Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды представительства.






В течение многих десятилетий российская цивилистическая доктрина, законотворческая и правоприменительная практика внесли большой вклад в развитие основных характеристик гражданско-процессуального представительства, его видов и оснований осуществления, содержания и субъектов реализации.

Прежде всего, следует сказать, что еще в первые годы советской власти четкость и важность регламентации видов представительства гражданском процессе были настолько очевидны, что они обрели нормативные очертания. Речь идет о том, что принятый в 1923 году ГПК РСФСР в ст. 15 определил и закрепил следующие виды представительства: добровольное; законное представительство недееспособных; назначенных по ст. 74 КЗоБСО; представительство согласно ст. 16 ГК РСФСР.

В своей основе данная регламентация неразрывно связана с положениями гражданского права о том, что представительство есть полномочие, основанное на доверенности, законе или административном акте (ст. 62 ГК РСФСР). Аналогичная регламентация содержится и в ст. 182 ГК Российской Федерации, принятого 21 октября 1994 года. Собственно говоря, почти за вековую историю в российских законодательных регламентациях и научных трактовках видов представительства в гражданском процессе особых изменений не произошло, в том числе и во второй половине 20 века, кроме следующих.

ГПК РСФСР 1964 года, в отличие от первого гражданского процессуального закона, нормативно не закрепляет видов представительства. По-видимому, потому что рассматриваемый вопрос стал юридической аксиомой практики и теории. Что касается нового ГПК Российской Федерации, то в его главе 5 «Представительство в суде» тоже нет регламентации о видах представительства.

В юридической литературе существуют самые различные классификации судебного представительства на отдельные виды. Представляется, что наиболее понятной и логичной является классификация представительства в зависимости от фактического состава, определяющего основания его возникновения. По основаниям возникновения представительство подразделяется на добровольное и обязательное представительство.

 

Добровольное представительство возникает, когда лицо, участвующее в деле, самостоятельно избирает своего представителя для ведения дела в суде, предоставляя ему соответствующие полномочия. Добровольное представительство может осуществляться любым дееспособным лицом, допущенным рассматривающим дело судом в качестве судебного представителя по данному делу. В рамках добровольного представительства выделяют договорное и общественное представительство.

В основе договорного представительства лежит трудовой договор, договор поручения (ст. 971 - 979 ГК) или агентский договор (ст. 1005 - 1011 ГК). Таким образом, договорное представительство возникает только на основании соглашения сторон. Отношения представителя с судом во всех случаях регулируются специальными нормами процессуального законодательства о представительстве.

В основном договорное представительство осуществляют адвокаты. В соответствии со ст. 2 Федерального закона " Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в качестве адвокатов в гражданском процессе могут выступать лица, получившие статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность1. Адвокат-представитель есть тот субъект гражданского судопроизводства, который осуществляет защиту конституционных прав личности, самой основной из которых является права на судебную защиту и квалифицированную юридическую помощь. Также договорными представителями могут выступать юрисконсульты предприятий, учреждений, организаций, любые другие лица при наличии надлежаще оформленных полномочий и при согласии суда допустить их в процесс в качестве представителей. Представительство может осуществляться и постоянным сотрудником юридического лица и быть основано на трудовом договоре. Отношения между представителем и представляемым регулируются в этом случае трудовым контрактом и трудовым законодательством.

Общественное представительство - представительство, осуществляемое уполномоченными общественных организаций по делам членов своих организаций, а также других граждан, права и интересы которых защищают эти организации. На основании ст. 27 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественные объединения имеют право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного

 
 


1 Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002г., №63-Ф3 (В ред.от 3 декабря 2007г. № 320-ФЗ) // СЗ РФ, 2007, N31, ст. 4011

самоуправления и общественных объединениях1. Возможность представительства в суде прав своих членов должна быть отражена в уставе общественного объединения.

Интересы своих членов вправе также защищать в суде иные общественные объединения, например союзы и ассоциации потребителей2. (ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Обязательное представительство не предполагает необходимости согласия представляемого лица и возникает в силу прямого указания закона или иного нормативного акта. В рамках обязательного представительства выделяют законное представительство и представительство на основании устава.

Законное представительство называется так потому, что представляемый в «илу различных причин не в состоянии самостоятельно выбрать себе представителя. В связи с этим представитель определяется законом.

Например, согласно ст. 64 Семейного кодекса РФ3 и ГПК РФ защита прав и интересов несовершеннолетних возлагается на их родителей, которые являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Перечень лиц, которые могут выступать в качестве законных представителей регулируется различными законодательными и иными правовыми актами РФ. К ним, в частности, относятся ГПК РФ (ст.48). Семейный кодекс РФ (ст.ст.64, 123, 137, ' 145, 146, 147, 153), ГК РФ (ст.ст. 26, 28, 29-30, 35-37, 41, 43), Закон РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 8294.

В качестве законных представителей могут выступать родители, приемные родители, усыновители, опекуны, попечители, консулы, капитаны морских судов, издатели.

 
 


1 Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995г., №82-ФЗ (В ред. от 02 февраля 2006г. №19-ФЗ) // СЗ РФ 1995, N 21, ст. 1930

2 Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992г., №2300-1 (В ред. от 25 октября 2007г. № 234-ФЗ) // СЗ РФ 2006, N 48, ст. 4943

3 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223 -ФЗ // Российская газета от 27 января 1996 г. № 17.

4 О приемной семье: Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 // Российская газета от 15 августа 1996 г.

 

Родители представляют в суде интересы детей в возрасте до 18 лет при условии, что между интересами родителей и детей нет противоречий (п.2 ст.64 Семейного кодекса). Основанием возникновения законного представительства в отношении детей выступает факт родства, факт происхождения ребенка от данного лица, что обусловливает порядок оформления (подтверждения) полномочий родителей на выступление в судебном процессе в качестве законных представителей своих детей. Родители предъявляют суду паспорт, а также свидетельство о рождении представляемого ребенка.

Приемные родители представляют в суде интересы приемных детей (ребенка), пользуясь правами и неся обязанности опекунов (попечителей). Основанием возникновения отношений законного представительства в данном случае является договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Полномочия приемных родителей на участие в судебном процессе в качестве законных представителей приемных детей (ребенка) подтверждается удостоверением установленной формы (см.приложение № 2 к Положению о приемной семье).

Усыновители представляют в суде интересы детей в возрасте до 18 лет. Основанием возникновения отношений законного представительства в отношении усыновленных (удочеренных) детей является вступившее в законную силу решение суда об установлении усыновления (удочерения), вынесенное в порядке особого производства по правилам главы 29.1 ГПК РСФСР. Полномочия усыновителей на выступление в судебном процессе в качестве законных представителей усыновленных в зависимости от содержания судебного решения об установлении усыновления (удочерения) ребенка подтверждается свидетельством о государственной регистрации акта усыновления (ст. 125 Семейного кодекса РФ) или свидетельством о рождении представляемого ребенка (ст. 136 Семейного кодекса РФ).

Опекуны выступают законными представителями: во-первых, детей, оставшихся в возрасте до 14 лет без попечения родителей; во-вторых, граждан, признанных судом недееспособными. Основанием возникновения отношений законного представительства в указанных случаях является решение органов опеки и попечительства о назначении опекуна недееспособному представляемому либо прямое указание закона. Например, в соответствии со ст. 39 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании» в отношении пациентов, признанных в установленном порядке недееспособными и не имеющими законного представителя (опекуна), его функции выполняет администрация и медперсонал психиатрического стационара; в-третьих, опекуны являются законными представителями наследников, не принявших наследство, в случаях назначения опекуна для охраны и управления наследственным имуществом. Основанием возникновения законного представительства в отношении наследников, не принявших наследство, является постановление нотариуса или должностного лица соответствующего органа исполнительной власти о назначении лица для охраны и управления наследственным имуществом (ст.ст.65, 66 Основ законодательства о нотариате).

Попечители являются законными представителями детей в возрасте от 14 до 18 лет, а также граждан, признанных в установленном порядке ограниченно дееспособными. Основанием возникновения отношений законного представительства является решение органов опеки и попечительства о назначении попечителя либо прямое указание закона. Так, согласно ст. 147 Семейного кодекса РФ детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных, лечебных и иных аналогичных учреждениях, попечители не назначаются, а их функции выполняет администрация этих учреждений. Опекуны и попечители в подтверждение своих полномочий должны предъявить суду опекунское или попечительское удостоверение.

Сложным является вопрос о характере представительства дееспособных лиц, состоящих под патронажем (ст.41 ГК РФ). В ст.48 ГПК РФ, устанавливающей перечень лиц, выступающих в качестве законных представителей, не названы попечители дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и интересы.

В соответствии же со ст.41 ГК РФ над совершеннолетним дееспособным гражданином по его просьбе при наличии соответствующих оснований может быть установлено попечительство в форме патронажа.

Такой институт был известен и раньше, поскольку регулировался нормами Кодекса о браке и семье РСФСР, ныне утратившего силу в связи с введением в действие Семейного кодекса РФ (см. ч.2 ст.119, ч.З ст. 121 КоБС РСФСР). В связи с этим в учебниках по гражданскому процессу по-разному решался вопрос о характере судебного представительства патронируемых лиц. Так, авторы учебника по гражданскому процессу под редакцией М.С.Шакарян определяли данный вид представительства как добровольное (договорное)1. Авторы учебника по гражданскому процессу под редакцией К.И.Комиссарова, В.М.Семенова рассматривали данный вид представительства как законный2. Думается, что вопрос о характере (виде) судебного представительства дееспособного гражданина, лишенного по состоянию здоровья возможности самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности в суде, т.е. лиц, состоящих под патронажем, не может быть решен по принципу «или - или». Представительство лица, находящегося под патронажем, сочетает в себе элементы как законного, так и договорного видов судебного представительства. Элементы законного представительства проявляются в том, что между попечителем и дееспособным лицом, нуждающимся тем не менее в помощи и содействии попечителя (помощника), отсутствуют непосредственные договорные отношения, как это имеет место при добровольном (договорном) виде представительства. Основанием возникновения представительских отношений в данном случае является согласие подопечного и решение органов опеки и попечительства об установлении попечительства над дееспособным гражданином в форме патронажа. В связи с этим полномочия попечителя дееспособного гражданина на совершение процессуальныхдействий от его имени и в его интересах вытекают из попечительского удостоверения (как и при законном представительстве), поэтому никакой доверенности на ведение дела в суде от имени патронируемого лица не требуется. В то же время, поскольку речь идет о представительстве интересов дееспособного гражданина, осуществление попечителем в судебном процессе специальных полномочий, т.е. распорядительных действий, должно быть поставлено не под контроль органов опеки и попечительства, как это имеет место при законном представительстве интересов недееспособных лиц, а самого подопечного как дееспособного лица, которое вправе и в состоянии дать согласие на осуществление попечителем в суде распорядительных действий, что уже характерно для добровольного (договорного) вида судебного представительства. Из этого следует, что право попечителя на совершение в суде специальных полномочий должно быть удостоверено доверенностью, выданной попечителю дееспособным гражданином, состоящим под патронажем.

1Шакарян М.С. Гражданский процесс. Юридическая литература. М., 2012. С. 120

2Комиссарова К.И., Семенова В.М. Гражданский процесс. Юридическая литература, 2011. С. 120.

Говоря об опекунах и попечителях как о законных представителях, необходимо иметь в виду одну особенность, которая заключается в том, что в порядке исключения из общего правила (п.2 ст.35 ГК РФ, п.1 ст. 146 Семейного кодекса РФ) функции опекунов и попечителей могут выполнять не только совершеннолетние дееспособные граждане, но и соответствующие органы. Последние выполняют функции опекунов и попечителей только в случаях, прямо указанных в законе. Так, согласно п.2 ст. 123 Семейного кодекса РФ до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в соответствующее учреждение выполнение обязанностей опекуна (попечителя) возлагается на органы опеки и попечительства. В соответствии с п.1 ст. 147 Семейного кодекса РФ детям, находящимся постоянно на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрацию этих учреждений. Согласно абз.7 ст.39 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в отношении пациентов, признанных в установленном законом порядке недееспособными и не имеющими законного представителя (опекуна), его функции выполняет администрация и медперсонал психиатрического стационара.

В качестве законных представителей граждан в судах могут выступать не только родители, усыновители, опекуны и попечители, но и другие лица в случаях, прямо указанных в законе. Так, согласно ст.43 ГК РФ законным представителем гражданина, признанного судом безвестно отсутствующим, может выступать доверительный управляющий. Основанием возникновения отношений законного представительства в данном случае является решение органа опеки и попечительства о назначении лица в качестве доверительного управляющего имуществом безвестно отсутствующего гражданина и договор о доверительном управлении, заключаемый между органом опеки и попечительства и лицом - доверительным управляющим. В связи с появлением института доверительного управления имуществом возникает вопрос о соотношении таких понятий, как «охрана имущества безвестно отсутствующего лица» и «необходимость постоянного управления им». Согласно п. 1 ст. 1026 ГК РФ в качестве законного представителя наследника, еще не принявшего наследство, может выступать не только опекун, но и исполнитель завещания (душеприказчик), т.е. доверительный управляющий.

Согласно Консульским конвенциям и Консульскому уставу консул выступает законным представителем граждан своей страны в иностранных судах до того момента, пока гражданин не изберет себе другого представителя (договорного) либо не примет защиту своих прав и интересов на себя. Кодекс торгового мореплавания (ст.50) предусматривает такую разновидность законного представительства, как представительство капитана судна в отношении судовладельца и грузовладельца по спорам, связанным с торговым мореплаванием. В соответствии с п.З ст.9 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»1 в случаях опубликования произведения анонимно или под псевдонимом издатель выступает в качестве представителя автора (в том числе судебного) до тех пор, пока автор не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.2

Законное представительство возникает и в отношении ликвидируемых организаций. Так, в соответствии со ст. 62 ГК с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в частности ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия арбитражный управляющий при внешнем управлении имуществом и конкурсный управляющий при осуществлении конкурсного производства выступают представителями соответствующих юридических лиц, в том числе и в суде3.

Законные представители могут поручить ведение дела в суде другому лицу, избранному ими в качестве представителя.

Представительство в гражданском процессе может осуществляться на основании уставов, положений и других специальных актов.. Представление интересов Правительства РФ в судах общей юрисдикции и арбитражных судах осуществляют без дополнительного поручения федеральные министерства, а также федеральные службы, находящиеся в ведении Правительства РФ4.

1 Об авторском праве и смежных правах: Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 // Российская газета от 3 августа 1993 г.

2 Осокина Г. Понятие, виды и основания законного представительства // Российская юстиция, 1999, № 1 стр. 43.

3 Федеральный закон " О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г., №127- ФЗ (В ред. от 01 декабря 2007г, №317-Ф3) // СЗ РФ, 2002, N 43, ст. 4190,

4 Постановление Правительства РФ " О представлении интересов Правительства Российской Федерации в судах общей юрисдикции и арбитражных судах" от 3 апреля 2004 г. N 152 // Российская газета, Федеральный выпуск, № 3448, от 07.04.2004

Представление интересов Министерства финансов РФ совместно с юридическим департаментом по поручениям Правительства РФ в суде осуществляют управления федерального казначейства Главного управления федерального казначейства Минфина России по субъектам Федерации1.

В современном отечественном гражданском процессе уже более 5 лет действует норма статьи 50 Гражданского процессуального кодекса РФ, позволяющая суду назначить представителя ответчику, место жительства которого неизвестно, а также в других случаях, установленных законом. Однако нельзя утверждать, что это правовое положение является полностью новым, скорее это " хорошо забытое старое" явление.

Институт процессуального представительства имеет свои истоки в римском праве. Надо отметить, что довольно долго в Риме в гражданском процессе стороны не могли возлагать на третьих лиц защиту своих интересов. Все процессуальные действия предполагали личное осуществление и присутствие тяжущихся. Такое же положение действовало и у славян, и у германцев. Н. Боголепов в своей работе приводит те немногие первоначальные исключения в римском праве из правила о недопустимости процессуального представительства. К таким исключениям относятся следующие:

1. Представление в тяжбе частного лица с римским государством или муниципальным образованием интересов последних магистратом.

2. Представление интересов лица, в отношении которого решается в суде вопрос о его свободе (либо само это лицо, находясь фактически в рабстве, требовало признания себя свободным, либо кто-то иной требовал признания этого лица рабом).

3. Представление интересов лиц, страдающих психическими заболеваниями, и малолетних их опекунами и попечителями2.

И.Б. Новицкий и И.С. Перетерский также отмечают, что только в период республики в самых, крайних случаях стало возможным действовать через представителей. К таким случаям относилось также выступление представителей за лиц, попавших в плен или отсутствующих по делам государства 3.

1 Приказ Минфина РФ N 114н, Казначейства РФ N 9н от 25.08.2006 «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов министерства финансов Российской Федерации и интересов правительства Российской федерации в случаях, когда их представление поручено министерству финансов Российской Федерации» // Финансовая газета от 09.11.2006

2 Боголепов Н. Учебник истории римского права: Пособие и лекции. М, 2012. С. 298.

3 Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. М: Новый Юрист, 20148. С. 72.

Как видим, из этих немногих случаев исключения из общего правила в Древнем Риме и зародился институт процессуального представительства. Причем во всех перечисленных случаях защитники назначались самим претором. Однако не только в процедуре назначения представителя проявляется сходство с современным отечественным гражданским процессом. Можно отметить, что в древнем римском праве, так же как и сегодня в нашем гражданском процессе, представляемыми были лица, которые не могли юридически или фактически присутствовать в процессе и выбрать себе представителя самостоятельно. Невозможно было фактическое присутствие в процессе публичного образования плененных и отсутствующих по делам государства лиц; невозможно юридическое присутствие раба, не являвшегося субъектом права1, и недееспособных лиц.

В России институт адвокатуры возник после принятия Устава гражданского судопроизводства 1864 г. Устав производил разграничение представителей на присяжных поверенных и частных поверенных. Различие между ними состояло в том, что присяжные должны были обладать высшим образовательным цензом и пользовались некоторыми преимуществами. Такое положение просуществовало вплоть до Октябрьской революции 1917 г.

Согласно ст. 252 Устава гражданского судопроизводства поверенный имел право отказаться от принятой на себя обязанности представлять интересы другого лица в суде. Однако, если представляемый жил не в том городе, где находился суд, поверенный обязан был заявить об этом суду и самому представляемому в одно время. Суд определял срок, с которым связывал получение самим представляемым лицом извещения от поверенного об отказе. До истечения этого срока поверенный не был освобожден от своих обязанностей. В соответствии со ст. 254 Устава гражданского судопроизводства председатель суда мог освободить поверенного от его обязанности до истечения установленного судом срока и назначить вместо него присяжного поверенного, который и должен был представлять интересы отсутствующего участника дела до момента избрания последним себе нового представителя.

А.М. Нолькен, анализируя толкования этой статьи Сенатом, писал, что по существу содержащихся в ней правил она должна применяться ко всем случаям отказа поверенного от ведения дела. При этом из совокупности ст. ст. 394, 390

 
 


1 Новицкий И.Б. Римское право. М, 2012. С. 54

Учреждения судебных установлений и ст. 254 Устава гражданского судопроизводства следовало, что новый поверенный назначался председательствующим непосредственно, а не через Совет присяжных поверенных1.

Назначение поверенных могло быть произведено судом и для ведения дел лиц, пользующихся правом бедности, в тех местностях, где не было советов присяжных поверенных. Согласно ст. 390 Учреждения судебных установлений и ст. ст. 967.1 - 967.14 Устава гражданского судопроизводства суд назначал представителей при исполнении судебных решений и принудительном исполнении по актам против ответчиков, место жительства которых неизвестно.

Таким образом, видим, что в дореволюционном отечественном законодательстве существовало понятие представительства по назначению. Оно было связано со случаями:

1. Отказа предшествующего представителя от ведения дела, при этом представитель назначался временно до избрания участником процесса нового представителя.

2. Просьбы самого участника процесса, являющегося малообеспеченным (здесь наряду с актом уполномоченного органа о назначении должна была быть выдана доверенность).

3. Защиты интересов ответчиков, место жительства которых неизвестно. Первый Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 г. в ст. 15 устанавливал виды процессуального представительства. Однако в этой статье не было отдельно выделено представительство, вытекающее из ст. 259 ГПК РСФСР 1923 г., согласно которой, " если место жительства или место занятия должника неизвестно и повестка в порядке ст. ст. 257 и 258 вручена быть не может, взыскатель может просить суд по месту исполнения о назначении официального представителя должника" 2. Эта статья была расположена в части 5 ГПК РСФСР " Исполнение судебных решений и постановлений".

Под официальным представителем, упоминаемым в ст. 259 ГПК, следовало понимать лиц, в установленном порядке назначаемых судом. При этом суд мог назначить в качестве представителя должника всех граждан, не лишенных и не ограниченных в дееспособности, с соблюдением лишь

 
 


1 Нолькен А.М. Устав гражданского судопроизводства 1864 г. Свод законов. Том XVI. Часть 1

2 Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. М, 1923. 32 с.

 

ограничений, установленных ст. 208 Кодекса законов об актах гражданского состояния. Назначение официального представителя возможно было не только в стадии исполнения судебного решения, но и при разрешении споров в суде в тех случаях, когда суд, разрешая дело с применением ст. 72 ГПК РСФСР в связи с неизвестностью места жительства ответчика, считал необходимым в интересах наиболее правильного и всестороннего выяснения всех обстоятельств дела привлечь кого-либо к защите интересов отсутствующего ответчика. Назначение официального представителя отсутствующего ответчика или должника суду рекомендовалось производить из лиц, наиболее близких к представляемому, определяя их в случае необходимости через соответствующие органы. Полномочия такого представителя, действующего не по доверенности, а по назначению, ограничивались пределами, установленными ст. 18 ГПК РСФСР 1923 г., т.е. правом " на совершение всех процессуальных действий, кроме окончания дела миром, передачи спора в третейский суд, признания, отказа полностью или частично от исковых требований, передачи полномочия другому лицу и получения имущества или денег". Верховный Суд эти полномочия признавал достаточными для защиты интересов отсутствующего ответчика и должника1.

ГПК РСФСР 1964 г. не содержал подобных норм о назначении представителя, как ГПК РСФСР 1923 г. Норма о назначении представителя судом ответчику, место жительство которого неизвестно, появляется вновь в ГПК РФ 2002 г.

Таким образом, и дореволюционное отечественное гражданское процессуальное право (Устав гражданского судопроизводства 1864 г.), и советское право (ГПК РСФСР 1923 г.) предусматривали возможность назначения представителя и ответчику, место жительства которого было неизвестно.

Появление нормы ст. 50 ГПК РФ обусловлено прежде всего общими целями гражданского судопроизводства. Она порождена требованием процессуальной практики - необходимостью рассмотреть гражданское дело в суде при невозможности участия в деле ответчика и соблюдения при этом процессуальных гарантий осуществления правосудия. Специального правового механизма ее реализации ГПК РФ не предусмотрел, нет его и в других

1 Абрамов С.Н., Лебедев В.Н. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. С постатейно-систематизированными материалами на 1 января 1932 г. М.: Советское законодательство, 1932. С. 227.

нормативных актах. Между тем потенциал использования этой нормы в отечественном праве может быть очень большим. Как когда-то схожая норма в римском праве способствовала возникновению института судебного представительства, так и сегодня норма ст. 50 ГПК РФ может развиваться в направлении максимально полной реализации прав человека на квалифицированную юридическую помощь и доступ к правосудию. Помимо этих важнейших прав, она обеспечивает осуществление права истца на иск, право ответчика на справедливый гражданский процесс, и, соответственно, общее право на судебную защиту. Введение этой нормы призвано гарантировать соблюдение основных гражданских процессуальных принципов состязательности и равноправия сторон.

Действующее законодательство позволяет сегодня суду назначить адвоката представителем в трех случаях:

1) ответчику, местожительства которого неизвестно - ст. 50 ГПК РФ;

2) дееспособному лицу, которому оказывалась психиатрическая помощь (по обжалованию действий медицинских работников, иных специалистов и органов, связанных с оказанием психиатрической помощи; для решения вопроса о принудительной госпитализации в психиатрический стационар; для решения вопроса о признании лица недееспособным) - ст. 304 ГПК РФ; ч. 1 ст. 48, ч. 3 ст. 34 Закона РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

3) малообеспеченному участнику процесса - ст. 26 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Все эти три случая обеспечивают право лиц на квалифицированную юридическую помощь и справедливое судебное разбирательство. Однако только первые два случая следует рассматривать в качестве самостоятельного специфического вида представительства, поскольку только в этих случаях представляемый лишен (фактически и юридически) возможности самостоятельно заключать договор с представителем либо такой договор может оказаться договором с пороком. Поскольку указанные лица не могут самостоятельно выбрать представителя, определить характер, объем и пределы его полномочий, на себя эту обязанность берет государство.

Ситуация по назначению представителя судом схожа некоторыми случаями законного представительства, которые возникают независимо от воли представляемого на основании юридических актов уполномоченных органов. К таким случаям можно отнести представительство интересов гражданина, признанного в установленном порядке безвестно отсутствующим (ч. 2 ст. 52 ГПК РФ), представительство интересов наследника, который еще неизвестен, в отношении открывшегося наследства (ст. 1173 ГК РФ), представительство в интересах и от имени недееспособных, не являющихся детьми представителя (ст. ст. 32, 33 ГК РФ).

При появлении нормы о представительстве по назначению суда, на мой взгляд, образовалась новая классификационная система видов представительства, в которой представительство по назначению суда и иных уполномоченных органов можно выделить в самостоятельную группу -представительство по назначению. Такое представительство возникает в силу юридического акта уполномоченных органов, в котором не выражена воля представляемого и который принимается в установленных законом случаях.

Анализируя современное состояние российского законодательства, регулирующие вопросы доступности квалифицированной юридической помощи в гражданском процессе, мы убеждаемся в том, что они лишь в минимальном варианте позволяют граждан пользоваться помощью квалифицированного представителя. Учитывая, что защита прав граждан, в том числе посредством гражданского судопроизодства, одна из важнейших задач правового демократического государства, нельзя останавливаться на достигнутом уровне гарантий на квалифицированную юридическую помощь. В этом свете следует рассматривать и основные направления развития появившегося института представительства по назначению суда в гражданском судопроизводстве. Представляется перспективными следующие направления развития представительства по назначению суда:

1) законодательное расширение случаев назначения судом представителя;

2) развитие в законодательстве норм, регламентирующих деятельность назначенного судом адвоката, а именно:

- закрепление правового механизма обеспечения полномочий адвоката, устраняющего негативные моменты, вызванные невозможностью адвоката взаимодействовать с представляемым,

- закрепление обязанностей и ответственности адвоката по назначению,

- регламентация порядка выплаты и размера вознаграждения назначенному адвокату и компенсации его судебных расходов;

3) закрепление в законе возможности назначения судом адвоката для возбуждения гражданского дела в интересах другого лица.

Предложенные направления развития института представительства по назначению суда в гражданском процессе способствовали бы более полной реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь. Осуществление этого права в условиях состязательного процесса просто необходимо для вынесения справедливого решения. Справедливое решение, основанное на объективно существующих обстоятельствах дела, возможно лишь в случае, если сам суд обязан установить истину по делу или если истина рождается в состязательном споре равных, равноправных в процессе и реально обладающих равными возможностями сторон.

История показала, что потребность гражданского процесса в механизме, позволяющем суду назначить представителя, существовала и раньше. Однако достижению какой цели служит этот механизм, какова цель судебного представительства по назначению.

Вопрос о целях и задачах судебного представительства до сих пор остается открытым. Законодатель их не закрепляет, но они выявлены процессуальной наукой и корреспондируют с общими целями и задачами гражданского судопроизводства. Основной конечной целью гражданского судопроизводства в ст. 2 ГПК РФ названа защита прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, организаций, государства и общества в лице Российской Федерации и ее субъектов, федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Иными словами, основная цель гражданского судопроизводства состоит в защите прав, свобод и интересов субъектов права посредством справедливого разрешения спора. Тогда как основная цель деятельности процессуального представителя - это защита прав и интересов конкретного представляемого лица как субъекта / права. Выполняя свои задачи, определенные именно целью процессуального представительства, представитель способствует и достижению целей правосудия. " Процессуальные права и обязанности всех участников дела сформулированы в законе таким образом, чтобы в условиях состязательного процесса способствовать выполнению в конечном счете общих задач и целей гражданского судопроизводства" 1. Отсюда, даже еще не обращаясь к ст. 50

1Жилин Г.А. Комментарий к гл. 1 ГПК РФ // Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.А. Жилина. М.: ТКВелби, 2011. С. 13.

ГПК РФ, следует, что в качестве факультативной цели процессуального представительства можно назвать содействие достижению целей осуществления правосудия.

Таким образом, основной целью процессуального представительства по назначению, так же как и процессуального представительства в целом, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов представляемого (в нашем случае - ответчика). Но становится ли основной (а уже не факультативной) целью процессуального представительства по назначению содействие достижению целей правосудия? Данная цель здесь проявляется более четко. И в то же время, на наш взгляд, она не становится основной.

С целью обеспечения возможности совершения правосудия при неизвестности места нахождения ответчика (и в других случаях) введена сама ст. 50 ГПК РФ, т.е. сам механизм назначения представителя служит цели обеспечения совершения правосудия, равно как и цели защиты прав представляемого лица. Но основной целью участия назначенного судом профессионального представителя является только защита интересов представляемого лица, содействие же достижению целей правосудия по-прежнему остается факультативной целью. Этот вывод подтверждается и тем обстоятельством, что не изменились каким-либо существенным образом ни по качественным, ни по количественным характеристикам, ни задачи представительства по назначению, ни полномочия назначенного представителя по сравнению с представительством в целом. Наоборот, задач у представителя по назначению стало меньше, также ограничилась и возможность использования общих полномочий по сравнению с законным и договорным представительством. Эти же обстоятельства не позволяют говорить, что у представителя по назначению суда появились какие-то иные новые цели. Законодатель не ставит представителю по назначению задачу юридического замещения процессуальной фигуры ответчика (или восполнение иного процессуального статуса), так же как и не ставит задачу фактического замещения лица. Иными словами, представитель по назначению суда не замещает ни субъекта права, ни субъекта правоотношения, если исходить из концепции Е.В. Михайловой о том, что " субъект права есть человек определенного вида и качества - гражданин, апатрид, коллектив граждан, государство. Субъект правоотношения есть истец, ответчик, третье лицо".1

1Михайлова Е.В. К вопросу об определении понятий " субъект гражданского процессуального права" и " субъект гражданского процессуального правоотношения" // Актуальные проблемы гражданского, предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса: Межвуз. сб. науч. ст. / Под ред. Е.А. Трещевой. Самара: Изд-во " Самарский университет", 2013. С. 305.

Таким образом, приходим к выводу, что основной целью процессуального представительства по назначению, как и всего процессуального представительства, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов представляемого, в качестве факультативной

цели остается содействие достижению целей правосудия. Однако задачи процессуального представительства по назначению сокращаются. Единственной задачей процессуального представителя по назначению можно назвать только совершение от имени представляемого и в его интересах процессуальных действий. Выполнение другой задачи процессуального представительства - оказание представителем квалифицированной помощи представляемому при самостоятельном совершении последним процессуальных действий - в представительстве по назначению в силу его специфики объективно невозможно.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал