Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. Методологические и теоретические основы психологии общения.






ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Теоретические и прикладные проблемы психологии общения

 

Лекция 1. Методологические и теоретические основы психологии общения.

 

Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нём выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов называют деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Именно в общении осуществляется прежде всего обмен идеями, интересами, формируются установки личности, ее позиции.

В целом можно сказать, что общение – это форма творчества, в процессе которого раскрывается личность и возникает понимание между людьми.

Ломов Б.Ф. особо подчеркивает значение исследований общения для анализа деятельности людей. Он считал, что общение составляет как бы внутренний механизм жизни социальной группы и играет большую роль в формировании деятельности личности.

«Отдельный человек, — писал Л. Фейербах, — как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты».

В психологии установлено, что развитие человека, его социализация, превращение в «общественного человека» начинаются с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью — первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения. Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.

Проблеме общения начали уделять внимание еще со времен Сократа и связанно это было с таким явлением как спор. К приемам общения Сократ относил искусство задавать вопросы и искусство вести беседу.

Вопрос - это та форма, в которой беседующий избегает безмерного выпячивания своего «Я», как и притворного самоуничижения. Вопросы необходимо задавать именно в ходе беседы, так как именно в ней рождается знание, которое является истинным общением.

Метафизика Платона внесла свои вклад в обогащение вышеназванной парадигмы открытием «гипостасиса» (русское: «ипостась»), то есть «характер лица» общающегося. Именно Платон впервые попытался учесть личностные особенности в общении.

Возможно, психология общения долгое время находилась бы в забвении, если бы не Аристотель. Аристотель внес фундаментальный вклад в развитие всех наук без исключения, поскольку он ввел определенную классификацию. Категорию «общение» Аристотель относил к интеллектуальной функции жизни, то есть рациональной.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал