В процессе проведения наблюдения ориентируйтесь на характеристики, приведённые в полях, соответствующих анализируемому параметру. Проставьте отметку в поле, соответствующем цифровому эквиваленту вашего видения уровня реализации профессиональной задачи. Поставьте «плюс (+)» рядом с примечанием в поле над вашей отметкой в том случае, если вы наблюдает то, что в нём отражено и «минус(-)» в том случае, если признак не наблюдается.
№
| Параметр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Учитель владеет навыками устной формативной оценки ученика
| Не владеет:
§ Практически не даёт формативной оценки
| Владеет неудовлетворительно:
§ Оценка фрагментарная
§ Оценка не стимулирует
§ Оценка высказывается односложными замечаниями, не несущими большой смысловой и эмоциональной нагрузки
§ Оценка формальна
| Владеет удовлетворительно:
§ Делает формативную оценку, но не по всем значимым видам работы ученика;
§ Некорректно подбирается стиль устной оценки,
§ Не всегда оценка носит стимулирующий характер
§ Не всегда учитывает индивидуальные особенности
| Владеет на высоком уровне:
§ Делает устную формативную оценку по каждому значимому виду работы
§ Учитывает индивидуальные особенности оцениваемых учеников
§ Оценка носит стимулирующий характер
§ Стиль устного оценивания корректный, образный, яркий, эмоциональный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Учитель владеет навыками формативной оценки при помощи символов и инструментов
| Не использует символы
| Владеет неудовлетворительно:
§ Использует ограниченное количество инструментов;
§ Использует инструменты формально;
§ Использует инструменты не системно;
§ Используемые инструменты примитивны и не сопровождаются смысловыми пояснениями.
| Владеет удовлетворительно:
§ Старается разнообразить инструменты в соответствии с видом работы;
§ Учитывает возрастное восприятие оценки и символов;
§ Старается дать комментарии поимо оценки символами;
§ Выстраивает свою систему использования символов.
| Владеет на высоком уровне:
§ Использует инструменты в разумном, гибком сочетании с видом работы;
§ Сопровождает применение критериальными пояснениями значения символов
§ Учитывает возрастное восприятие символов учениками
§ Имеет свою сложившуюся систему символов, понятную ученикам
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Учитель обеспечивает воздействие формативного оценивания на мотивы
| Не обеспечивает, не владеет пониманием способов влияния на мотивы
| Владеет неудовлетворительно:
§ Проводит формативную оценку, но не отслеживает её влияние на последующие успехи ученика и его настрой в отношении учёбы;
§ Не обращает внимание на эмоциональную реакцию ученика на проведённую формативную оценку его работы
| Владеет удовлетворительно:
§ Стремится отследить реакцию ученика на формативную оценку работы через обратную связь;
§ Старается учитывать эмоциональное, индивидуальное восприятие формы, стиля оценивания ученика;
§ Корректирует формативную оценку в случае замеченного отрицательного влияния на мотивы.
| Владеет на высоком уровне:
§ Подбирает формы оценивания, оказывающие влияние на мотивы
§ Опирается на позитивную мотивацию
§ Тонко учитывает индивидуально-аффективные факторы формирования мотивов;
§ Гибко управляет формативным оцениванием, как средством управления мотивами.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Учитель использует для мотивации социальные факторы
| Не использует, не владеет пониманием социальных факторов
| Использует недостаточно:
§ Знает о мотивах социального признания успеха, социального статуса, самореализации ученика в классе, но не владеет навыками воздействия на них;
§ Не знает социальной фактуры класса, конфигурации внутренних социальных отношений, поэтому не может их использовать
| Использует удовлетворительно:
§ Знает, понимает характер внутригрупповых отношений в классе, пытается использовать это для воздействия на мотивы;
§ Старается использовать мотивацию успеха и признания, но делает это недостаточно корректно, порождает неконструктивное соперничество в классе.
| Использует на высоком уровне:
§ Успешно, корректно, в необходимом объёме использует особенности внутрисоциальных отношений в классе для воздействия на эффективность обучения;
§ Эффективно использует мотивацию успеха и признания для симулирования учебной активности;
§ Использует мотивацию широкой социальной значимости для формирования мотивации высокого порядка, направленной на жизненные цели и глобальные перспективы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Учитель использует для мотивации личностные и индивидуальные факторы
| Не использует, не владеет информацией о личностных и индивидуальных факторах мотивации учеников
| Использует недостаточно
§ Имеет недостаточно знаний о личных мотивах учеников;
§ Знает о личных мотивах, но использует их некорректно;
§ Недостаточно изучил личные и индивидуальные мотивы учеников
| Использует удовлетворительно:
§ Имеет хорошие знания и понимание личностных и индивидуальных мотивов учеников в классе, но не вполне владеет методом использования этих знаний для стимулирования ученика
§ Использует знания о личных мотивах не вполне корректно
| Использует на высоком уровне:
§ Имеет глубокое понимание личностных мотивов учеников;
§ Глубоко и тонко затрагивает личностную мотивацию при постановке учебных задач;
§ Использует знание личностных мотивов этично и корректно, без ущерба для личности ученика.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Учитель использует для мотивации аффективные факторы
| Не владеет пониманием и навыками использования аффектов в целях мотивации обучения
| Использует недостаточно:
§ Не вполне владеет способностью пробудить эмоциональное отношение к изучаемому предмету;
§ Не владеет навыком пробуждения эмоционального отклика на учебные события или элементы содержания учебного материала;
§ Не использует эмоциональные связи класса, как первичной малой социальной группы
| Использует удовлетворительно:
§ Старается использовать эмоции в обучении, при формулировке заданий, обсуждении, в диалогах
§ Недостаточно психологически грамотно выстраивает воздействие на аффективную сторону личности ученика
§ Считает важным подавлять аффекты, фокусируется на интеллектуальной стороне процесса обучения
| Использует на высоком уровне:
§ Психологически грамотно и корректно выстраивает воздействие на аффективную сторону личности ученика;
§ Использует эмоции для усиления воздействия информации, знаний, стимулирующего эффекта при оценивании;
§ Контролирует и корректирует эмоциональный фон класса, эффективно управляет им;
§ Эффективно использует собственные проявления аффектов для достижения эмоционального контакта с классом.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель_____________________________ Класс_____________________ Предмет__________________
Дата наблюдения ____________________________________ Подпись наблюдателя __________________