современного общества и плюралистическому контексту психотерапии на нынешнем этапе ее исторического развития, выступающему в качестве предпосылки профессионального диалога и синтеза разных систем взглядов, а также тем принципам, которые обозначены в Страсбургской декларации по психотерапии (ЕАР; 1991). Все это также соответствует основным задачам деятельности и политики такой авторитетной международной организации, как Европейский консорциум арт-терапевтического образования (ECArTE, 1999а, 1999в). Выступая на одной из последних конференций консорциума в Лондоне, еГО председатель Лин Коссолапов подчеркнула, что «аккумуляция национальных, этнических и культурных ингредиентов является альтернативой конформизма и источником дивергентного мышления и поведения в среде профессионалов... Каждая страна и каждый регион имеют свои собственные арт-терапевтические традиции. Эти местные традиции являются основой европейской арт-терапии как целостного феномена» (Kosso/apow, 1999). Таким образом, часто произносимый в последнее время лозунг «Единство в многообразии», отражающий активно протекающие интегративные процессы разного уровня, в полной мере соответствует современному ~тапу развития европейской арт-терапии, для которой xapaктерно стремление специалистов разных стран сопоставить свои точки зрения и создать ус- Арт-терапuя: европейская перспектива 9 ловия для наиболее продуктивной профессиональной коммуникации. Наличие разных точек зрения на арт-терапию в европейском контексте представляется тем более естественным, что она является относительно молодой специальностью, появившейся в результате объединения опыта передовых врачей-психиатров, художников и арт-педагогов, искусствоведов и психоаналитиков. Дальнейшее развитие европейской арт-терапии невозможно без создания перспективной и отвечающей реалиям ХХI столетия организационной и методологической базы, что, в свою очередь, связано с решением трех основных задач. 1. Эффективный обмен информацией между региональными и национальными арт-терапевтическими сообществами в том, что касается организационных, теоретических и практических вопросов арт-терапии, а также разных аспектов профессиональной политики в этой области (что связано спереводом и публикацией зарубежных арт-терапевтических иэданий, подготовкой совместных книг, созданием транснациональных профессиональных периодических изданий, развитием электронных средств коммуникации). 2. Развитие научных исследований в области арт-терапии и формирование научно обоснованной системы представлений и приемов практической работы. Немаловажная роль в этом может принадлежать двусторонним и многосторонним исследовательским проектам арт-терапевтов разных стран, международным конференциям и другим мероприятиям. 3. Создание международных, в частности общеевропейских образовательных стандартов в области арт-терапии, которые позволят готовить специалистов высокого уровня, способных оказывать профессиональные арт-терапевтические услуги В любом европейском государстве. В настоящее время существуют региональные и национальные образовательные стандарты, однако общеевропейские стандарты еще не выработаны. В то же время создан проект общеевропейской арт-терапевтической учебной программы «Европейский мастер», поддержанный Европейским Союзом. Основным препятствием на пути решения этой задачи можно считать автономизацию национальных и региональных учебных программ и весьма значи-
Арт-терапuя: европейская перспектива 10 тельные различия между местными законами, регулирующими деятельность в сфере профессионального арт-терапевтического и психотерапевтического образования и практики. Обсуждая вопросы формирования общеевропейских стандартов в области арт-терапевтического образования и практики, в качестве некоторых важнейших условий Л. Коссолапов (Kossolapow 2000) называет: 1) европейскую интерактивность, позволяющую арт-терапевтам работать с представителями разных культурных сообществ, различающихся по признакам их расовой, этнической, классовой, религиозной и половой принадлежности; 2) европейскую самокритичность, связанную со способностью специалистов критически оценивать свои взгляды и профессиональные позиции; 3) европейскую мобильность и ориентированность специалистов в правовых, этических и административных вопросах арт-терапевтической деятельности в разных странах; 4) европейский профессионализм - способность специалистов гибко взаимодействовать с членами арт-терапевтических и мультидисциплинарных бригад, состоящих из специалистов разных стран Европы; 5) европейскую мультикультуральность - способность специалистов сравнивать глобальные, национальные и региональные социокультурные традиции. Европейская мультикультуральность - феномен особого рода, тесно связанный с пониманием того, что Европа - это динамическое, постоянно развивающееся социально-историческое и культурное целое, включающее множество национальных и региональных культур, политических систем и экономик. К сожалению, многие современные, в том числе отечественные специалисты пока еще явно не готовы принять мультикультуральные представления, что нередко ведет к грубой подмене понятий и попыткам использования редуктивных детерминационных моделей. Так, например, один из авторов «ПсихотерапевтическоЙ энциклопедии» (под. ред. Карвасарского, 2000) смешивает понятия транскультуральной и муль- тикультуральной психотерапии, не видя между ними большой разницы. Неслучайно, обсуждая вопросы мультикультуральной психотерапии, и почему-то считает уместным цитировать Арт-терапuя: европейская перспектива 11 Б. С. Положия (1997), утверждающего, что «клиническая психиатрия всегда представляет собой транскультуральную психиатрию». В том-то и дело, что клиническая психиатрия, возможно, и не чуждая транскультуральности, в большинстве случаев оказывается резистентной к мультикультуральному подходу. С этой точки зрения закономерно, что арт-терапия, обладая высокой степенью «культурной сенситивности», с начала своего появления формировалась главным образом за пределами клинического направления, тяготея к динамическим и феноменологическим формулировкам. Клиническое же направление, напротив, как правило, связано с выработкой внешних, формализованных диагностических стандартов, а потому (в особенности если речь идет о моноаксиальной диагностике), может рассматриваться в качестве одной из форм редуктивного (в частности, биологического монизма). Современная европейская мультикультурная арт-терапия, по сути, является антидотом любым монистическим подходам. Конечно, европейская, в частности наша отечественная, история богата примерами построения различных унификационных, редуктивных теорий, неизменно выдаваемых за «панацею» в решении проблем того или иного рода. Все они достаточно убедительны на бумаге, но, увы, обнаруживают свою несостоятельность при соприкосновении с многомерной человеческой реальностью. Два наиболее характерных примера этого типа - марксизм и психоанализ. Обе эти доктрины имели определенное влияние и на европейскую арт-терапию. Обе они стремились объяснять феномены разного уровня путем использования жестких моделей детерминизма. Первая - принципом экономического, вторая - сексуального детерминизма. Обе эти доктрины оказались связаны с практикой дискриминации и разделения людей. Российская ментальность, к сожалению, часть оказывается малорезистентной к подобным моделям, а потому интеграция отечественных специалистов в европейское арт-терапевтическое сообщество, конечно же, потребует весьма болезненного пересмотра собственных установок и взглядов и развития способности к работе в условиях многомерной неопределенности. Последняя же связана с необходимостью рассмотрения того или иного феномена во множестве его проявлений и под
Арт-терапuя: европейская перспектива 12 разными углами зрения, что нередко чревато эклектичностью профессиональных позиций. Арт-терапии, как молодой специальности, возникшей в результате синтеза разных подходов к изучению психических явлений и природы творческой деятельности, посчастливилось избежать явной редуктивности и сохранить то внутреннее богатство и противоречивость, которые столько ценны для любого развития. Притягательность и сила европейской арт-терапии как раз заключается в ее способности быть отражением того многоликого целого, которое именуется Большой Европой, и выступать в качестве инструмента творческой коммуникации - внутриличностной, межличностной и межкультурной. Идея о том, что творческая деятельность обладает способностью исцелять людей и помогать им в решении различных вопросов своего бытия, тесно связана с европейской культурной традицией. В то же время эта идея в настоящее время дополняется признанием того, что современные условия жизни, в частности механизация человеческой деятельности и отношений, негативно сказываются на состоянии людей, что требует более активного использования их креативного потенциала в целях гармонизации и исцеления. Однако использование этого потенциала, в частности на основе арт-терапевтического подхода, вряд ли может быть осуществлено в форме неких универсальных технологических приемов. Европейская арт-терапия отнюдь не стремится вырабатывать стандартные подходы и способы решения проблем. Она больше ориентирована на исследование разнообразных содержаний внутреннего мира людей и системы их отношений. Она вырастает из местных культур, без которых она являлась бы не более чем эрзацем исцеления либо очередной душеспасительной утопией. Использование разных техник и подходов с учетом конкретных условий жизни людей, их проблем и психического опыта отличает современную европейскую арт-терапию, развитие которой определяется историей и культурой народов Европы в их взаимодействии друг с другом и мировой цивилизацией. Александр Копытин I ___________________________
|