Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Истина и заблуждения⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Классическая концепция истины сложилась в Древней Греции, согласно которой истина это соответствие знаний действительности. Классическую концепции истины принимают и разделяют большинство философов. Различие между философами состоит в том, а что же принимается под действительностью. Беркли и Мах, субъективные идеалисты под действительностью понимают комбинацию человеческих ощущений. Платон, объективный идеалист под действительностью понимает неизменные, сверхчеловеческие идеи. Гегель, объективный идеалист, понимает истину как саморазвивающийся мировой разум. Материалисты. Истина - объективная действительность, существующая в ней независимо от человеческого сознания. При материалистическом понимании действительности истина определяется как адекватное отражение объективной реальности, познающим субъектом. для того чтобы правильно понять истину, важно понять, что истина не существует сама по себе независимо от знаний. Это знание может быть истинным и не истинным, оно может соответствовать и не соответствовать сознанию. Поэтому употребление определение истины стоит иметь в виду, что истинное знание выражается в понятиях суждениях теориях и других формах познания. Познание не свободно от заблуждения. Заблуждение можно определить как несоответствие знаний действительности, неадекватное отражение объекта в сознании субъекта. Заблуждения возникают в следствии разных объективных и субъективных причин. Причиной заблуждения может быть одностороннее восприятие объекта. Другой причиной может быть истолкование вероятных знаний как достоверных. Еще одна причина это несовершенство познавательных средств. Истина и заблуждение – это гносеологические категории, и строго говоря, они не должны в себя включать оценку знаний, отношения к ним субъекта. Оценочный или аксеологический аспект характерен для другой пары понятий: правда и ложь. Под правдой понимают истину, содержащую нравственную оценку. Правдиво это не только истинно, но еще и правильно, честно, справедливо. Ложь – это понятие противоположное правде, ложь следует отличать от заблуждения. Заблуждение это непреднамеренное искажение действительности, ложь же, это преднамеренное искажение знаний и целью ее является - ввести в заблуждение тех, к кому она адресована. В теоретической и практической деятельности наряду с понятием заблуждения употребляется понятие ошибка. Ошибки бывают разные: 1. Фактические – то есть по содержанию 2. Логические – связаны с неправильным ходом мысли, нарушением логических правил Логически ошибки делятся на: непреднамеренные (паралогизмы), преднамеренные (софизмы). Заблуждения и ошибки в познании неизбежны и задача заключается в том чтобы их обнаруживать и вытеснять из сферы познания. Кроме классической концепции истины существует ряд других концепций и теорий (см. учебник). В этом ряду существует прагматическая концепция истины, для этой теории характерно отождествление истины с ее практической пользой, с эффективностью. То есть истина здесь соотносится не с действительностью, а с деятельностью человека, а значит, прагматическая концепция не решает проблему соответствия знания самому объекту познания. Однако эта концепция как и другие неклассические теории истины ставит важные гносеологические проблемы решение которых связано прежде всего с выявлением содержания истины.
Содержание истины (объективное и субъективное в истине, абсолютное и относительное)
Классическое определение истины не раскрывает ее содержание, а содержательно истина представляет собой истина есть единство объективного и субъективного, абсолютного и относительного. Истина это гносеологическая категория. Это значит, что она характеризует не сам предмет, а знания о нем. Реальный предмет рассматривается как истинный или не истинный лишь объективными идеалистами. Эти философы считают, что нечто тогда будет истинным, когда оно соответствует своей идее. Если истину понимать классически, то есть как соответствие знания об объекте реальному объекту, то нельзя сам предмет считать истинным или не истинным. Объект существует сам по себе и он совершенно безразличен к истине. Истина формируется в результате взаимодействия субъекта и объекта познания, а потому она представляет собой единства субъективного и объективного. Объективность истины обусловлена реально существующим объектом, адекватное отражение которого определяет объективные знания о нем. Объективная истина или объективность знания – это содержание знаний которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания. Например, суждение:» Земля есть планета солнечно системы». По содержанию это суждение является объективно истинным, т.к. оно выражает явление независящее от субъекта. Признавать объективную реальность означает одновременно признавать объективную истину. Вместе с тем по форме и способу существования истина субъективна. Как характеристика знания она не существует вне человеческого сознания. В приведенном примере суждение содержит объективное знание, но само суждение это форма мышления, которая существует в человеческом сознании. Кроме этого в содержании знания неизбежно привносится субъективный момент, который связан с особенностями познающего субъекта, с уровнем знаний, с применяемыми познавательными процедурами. Т.о. истина содержит в себе оба момента и объективная и субъективная и представляет собой их единство. Абсолютное и относительное в истине. Релятивисты утверждают относительность человеческих знаний и отрицают абсолютное содержание в истине. Философская позиция, противоположная релятивизму, напрочь отрицает существование относительных истина, на том основании, что относительные знания вообще нельзя считать знанием истин. «истинной – может быть только абсолютное знание» - утверждают они. Такая философская позиция называется догматизмом. Та и другая позиция являются односторонней, основанной на противопоставлении абсолютного и относительного знания. Проблема понимания абсолютного и относительного в истине, основана на понимании истины как процесса. Гегель, обращаясь к проблеме истины, писал: «Истина не является отчеканенной монетой, которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман». Человеческое познание развивается, уточняется, знание пополняются с течением времени, происходит преодоление заблуждений и в целом познание движется от истин относительных к истинам абсолютным. Относительная истина или точнее относительное в истинном знании – это правильное в своей основе положение, которое является неполным, не точным, и которое со временем углубляется и уточняется в ходе развития познания. Например, так развивалось человеческое знание о строении материи. Представление первых атомистов является примером относительной истины, которое со временем углублялось и уточнялось. Сомневаться в существовании относительных истин не приходится. Но тут возникает вопрос, не являются ли знания человека относительными? То есть, существует ли истина абсолютная? Абсолютная истина или абсолютное в истинном знании – это знание тождественное своему объекту и поэтому не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего развития познания. К абсолютным истинам могут быть отнесены истины факта, с точки зрения его констатации, таковы например, точно установленные даты конкретного события. Абсолютными можно считать истины, которые содержат знания определенных сторон, свойств закономерностей действительности, выражающих вечное и не приходящее. Например, такими знаниями являются мировые физические константы. Эти и подобные им истины называют вечными – они являются абсолютными. А как же соотносятся между собой относительные и абсолютные истины. При диалектическом подходе абсолютная и относительная истина это две стороны истины объективной. Относительные знания содержат в себе момент знания абсолютного, абсолютное знание складывается из суммы относительных истин. Достижима ли абсолютная истина, как полное исчерпывающее окончательное знание? Дело в том, что природа человека и природа мира, в нашей проблематике природа объекта и субъекта, делают невозможным полное окончательное и исчерпывающее познание мира в целом. Человек как субъект познания может расширять границы познания, может углублять познания о мире и тем самым он приближается к абсолютной истине, постигая ее в истинах относительных. Относительное и абсолютное в истине находится в противоречивом единстве и характеризует познание как процесс, направленный на постижение объективной истины.
|