Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изучение древнеримской культуры 8 страница
Лит,: Сидоров А. А., Рисунок старых русских мастеров, М.- Л., 1956; его ж е, Рисунок русских мастеров. (Вторая половина XIX века), М., 1960; Соловьёв А. М., Смирнов Г. Б., Алексеева Е. С., Учебный рисунок, М., 1953; Гращенков В. Н., Рисунок мастеров итальянского Возрождения, [М., 1963]; Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, [М., 1970]; Ф л е к е л ь М. И., Великие мастера рисунка, М., 1974; М е d е г J., Die Handzeichnung. Ihre Technik und Entwicklung, 2 Aufl., W., 1923; G r a s s i L., Storia del disegno, Roma, 1947; Boekhoff H., Winzer F., Das grosse Buch der Graphik, Braunschweig, 1968; К е n i n R., The art of drawing from the dawn of history to the era of the impressionists, N. Y.-L., 1974. См. также библиографию к ст. Графика. А. А. Сидоров. РИТАРДАНДО (итал. ritardando, букв.- замедляя, задерживая; сокр. rit.) в музыке, обозначение постепенного замедления темпа; равнозначно раллентандо. РИТЕНУТО (итал. ritenuto, от ritenere- задерживать; сокр. rit.) в музыке, обозначение замедления темпа; в отличие от ритардандо Р. распространяется лишь на немногие такты. РИТМ (греч. rhythmos, от rheo - теку), воспринимаемая форма протекания во времени к.-л. процессов, осн. принцип формообразования временных искусств (поэзия, музыка, танец и др.). К пространственным искусствам это понятие применимо постольку, поскольку они предполагают развёртывающийся во времени процесс восприятия. Многообразие проявлений Р. в различных видах и стилях иск-ва, а также за пределами художеств, сферы (Р. речи, трудовых процессов и т. д.) породило множество различных определений Р., в связи с чем слово " Р." не обладает терминологич. чёткостью. Среди определений Р. можно наметить 3 осн. группы. В самом широком понимании Р.- временная структура любых воспринимаемых процессов, образуемая акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т. п. Р. речи в этом случае - произносимые и слышимые акцентуация и членение, не всегда совпадающее со смысловым членением, графически выражаемым знаками препинания и пробелами между словами. В музыке Р.- это её распределение во времени или (более узко) - последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмич. рисунок в отличие от мелодического). Такому описательному подходу противостоят точки зрения, признающие Р. особым качеством, отличающим ритмичные движения от неритмичных; но этому качеству они дают противоположные определения. Одна из них понимает Р. как закономерное чередование или повторение и основанную на нём соразмерность; идеал Р.- точно повторяющиеся колебания маятника или удары метронома. Эстетич. впечатление от таких ритмич. движений объясняется окономией внимания", облегчающей восприятие и способствующей автоматизации мускульной работы (напр., при ходьбе). В речи автоматизация проявляется в тенденции к равной длительности слогов или промежутков между ударениями. Чаще речь признаётся ритмичной лишь в стихах (где имеется определённый порядок чередования слогов, ударных и неударных или долгих и кратких), что приводит к отождествлению Р. с метром (в музыке - с тактом, муз. метром). Но именно в поэзии (см. Поэзия и проза) и музыке, где роль Р. особенно велика, его чаще противопоставляют метру и связывают не с правильной повторяемостью, а с трудно объяснимым " чувством жизни", захватывающей силой устремления вперёд и т. п. " Ритм - это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя" (В. В. Маяковский, " Как делать стихи"). В противоположность определениям Р., осн. на соизмеримости (рациональности) и устойчивой повторности (статике), здесь подчёркивается эмоциональная и динамич. природа Р., к-рая может проявляться и без метра (в ритмической прозе и свободном стихе) и отсутствовать в метрически правильных стихах. Эмоциональная (динамическая) и рациональная (статическая) точки зрения не исключают друг друга. Ритмичными можно назвать те движения, к-рые при восприятии вызывают своего рода резонанс, сопереживание, выражающееся в стремлении воспроизводить эти движения (ритмич. переживания непосредственно связаны с мышечными ощущениями, а из внешних ощущений - со звуками, восприятие к-рых часто сопровождается внутренним воспроизведением). Для этого необходимо, с одной стороны, чтобы движение не было хаотичным, имело бы определённую воспринимаемую структуру, которая может быть повторена, а с другой стороны, чтобы повторение не было механическим. Р. переживается как смена эмоциональных напряжений и разрешений, к-рые при точных, маятникообразных повторениях исчезают. В Р., т. о., объединены статич. и динамич. признаки, но поскольку критерий ритмичности остаётся эмоциональным и, следовательно, в значит, мере субъективным, границы, отделяющие ритмичные движения от хаотичных и механических, не могут быть строго установлены, что делает законным и описательный подход, лежащий в основе многих конкретных исследований речевого и муз. Р. Чередование напряжений и разрешений (восходящих и нисходящих фаз) придаёт ритмич. структурам характер периодичности, что следует понимать не только как повторение определённой последовательности фаз (ср. понятие период колебаний), но и как её " закруглённость" (дающую повод к повторению) и завершённость, позволяющую воспринимать Р. и без повторений (ср. понятие период в риторике и музыке). Ритмич. впечатление может быть создано композицией в целом (завязка и развязка аналогичны восходящей и нисходящей ритмич. фазам), её делением на части (напр., драмы антрактами). В отличие от этих композиц. членений к собственно ритмич. строению обычно относят более мелкие членения, связанные с такими физиологич. периодичностями, как дыхание и пульс, которые являются прообразами двух типов ритмич. структур. Сравнительно с пульсом дыхание ближе к эмоциональным истокам Р. и дальше от механич. повторяемости; его периоды обладают ясно воспринимаемой структурой и чётко разграничены, но их величина, обычно соответствующая приблизительно 4 ударам пульса, легко отклоняется от атой нормы. В речи и музыке дыхание лежит в основе фразировки, определяя величину фразировочной единицы (колона или, как её иногда называли в музыке, " ритма"), создавая паузы и естеств. форму мелодич. каденции (буквально " падения" - нисходящей фазы ритмич. единицы), обусловленную понижением голоса к концу выдоха (повышение перед паузой выражает вопрос или незаконченность, позволяющую образовать сложные периоды). Чередование мелодич. повышений и понижений (каденций) образует " свободный, несимметричный Р." без постоянной величины ритмич. единиц, характерный для мн. фольклорных форм (начиная с первобытных и кончая рус. протяжной песней), григорианского хорала и др. Размеренность в таком мелодич. (интонационном) Р. возникает благодаря присоединению пульсационной периодичности, что в особенности проявляется в песнях, связанных с телодвижениями (плясовых, игровых, трудовых). В пульсе повторяемость преобладает над оформ-ленностью и разграниченностью периодов, завершение периода есть толчок, импульс, начинающий новый период, удар, по отношению к к-рому остальные моменты как неударные являются второстепенными и могут быть представлены паузой. Пульсационная периодичность свойственна ходьбе, равномерным трудовым движениям, в речи и музыке она определяет темп - величину промежутков между ударениями. Деление пульсацией первичных ритмико-интонационных единиц дыхательного типа на равные доли, порождённое усилением моторного начала, усиливает двигательные реакции при восприятии и тем самым ритмич. переживание. Т. о., уже на ранних стадиях фольклора песням протяжного типа противостоят " скорые" песни, производящие в большей степени ритмич. впечатление. Отсюда известное уже в античности противопоставление Р. и мелодии, причём чистым выражением Р. признаётся танец и музыка, исполняемая на ударных и щипковых короткозвучных инструментах. В новое время ритмич. характер также приписывается преим. маршевой и танц. музыке, а понятие Р. чаще связывается с пульсом, чем с дыханием. Однако одностороннее преувеличение пульсационной периодичности приводит к механическому повторению и подмене чередования напряжений и разрешений равномерными ударами (тогда как для ритмического восприятия ряда ударов необходимы различия между ними, позволяющие объединять их в группы). На пульсации основана субъективная оценка времени и, следовательно, " рациональная", времяизмеряющая, или квантитативная, ритмика, характерная для эпох синкретического, но не фольклорного, а проф. иск-ва, получившая классич. выражение в античности. Соразмерность здесь обусловлена не физиологич. тенденциями, а эстетич. требованиями. Равенство временных величин становится частным случаем их пропорциональности, наряду с к-рым существуют другие " роды Р." (соотношения " арсиса" и " тезиса" - восходящей и нисходящей частей ритмич. единицы) - 1: 2, 2: 3 и др. Пропорции в квантитативной ритмике достигают большой сложности, создавая как бы архитектуру во времени. Ведущая роль танца обусловлена не столько двигательной, сколько его пластич. природой, обращённой к зрению, к-рое для ритмич. восприятия в силу психо-физиологич. условий требует прерывистости движения, смены картин, длящихся определённое время. Именно таким был антич. танец, Р. к-рого заключался в смене танц. поз (" схем"), разделённых " знаками" или " точками" (греч. " семейон" имеет оба значения). Удары в квантитативной ритмике - не импульсы, а границы сопоставляемых по величине отрезков, на к-рые делится время. Восприятие времени сближается здесь с пространственным, а понятие Р.- с симметрией. Подчинение временных соотношений определённым заданным формулам, отличающее танец от любых др. движений, переносится и на жанры, непосредственно с танцем не связанные (напр., эпос), где словесный текст укладывается в предустановленные стиховые формулы. Благодаря различиям слогов по длительности стиховой текст становится мерой (метром) для Р., но только как последовательность долгих и кратких слогов; собственно Р. (" течение") стиха, деление на арсисы и тезисы и определяемая ими акцентуация, не связанная со словесными ударениями, относится к музыкально-танц. стороне синкретич. иск-ва. На антич. ритмику опираются представления о Р. как о стройности и размеренности и о метре как о проявлении Р. на речевом материале. Последнее неверно уже по отношению к античности, знавшей свободный (неметрический) речевой Р. ораторской прозы. Возникшие в конце античности чисто речевые стихи, основанные на словесных ударениях, также получили название " ритмов" в отличие от квантитативных " метров". В " ритмическом" стихосложении, достигшем полного развития в новое время, проявляется третий (после интонационного и квантитативного) тип Р.- акцентный, свойственный поэзии и музыке, отделившимся друг от друга и от танца. Развивающиеся на фоне " искусственной" " книжной" прозы (а не устной речи, как метрич. стихосложение) новые стиховые системы подчёркивают динамическую и эмоциональную стороны Р. Стиховые размеры регулируют акцентные импульсы, а не временные соотношения. При этом свобода и разнообразие Р. ценятся выше его " правильности" (подчинения правилам стихосложения). В реальном звучании предписанная правилами схема стиха взаимодействует с разнообразными акцентами и членениями текста, и это допускаемое в рамках схемы разнообразие играет доминирующую роль и в качестве собственно Р. стиха обычно противопоставляется его метру. Так, в силлабо-тонич. стихосложении, метр к-рого устанавливает правильное чередование сильных и слабых слогов, ритмич. разнообразие достигается тем, что в определённых условиях словесные ударения могут быть не на каждом метрич. ударении, а иногда приходятся и на метрически слабый слог. Дальнейшее разнообразие создаётся размещением словоразделов, синтаксич. пауз и фразовых акцентов. Аналогичное противопоставление Р. и метра возникает и в отделившейся от стиха музыке. Музыкальный метр представляет собой идеальную схему чередования сильных и слабых ударений, с которой реальная акцентуация может расходиться в большей степени, чем в стихах (см. Синкопа). На фоне этой схемы ритмич. разнообразие создают муз.-смысловые акценты и членения. Сюда относятся: фразировка (поскольку музыкальный метр в отличие от стиховых не предписывает деления на строки, музыка в этом отношении ближе к прозе, чем к стихам) и группировка тактов (см. бетховенские указания " Р. из 3 тактов", " Р. из 4 тактов"); заполнение такта нотами различной длительности, ритмич. рисунок (к к-рому сводят понятие Р. многие учебники элементарной теории музыки). В акцентной ритмике нового времени соотношения длительности теряют самостоят, значение и становятся одним из средств акцентуации (более долгие звуки выделяются по сравнению с короткими). При этом нотные обозначения величин, образующих ритмич. рисунок, укаоывают не реальные длительности, а доли такта, к-рые в муз. исполнении растягиваются и сжимаются в весьма широких пределах. В музыке 20 в. наблюдается тенденция к большей стабильности временных соотношений, что приводит к возрождению нек-рых черт квантитативной ритмики. Эта тенденция подкрепляется кино и звукозаписью, где длительность может быть выражена в пространственном измерении - в метрах киноплёнки или магнитофонной ленты. Р. в пластических искусствах является важным средством создания композиции художественного произведения и существенным компонентом в формировании образа. С помощью того или иного ритмического строя художественным произведениям можно придать различную эмоциональную окраску. Ритмич. построения достигаются с помощью различных элементов симметрии, а также чередованием или сопоставлением любых элементов композиц. характера - контрастами или соответствиями масс, отд. предметов, линий, зафиксированных движений, светотеневых и цветовых пятен, пространств, членений и пр. Ритмич. организация способствует достижению гармонич. ясности или острой экспрессии художеств, образа, чёткости восприятия произведения зрителем. Лит.: Серов А. Н., Ритм как спорное слово. Критические статьи, т. 1, СПБ, 1892; Труды Музыкально-этнографической комиссии, т. 3, в. 1 - Материалы по музыкальной ритмике, М., 1907; Б ю х е р К., Работа и ритм, пер. с нем., М., 1923; Пешковский А. М., Стихи и проза с лингвистической точки зрения, в его кн.: Сб. ст., Л.- М., 1925; Томашевский Б., О стихе. Статьи, Л., 1929; Ритм, пространство и время в литературе и искусстве, Л., 1974; L u s sy М., Le rythme musical, P., 1883; Sievers E., Rhythmisch-melodische Studien, Hdlb., 1912; For el O. L., Le Rythme. Etude psychologique, Lpz., 1920; D и m e s n i 1 R., Le rythme musical, 2 ed., P., 1949; Vortrage und Verhandlungen zum Problemkreise Rhythmus. " Zeitschrift fur Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft", Stuttg., 1927, Bd 21, H. 3. См. также лит. при ст. Метр. М. Г. Харлап (ритм в музыке и стихе). РИТМИКА (от греч. rhythmikos - относящийся к ритму), 1) теория ритма. 2) Совокупность ритмич. особенностей определённого языка, поэзии, музыки или определённого стиля, художеств, произведений к.-л. автора (индийская Р., Р. барокко, А. С. Пушкина, Л. Бетховена и т. п.). 3) Раздел стиховедения, в к-ром, в отличие от метрики, устанавливающей правила построения стиха, изучается разнообразие конкретных форм стиха в пределах одного и того же правильного размера стихотворного. 4) Система физич. упражнений под музыку для развития чувства ритма. РИТМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ, деление муз. длительности (временной доли) на равные части. В основе Р. д.- деление на две части: целой ноты на две половинные, половинной на две четвертные, четвертной на две восьмые и т. д., а также деление трёхдольных длительностей на три части: целой ноты с точкой на три половинные, половинной с точкой на три четвертные, четвертной с точкой на три восьмые и т. д. Помимо этого, применяется произвольное (условное) деление осн. длительностей на различное число равных долей, не отвечающее господствующему в данном произв. принципу деления; т. о. возникают дуоль, триоль, квартоль, квинтоль, секстоль, септоль, октоль, нонемоль, децимоль, а также группы с большим числом дробных длительностей, не имеющие специальных названий. РИТМИЧНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА, социалистического, важнейший принцип организации производственного процесса, к-рый предполагает систематич. выполнение всеми производственными звеньями предприятия и объединения заданий гос. плана по выпуску продукции соответствующего ассортимента и качества по заранее установленному графику. Р. п. создаёт условия для более полного и равномерного использования оборудования и рабочего времени, сокращения запасов незавершённого произ-ва и ускорения оборачиваемости оборотных средств. Аритмичность приводит к нарушению нормального графика работы трудящихся и неоправданным потерям рабочего времени, штурмовщине, к ухудшению качества продукции. Она. - причина нарушения сроков поставки продукции потребителям, бесперебойности производств, процесса в др. звеньях произ-ва. Р. п. обеспечивается тщательной отработкой технологич. процесса, внедрением прогрессивных методов организации произ-ва и созданием страховых и оборотных запасов материалов, полуфабрикатов и незавершённого произ-ва. Разрабатываются и строго соблюдаются производств, графики изготовления продукции для рационального использования производств, ресурсов, а также удовлетворения нужд потребителей в установленные сроки. Выполнение календарно-про-изводств. графика контролируется в процессе произ-ва, когда устраняются отрицательные отклонения в работе отд. звеньев и создаются условия для распространения и использования передового опыта. Наиболее полно Р. п. достигается в условиях массового изготовления однотипной продукции при поточной организации произ-ва. Она характеризуется выпуском одинакового количества полуфабрикатов и готовых изделий в равные промежутки времени. В условиях серийного и индивидуального выпуска продукции, где объект изготовления меняется, Р. п. означает выполнение одинакового объёма, хотя и разных по содержанию, работ в равные промежутки времени. При этом важный фактор для достижения ритмичности - специализация произ-ва путём закрепления за отд. звеньями однотипных видов работ. Базой для этого становится стандартизация и унификация продукции и полуфабрикатов и типизация технологич. процессов. Р. п. измеряется степенью соответствия фактического выпуска установленному графику изготовления продукции. где Кр - коэфф. ритмичности, ai - отрицательные отклонения фактич. выпуска от планового (недовыполнение плана по периодам), П - плановые задания на соответствующий период, и - количество анализируемых периодов (смен, суток, декад и т. д.). Часто для упрощённой характеристики Р. п. используют показатель фактич. удельного веса выпуска продукции в соответствующие периоды времени (по декадам, неделям, месяцам) и его сопоставление с рассчитанным по плану. В условиях поточного произ-ва ритмичность может измеряться средним линейным или квадратическим отклонением от расчётного темпа поточной линии или коэффициентом вариации темпа: где t - фактич. темп поточной линии, t - расчётный темп поточной линии, п - число наблюдений, 0 - среднее линейное отклонение, V - коэффициент вариации, a - среднее квадратическое отклонение. Лит.: Андреев И. Д., Ритмичность труда и производства, Воронеж, 1971; Р о-зенберг И. А., Как организовать ритмичную работу по графику, М., 1971. С. Е. Коменицер, М. В. Мельник. РИТОН (греч. rhyton, от rheo - теку), древний питьевой (обычно для вина) сосуд в виде рога с небольшим отверстием в нижнем узком конце. Р. изготовлялись из металла, глины, рога; украшались рельефами и гравировкой. Р. с укороченным широким туловом, заканчивающимся изображением головы животного (иногда с ручкой), типичны для др.-греч. иск-ва; Р. азиат, типа имеют удлинённое тулово, а на конце - скульптурное изображение (фигуру животного или человекоподобного существа). Ритон из Нисы. Слоновая кость. 2 в. до н. э. РИТОР (греч. rhetor), 1) в Древней Греции и Риме - оратор, особенно занимавшийся не практическим, а показным красноречием, напр, преподаватель или ученик риторской школы. 2) В России 18-19 вв.- ученик третьего из 5 классов духовной семинарии (" инфима", " грамматика", " риторика", " философия", " богословие"). РИТОРИКА, реторика (греч. rhetorike), наука об ораторском иск-ве и шире - о художественной прозе вообще. Возникла в Греции в 5 в. до н. э., сложилась в систему в 3-2 вв., в Риме с 1 в. до н. э. Крупнейшие теоретики антич. Р.- Аристотель, Цицерон, Квинтилиан. Классич. Р. делилась на 5 частей: 1) нахождение - систематизация содержания речей и используемых в них доказательств; 2) расположение - деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение; 3) словесное выражение - учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах и риторич. фигурах (см. Фигуры стилистические), а в зависимости от использования этих средств - о простом, среднем и высоком стиле речи; 4) запоминание; 5) произнесение. Античная Р., ориентированная гл. обр. на судебные и парадные речи, была переработана в средние века в расчёте преим. на сочинение писем и проповедей, а в эпоху Возрождения и классицизма - применительно ко всякой художеств, прозе; в России классич. разработку такой Р. дал М. В. Ломоносов (" Краткое руководство к красноречию", 1748). В таком виде Р. оставалась частью гуманитарного образования вплоть до 19 в.; затем её главная часть-учение о словесном выражении - растворилась в стилистике как части теории лит-ры, а остальные разделы потеряли практич. значение; само слово " Р." приобрело одиозный оттенок напыщенного пустословия. Лит.: Цицерон, Три трактата об ораторском искусстве, М., 1972; Античные теории языка и стиля, под ред. О. Фрейденберг, М.- Л., 1936; Lausberg H., Handbuch der literarischen Rhetorik, Bd 1 - 2, Munch., 1960; Martin J., Antike Rhetorik, Munch., 1974. М. Л. Распаров. РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, экспрессивные стилистич. обороты, исторически сложившиеся способы организации фразы, реализующие гл. обр. эмоционально-императивные качества речи; устаревшее название фигур стилистических. В узком смысле назв. " Р. ф." применяют к трём стилистич. фигурам: риторич. восклицанию, риторич. обращению и риторич. вопросу (утверждению в форме вопроса). РИТОРСКАЯ ШКОЛА, в Древней Греции и Риме - наиболее распространённый вид высшей гуманитарной школы (наряду с более специализированными филос. и мед. школами): высшее звено трёхстепенной системы образования, сложившейся в Греции в 3 в. до н. э., перешедшей в Рим в 1 в. до н. э. и державшейся до конца античности. После начальной школы (обучение письму, чтению, счёту) и средней, грамматической, школы (чтение классич. писателей с объяснениями из всех областей знания) Р. ш. давала практич. овладение иск-вом слова. Начальным курсом упражнений в Р. ш. были " прогимнасмы" (сочинение басни, рассказа, хрии, сентенции, опровержения и утверждения, общего места, похвалы и порицания и т. п.); осн. курсом - " декламации", речи на вымышленную тему, в виде увещания (суазории) или выступления по фиктивному судебному делу (контроверсии). Р. ш. должна была готовить учеников преим. к политич. карьере (невозможной без ораторского иск-ва), но чем дальше, тем больше иск-во слова в Р. ш. становилось самоцелью, вызывая суровую критику со стороны практич. ораторов (Цицерон, Квинтилиан, Тацит). Р. ш. оказала большое влияние на позднюю античную лит-ру. М. Л. Гаспаров. РИТТЕР (Ritter) Герхард (6.4.1888, Бад-Зоден, -1.7.1967, Оренбург), немецкий (ФРГ) историк. Проф. Гамбургского (1924-25) и Фрейбургского (1925-56) ун-тов. Автор большого числа работ, посвящённых различным периодам истории Германии и методологии истории. Исходя из идеалистич. понимания историч. процесса, Р. считал его движущей силой деятельность " сильных личностей" (в Германии Р. причисляет к ним, среди прочих, Фридриха II, О. Бисмарка, М. Лютера, Г. Ф. К. Штейна, к-рым посвящён ряд его трудов). В своих работах Р. отрицает пагубную роль милитаризма в истории Германии и пытается доказать, что герм, генералитет и чиновничество были будто бы непричастны к фашизму. Соч.: Machtstaat und (Jtopie, Munch. - В., 1940 (5 изд. под назв.: Damonie der Macht, Stuttg., 1947); Europa und die deutsche Frage, Munch., 1948; Carl Goerdeler und die deutsche Widerstandsbewegung, Stuttg., 1953; Staatskunst und Kriegshandwerk, Bd 1 - 4, Munch., 1954-68. Лит.: Бертольд В., "...Голодать и повиноваться". Историография на службе германского империализма, пер. с нем., М., 1964; Лунев И. И., Исторические концепции Г. Рихтера на службе германского реваншизма, " Военно-исторический журнал", 1960, № 12. РИТТЕР (Hitter) Карл (7.8.1779, Кведлинбург, -28.9.1859, Берлин), немецкий географ. Проф. Берлинского ун-та (с 1820), чл. Прусской АН (с 1822). Автор обширного труда " Erdkunde" (" Землеведение"), содержащего попытку обобщения материалов по отд. регионам Земли (при жизни Р. вышло 19 томов, посвящённых Азии и Африке). " Erdkunde" (этот термин Р. впервые ввёл в географич. обиход) содержит определение предмета географии (как " объясняющей" науки), разграничение и описание природных регионов по естественным (гл. обр. орографическим) признакам. Областью интересов географии Р. считал познание связей между различными формами вещества на земной поверхности и изучение отд. пространств. Используя сравнит, метод, Р. стремился к классификации и объяснению многих явлений природы и вплотную подошёл к представлению о ландшафте, рассматривая его как единое целое. В истолковании взаимоотношений между природой и элементами цивилизации и культуры Р. придерживался географического детерминизма. Ряд положений в его работах выдержан в духе идеалистической телеологии. Р. пытался доказать определяющее влияние природы на судьбы народов, что способствовало формированию геополитики. Идеи Р. во многом определили развитие географич. мысли в 19 - нач. 20 вв. Именем Р. назван горный хребет в Наньшане (см. Дакэн-Дабан). Соч.: Die Erdkunde im Verhaltniss zur Natur und zur Geschichte der Menschen, Bd 1 - 19, В., 1822 - 59; Einleitung zur allgemeinen vergleichenden Geographie, В., 1852; Geschichte der Erdkunde und der Entdeckungen, В., 1861; в рус. пер.-Землеведение Азии, ч. 1 - 5, пер. и доп. П. П. Семёнова, СПБ, 1856 - 79; Общее землеведение, М., 1864. А. Ю. Ретеюм. РИТТЕРА ХРЕБЕТ, горный хребет в Китае; см. Дакэн-Дабан. РИТУАЛ (от лат. ritualis - обрядовый, от ritus - религиозный обряд, торжественная церемония), вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символич. поведения,, кодифицированная система действий (в т. ч. речевых), служащих для выражения определённых социальных и культурных взаимоотношений (признания к.-л. ценностей или авторитетов, поддержания социально-нормативной системы и т. п.). В древнейших религиях Р. служил гл. выражением культовых отношений (ср. высказывание Энгельса о роли обрядности в дохрист. культах - см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 19, с. 313). В дальнейшем с развитием мифологической, а затем и религ.-филос. систем формируются мифологич. интерпретации Р. и ритуальные средства " драматизации" мифа. Хотя такие религии, как христианство, особенно в его протестантских формах, провозглашают примат " духовной" стороны (вероучения и чувства) перед Р., практически сохранение религ. отношений в массах обеспечивается в значит, мере действием традиц. систем Р., к-рые составляют наиболее консервативный элемент религии и истолкование к-рых изменяется в процессе секуляризации обществ, жизни. Это делает необходимым рассматривать различные типы Р. в их связи с исторически складывавшимися нормативно-ценностными системами общества. Р. играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания индивидов, приобщения их к коллективным нормам жизни. Развитие правовых норм, системы нравств. представлений, элементов рационального поведения личности и науч. сознания вытесняет Р. на периферию обществ, жизни, гл. обр. в область церемониальных форм офиц. поведения и бытовых отношений (гражд. обрядность, этикет, дипломатич. протокол и т. п.). РИТУАЛ в биологии, стандартный сигнальный поведенческий акт, используемый животными при общении друг с другом. Обычно Р. заключается в серии характерных телодвижений или действий, часто сопровождаемых специфич. звуками, выделением пахучих секретов и пр. Соответствующими Р. животные пользуются в ответственные моменты взаимодействия: при охране индивидуального участка от конкурента, первой встрече самца и самки, выборе убежища для гнезда, спаривании и пр. Каждой такой ситуации соответствует спец. Р. Часто Р. отличается большой сложностью (напр., брачное поведение самца колюшки, " танцы" пчёл и др.). Р. развились из движений, связанных с повседневной активностью животных - локомоторной, кормовой и др. Под действием естеств. отбора (особенно полового отбора) исходное движение преобразуется (изменяются его скорость, амплитуда, степень координированности с др. движениями), приобретая большую характерность и сигнальную выразительность. В ходе этого процесса - ритуализации - могут изменяться контуры и окраска участков тела, наиболее тесно связанных с движением. Р. играют важную роль в общении животных (как беспозвоночных - моллюсков, членистоногих, так и позвоночных - от рыб до млекопитающих). См. также Этология.
|