Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административное право






1.Государственное управление как разновидность социального управления: понятие, содержание, задачи и функции, субъекты государственного управления………………….……..5

2.Разделение властей в Российской Федерации. Исполнительная власть: признаки, сущность, функции и механизм их осуществления……………………………………………………………..7

3.Понятие и предмет административного права. Общественные отношения, регулируемые административным правом………………………………………………………………………….8

4.Система и принципы административного права как отрасли российского права……….….9

5.Методы административного права…………………………………………………………………………………..11

6.Соотношение административного права со смежными отраслями российского

права………………………………………………………………………………………………………………………………………12

7.Административное право как наука и учебная дисциплина………………………………………..….13

8.Понятие системы административно-правового регулирования………………………………………14

9.Нормы административного права: понятие, особенности, структура, виды и их характеристика………………………………………………………………………………………………………………………15

10.Реализация и действие административно-правовых норм…………………………………………...19

11.Административно-правовые отношения: понятие, особенности, содержание. Основания возникновения, изменения и прекращения этих отношений. Виды административно-правовых отношений…………………………………………………………………………..….21

12.Источники административного права: понятие и виды. Кодификация и систематизация административного законодательства………………………………………………………………………………...23

13.Понятие и система субъектов административного права. Административная правосубъектность………………………………………………………………………………………………………………..24

14.Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Права, обязанности и гарантии реализации прав граждан в сфере государственного управления………………………………………………………………………………………………………………………….…28

15.Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………………………………………………………………………………………………..….29

16.Понятие и признаки органов исполнительной власти РФ, система органов исполнительной власти, их классификация……………………………………………………………………….…33

17.Президент Российской Федерации и исполнительная власть………………………………….……35

18.Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав, основные полномочия……………………………………………………………………………………………………………………….…..36

19.Федеральные органы исполнительной власти России: понятие, система, структура, правовое положение, функции…………………………………………………………………………………………..…42

20.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации………………………….....44

21.Органы местного самоуправления в системе публичного управления. Взаимодействие этих органов с органами государственной исполнительной власти……………………………….....47

22.Общественные объединения как субъекты административного права: понятие, порядок и цели создания, правовой статус, прекращение деятельности………………………....51

23.Государственная служба в России как правовой институт административного права: понятие, принципы, система и правовые основы…………………………………………………..….……….54

24.Государственные служащие гражданской службы: понятие, должности и классные чины, права, обязанности, правовые ограничения и запреты………………………………….…………56

25.Порядок прохождения государственной гражданской службы…………………………….………58

26.Поощрения и ответственность государственных гражданских служащих…………….……...66

27.Особенности прохождения государственной военной службы………………………………….…66

28.Особенности прохождения государственной правоохранительной службы……………....71

29.Формы осуществления государственного управления: понятие, содержание, классификация и характеристика каждой из групп………………………………………………………..…..74

30.Правовые формы государственного управления: понятие, виды, характеристика каждой из форм…………………………………………………………………………………………………………………….77

31.Неправовые формы государственного управления: понятие, сущность, виды, значение. Соотношение с правовыми формами……………………………………………………………………………….….79

32.Правовые акты государственного управления: понятие, признаки и юридическое значение. Классификация правовых актов управления……………………………………………………...80

33.Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления, последствия их несоблюдения…………………………………………………………………………………….……….81

34.Порядок подготовки, принятия и вступления в действие актов государственного управления………………………………………………………………………………………………………………………….…83

35.Понятие и виды методов публичного управления……………………………………………………..…85

36.Убеждение, поощрение и регулирование как методы государственного управления: понятие, сущность, виды, значение в выполнении задач и функций государственного управления………………………………………………………………………………………………………………….…………87

37.Административное принуждение как метод государственного управления в России: понятие, сущность и правовая природа. Виды мер административного принуждения…...88

38.Особенности и содержание административно-предупредительных мер………………..……90

39.Меры административного пресечения: назначение, виды, субъекты применения и правовые основы их использования…………………………………………………………………………………....91

40.Особенности и содержание административно-восстановительных и исполнительных мер………………………………………………………………………………………………………………………………………….92

41.Понятие и сущность административно-правовых режимов, их виды и правовые основания введения и использования………………………………………………………………………………….94

42.Режим чрезвычайного положения…………………………………………………………………………………..97

43.Режим военного положения…………………………………………………………………………………………….99

44.Режим противодействия терроризму…………………………………………………………………………….100

45.Режим охраны Государственной границы Российской Федерации……………………………..102

46.Паспортная система в Российской Федерации и режим её обеспечения: понятие, сущность, правовые основы, система органов, обеспечивающих режим………………………..105

47.Административная ответственность: понятие, признаки, нормативное и фактическое основание, отличие от других видов юридической ответственности……………………………….107

48.Законодательство об административной ответственности. Принципы законодательства. Действие законодательства во времени и пространстве. ………………………………………………..109

49.Субъекты административной ответственности. Общие специальные и особые субъекты административной ответственности…………………………………………………………………………………..111

50.Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Освобождение от административной ответственности…………………………………………………………………………………..111

51.Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие, сущность, признаки, отличающие от других видов правонарушений………………………………………………………………………………………………………………….112

52.Юридический состав административного правонарушения. Виды составов……………..113

53.Административное наказание как средство реализации административной ответственности: понятие, цели, система административных наказаний………………………..116

54.Краткая правовая характеристика каждого вида наказания………………………………………..117

55.Общие правила наложения административных наказаний, учет смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств…………………………………………………………………………….….120

56.Назначение административных наказаний. Сроки давности привлечения к административной ответственности. Сроки действия административных наказаний…….121

57.Законность и дисциплина в сфере государственного управления: понятие, сущность. Виды способов обеспечения законности и дисциплины в управленческой деятельности………………………………………………………………………………………………………………………..123

58.Контроль в государственном управлении: понятие, содержание, виды……………………..125

59.Административный надзор как способ обеспечения законности: понятие, правовые основы, органы осуществляющие, их правовое положение……………………………………………..129

60.Надзор прокуратуры за законностью в процессе осуществления исполнительной власти (государственного управления): понятие, сущность. Формы реагирования прокурора на выявление нарушения действующего законодательства их правовая характеристика. Полномочия прокурора……………………………………………………………………………………………………….130

61.Обращения граждан в органы государственной власти……………………………………………….131

62.Административно-правовое регулирование в сфере экономической деятельности………………………………………………………………………………………………………………………..134

63.Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере………..……135

64.Административно-правовое регулирование в административно-политической сфере……………………………………………………………………………………………………………………………….……136

 

1.Государственное управление как разновидность социального управления: понятие, содержание, задачи и функции, субъекты государственного управления.

 

Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Признаки государственного управления:

• это вид государственной управленческой деятельности;

• деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

• деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

• деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

• характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

• осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

• обеспечивается посредством системы гарантий;

• нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:

1) социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

2) политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

3) обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;

4) организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.

Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.

Общие (социально-правовые) принципы:

•демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

•законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;

•объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;

•научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;

•конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;

•разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;

•федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

•эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

Организационные принципы:

•отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);

•территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

•линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;

•функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

•двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;

•сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

2.Разделение властей в Российской Федерации. Исполнительная власть: признаки, сущность, функции и механизм их осуществления.

Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.

Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.

Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

Признаки исполнительной власти:

•является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

•выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;

•осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;

•обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

•обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

•организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;

•ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

•носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;

•имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал