Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Административное правоСтр 1 из 34Следующая ⇒
1.Государственное управление как разновидность социального управления: понятие, содержание, задачи и функции, субъекты государственного управления………………….……..5 2.Разделение властей в Российской Федерации. Исполнительная власть: признаки, сущность, функции и механизм их осуществления……………………………………………………………..7 3.Понятие и предмет административного права. Общественные отношения, регулируемые административным правом………………………………………………………………………….8 4.Система и принципы административного права как отрасли российского права……….….9 5.Методы административного права…………………………………………………………………………………..11 6.Соотношение административного права со смежными отраслями российского права………………………………………………………………………………………………………………………………………12 7.Административное право как наука и учебная дисциплина………………………………………..….13 8.Понятие системы административно-правового регулирования………………………………………14 9.Нормы административного права: понятие, особенности, структура, виды и их характеристика………………………………………………………………………………………………………………………15 10.Реализация и действие административно-правовых норм…………………………………………...19 11.Административно-правовые отношения: понятие, особенности, содержание. Основания возникновения, изменения и прекращения этих отношений. Виды административно-правовых отношений…………………………………………………………………………..….21 12.Источники административного права: понятие и виды. Кодификация и систематизация административного законодательства………………………………………………………………………………...23 13.Понятие и система субъектов административного права. Административная правосубъектность………………………………………………………………………………………………………………..24 14.Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Права, обязанности и гарантии реализации прав граждан в сфере государственного управления………………………………………………………………………………………………………………………….…28 15.Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………………………………………………………………………………………………..….29 16.Понятие и признаки органов исполнительной власти РФ, система органов исполнительной власти, их классификация……………………………………………………………………….…33 17.Президент Российской Федерации и исполнительная власть………………………………….……35 18.Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав, основные полномочия……………………………………………………………………………………………………………………….…..36 19.Федеральные органы исполнительной власти России: понятие, система, структура, правовое положение, функции…………………………………………………………………………………………..…42 20.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации………………………….....44 21.Органы местного самоуправления в системе публичного управления. Взаимодействие этих органов с органами государственной исполнительной власти……………………………….....47 22.Общественные объединения как субъекты административного права: понятие, порядок и цели создания, правовой статус, прекращение деятельности………………………....51 23.Государственная служба в России как правовой институт административного права: понятие, принципы, система и правовые основы…………………………………………………..….……….54 24.Государственные служащие гражданской службы: понятие, должности и классные чины, права, обязанности, правовые ограничения и запреты………………………………….…………56 25.Порядок прохождения государственной гражданской службы…………………………….………58 26.Поощрения и ответственность государственных гражданских служащих…………….……...66 27.Особенности прохождения государственной военной службы………………………………….…66 28.Особенности прохождения государственной правоохранительной службы……………....71 29.Формы осуществления государственного управления: понятие, содержание, классификация и характеристика каждой из групп………………………………………………………..…..74 30.Правовые формы государственного управления: понятие, виды, характеристика каждой из форм…………………………………………………………………………………………………………………….77 31.Неправовые формы государственного управления: понятие, сущность, виды, значение. Соотношение с правовыми формами……………………………………………………………………………….….79 32.Правовые акты государственного управления: понятие, признаки и юридическое значение. Классификация правовых актов управления……………………………………………………...80 33.Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления, последствия их несоблюдения…………………………………………………………………………………….……….81 34.Порядок подготовки, принятия и вступления в действие актов государственного управления………………………………………………………………………………………………………………………….…83 35.Понятие и виды методов публичного управления……………………………………………………..…85 36.Убеждение, поощрение и регулирование как методы государственного управления: понятие, сущность, виды, значение в выполнении задач и функций государственного управления………………………………………………………………………………………………………………….…………87 37.Административное принуждение как метод государственного управления в России: понятие, сущность и правовая природа. Виды мер административного принуждения…...88 38.Особенности и содержание административно-предупредительных мер………………..……90 39.Меры административного пресечения: назначение, виды, субъекты применения и правовые основы их использования…………………………………………………………………………………....91 40.Особенности и содержание административно-восстановительных и исполнительных мер………………………………………………………………………………………………………………………………………….92 41.Понятие и сущность административно-правовых режимов, их виды и правовые основания введения и использования………………………………………………………………………………….94 42.Режим чрезвычайного положения…………………………………………………………………………………..97 43.Режим военного положения…………………………………………………………………………………………….99 44.Режим противодействия терроризму…………………………………………………………………………….100 45.Режим охраны Государственной границы Российской Федерации……………………………..102 46.Паспортная система в Российской Федерации и режим её обеспечения: понятие, сущность, правовые основы, система органов, обеспечивающих режим………………………..105 47.Административная ответственность: понятие, признаки, нормативное и фактическое основание, отличие от других видов юридической ответственности……………………………….107 48.Законодательство об административной ответственности. Принципы законодательства. Действие законодательства во времени и пространстве. ………………………………………………..109 49.Субъекты административной ответственности. Общие специальные и особые субъекты административной ответственности…………………………………………………………………………………..111 50.Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Освобождение от административной ответственности…………………………………………………………………………………..111 51.Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие, сущность, признаки, отличающие от других видов правонарушений………………………………………………………………………………………………………………….112 52.Юридический состав административного правонарушения. Виды составов……………..113 53.Административное наказание как средство реализации административной ответственности: понятие, цели, система административных наказаний………………………..116 54.Краткая правовая характеристика каждого вида наказания………………………………………..117 55.Общие правила наложения административных наказаний, учет смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств…………………………………………………………………………….….120 56.Назначение административных наказаний. Сроки давности привлечения к административной ответственности. Сроки действия административных наказаний…….121 57.Законность и дисциплина в сфере государственного управления: понятие, сущность. Виды способов обеспечения законности и дисциплины в управленческой деятельности………………………………………………………………………………………………………………………..123 58.Контроль в государственном управлении: понятие, содержание, виды……………………..125 59.Административный надзор как способ обеспечения законности: понятие, правовые основы, органы осуществляющие, их правовое положение……………………………………………..129 60.Надзор прокуратуры за законностью в процессе осуществления исполнительной власти (государственного управления): понятие, сущность. Формы реагирования прокурора на выявление нарушения действующего законодательства их правовая характеристика. Полномочия прокурора……………………………………………………………………………………………………….130 61.Обращения граждан в органы государственной власти……………………………………………….131 62.Административно-правовое регулирование в сфере экономической деятельности………………………………………………………………………………………………………………………..134 63.Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере………..……135 64.Административно-правовое регулирование в административно-политической сфере……………………………………………………………………………………………………………………………….……136
1.Государственное управление как разновидность социального управления: понятие, содержание, задачи и функции, субъекты государственного управления.
Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий. Признаки государственного управления: • это вид государственной управленческой деятельности; • деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер; • деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово; • деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность); • характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей; • осуществляется в различных формах (правовых и неправовых); • обеспечивается посредством системы гарантий; • нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений). Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления: 1) социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений; 2) политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека; 3) обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния; 4) организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований. Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность. Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные. Общие (социально-правовые) принципы: •демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль); •законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы; •объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации; •научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений; •конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления; •разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций; •федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ; •эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени. Организационные принципы: •отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.); •территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении); •линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства; •функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.); •двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления; •сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично. 2.Разделение властей в Российской Федерации. Исполнительная власть: признаки, сущность, функции и механизм их осуществления. Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств. Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная. Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти. Признаки исполнительной власти: •является самостоятельной ветвью единой государственной власти; •выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти; •осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления; •обладает предметно-функциональной самостоятельностью; •обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации; •организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации; •ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер; •носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно; •имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.
|