Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Притчи о молитве.






Учение по пути на страсти складывается, в основном, из притч, изложенных в соответствующем отрывке Евангелия от Луки. Вся совокупность притч делится на притчи о милосердии, о молитве, о рассудительности, о покаянии и о богатстве.

Ко второй группе притч (о молитве) относятся, во-первых, призыв Христа о настойчивости в молитве (приточный образ о двух друзьях, «друг заполночь…», Лк. 11, 5-13: «друг! дай мне взаймы три хлеба…»), притча о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19-31), притча о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19-31), притча о неправедном судье (Лк. 18, 2-6), притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14). Основной смысл этих текстов состоит в призыве к настойчивости, постоянству, надежде и дерзновению в молитве, долженствующим быть сопряженными с верой и со смирением. При этом условии Бог не может не услышать молитву верующего.

Учение Господа о молитве (Лк. 11, 1-13). Воспитательно-организационное значение во время Пути имело, в первую очередь, научение учеников молитве. Они просят Господа научить их «молиться, как и Иоанн научил учеников своих» (Лк. 11, 1). Ссылка на Иоанна возвращает читателей Евангелия к ранним дням галилейского служения, когда книжники и фарисеи соблазнялись: «почему ученики Иоанновы постятся часто, и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?» (Лк. 5, 33). Противопоставление показывает, что ученики первое время не предавались молитве. Просьба учеников означает, что они чувствовали изменение обстановки, прехождение весны. Но научение молитве имеет дисциплинарный смысл. Можно сказать, что Христос дает ученикам молитвенное правило. Его содержанием является Молитва Господня (Лк. 11, 2-4). Молитва Господня имеет более краткую форму, чем в составе Нагорной Проповеди Мф. (6, 9-13): «…Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». Они обе могли восходить к Господу в разные моменты Его служения. Сообщая ученикам молитвенное правило, Господь призывает их настоятельности в молитве: «Кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба… Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?» (Лк. 11, 5-12). И показывает, что цель молитвы есть стяжание Святого Духа: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11, 13).

Притчи о неотступности в молитве:

«друг заполночь» (Лк. 11, 5-13),

«о неправедном судии» (Лк. 18, 1-8). «…И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (ст. 6-8). (Синопсис 116).

В первом случае, как мы уже видели, молитва к Богу как к Отцу есть молитва об утверждении Царства (ст. 3 «да приидет Царствие Твое…»), и она же – о даровании Духа (ст. 13). Дух Святый утверждает Царство (гл. 11). В другом случае, молитва есть молитва о защите в эсхатологическом свершении (18, 1-8). Условие защиты есть вера (ст. 8), которая невозможна без любви [Кассиан].

«Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (18, 8). Несмотря на ту несомненную истину, что Бог защитит избранных Своих вскоре, найдет ли Он таких верных, которые имели бы такое постоянство и такую настойчивость в молитве, какая требуется? Иными словами, нечего опасаться, что Бог не защитит верных Своих от грядущих бед и напастей, а скорее можно опасаться, что верных таких на земле ко времени второго пришествия Христова не будет [Аверкий].

Притча о том, что в молитве необходимо смирение и сокрушение в своих грехах:

Притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 9-14) предваряется словами: «Сказал также к некоторым, которые уверены были в себе, что они праведны, и унижали других» (ст. 9). В контексте Лк. «некоторые» (ст. 9) и к которым была сказана притча о мытаре и фарисее (ст. 9-15), могут быть только ученики. Неправильно понимать притчу о мытаре и фарисее как предостережение фарисеям. Отношение фарисеев уже достаточно определилось (ср. Лк. 5: 21, 30 и сл.; 7: 39 и сл.; 11: 37 – 12: 1; 14: 1 и сл.; 15: 1-2; 16: 14 и др.), и наименование «фарисей» сделалось нарицательным как синоним лицемерия. С другой стороны, предыдущие поучения: Лк. 17: 22 – 18: 8 обращены к ученикам, поэтому и в «некоторых» ст. 9 естественно видеть учеников. Обращенная к ученикам притча о мытаре и фарисее показывает, что Господь усматривал тревожные черты лицемерного самодовольства среди учеников [Кассиан].

Молитва фарисея кроме «отрицательных» (не грабитель, не обидчик, не прелюбодей), он перечисляет и положительные свои заслуги перед Богом: вместо положенного один раз в год поста (в день очищения, Лев. 16, 29), постится два раза в неделю; вместо положенной десятины от стада и плода (Числ. 18, 25), дает «от всего», в т.ч. от трав (Мф. 23, 23).

Молитва мытаря (Лк. 18, 13). Возможно, что мытарь тоже мог вспомнить о каких-то своих добрых делах, но он со смирением и сокрушением говорит только о своих грехах, не сравнивая себя ни с кем, ни на кого не обращая внимания.

«Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 14).

«Оправданным», т.е. Бог признал его праведным и дал ему это почувствовать особой радостью сердца, особым чувством умиления и успокоения, потому что оправдание не есть только акт, совершающийся в Боге, но и переходит на оправданного человека. Выражение «более, нежели тот» не значит, что и фарисей был оправдан, хотя и не в такой степени как мытарь: фарисей ушел, как об этом говорит контекст речи, прямо осужденным [Лопухин].

«Возвышающий сам себя…» – в этом смысл всего наставления. Господь поражает им гордость и превозносит смирение. И ранее в притче о первых и последних местах Господь говорил: «ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14, 11). Этот общий закон высказан здесь Христом с отношением к надежде фарисеев на участие в царстве Божием. У ев. Матфея: «Больший из вас да будем вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а ко унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23, 11-12). «Видишь ли, говорит Златоуст, как Он здесь ведет слушателя к делам, совершенно противоположным гордости? Он не только запрещает искать первенства, но и предписывает избирать последнее место».

Нравственный вывод притчи: Притча о мытаре и фарисее призывает молиться со смирением, покаянием и сокрушением сердца – именно такая молитва имеет наибольшую ценность перед Богом, как имеющая основание в сознании необходимости для человека Спасителя.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал