![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 1. Методологические и теоретические основы психологии общения.Стр 1 из 26Следующая ⇒
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ Теоретические и прикладные проблемы психологии общения
Лекция 1. Методологические и теоретические основы психологии общения.
Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нём выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов называют деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением. Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Именно в общении осуществляется прежде всего обмен идеями, интересами, формируются установки личности, ее позиции. В целом можно сказать, что общение – это форма творчества, в процессе которого раскрывается личность и возникает понимание между людьми. Ломов Б.Ф. особо подчеркивает значение исследований общения для анализа деятельности людей. Он считал, что общение составляет как бы внутренний механизм жизни социальной группы и играет большую роль в формировании деятельности личности. «Отдельный человек, — писал Л. Фейербах, — как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты». В психологии установлено, что развитие человека, его социализация, превращение в «общественного человека» начинаются с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью — первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения. И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения. Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер. Проблеме общения начали уделять внимание еще со времен Сократа и связанно это было с таким явлением как спор. К приемам общения Сократ относил искусство задавать вопросы и искусство вести беседу. Вопрос - это та форма, в которой беседующий избегает безмерного выпячивания своего «Я», как и притворного самоуничижения. Вопросы необходимо задавать именно в ходе беседы, так как именно в ней рождается знание, которое является истинным общением. Метафизика Платона внесла свои вклад в обогащение вышеназванной парадигмы открытием «гипостасиса» (русское: «ипостась»), то есть «характер лица» общающегося. Именно Платон впервые попытался учесть личностные особенности в общении. Возможно, психология общения долгое время находилась бы в забвении, если бы не Аристотель. Аристотель внес фундаментальный вклад в развитие всех наук без исключения, поскольку он ввел определенную классификацию. Категорию «общение» Аристотель относил к интеллектуальной функции жизни, то есть рациональной.
|