![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационное обеспечение компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации
4.1 Структура и содержание информационного обеспечения компьютерных систем налоговых органов. Требование к информации для решения налоговых задач Информационное обеспечение (ИО) является важнейшим элементом АИС, т.к. именно оно отражает состояние управляемого объекта и является основой для принятия управленческого решения. ИО должно иметь возможность: - обеспечения пользователей АИС информацией, необходимой для выполнения ими своих профессиональных обязанностей; - распределенного хранения и обработки информации, - накопления информации в базах и банках данных в местах ее использования; - предоставления пользователям автоматизированного санкционированного доступа к информации, - одноразового ввода и многоцелевого использования; - обеспечения информационной взаимосвязи между задачами подсистем и с внешними уровнями. ИО АИС «Налог» и ее варианта для местного уровня-ЭОД структурно состоит из внемашинного и внутримашинного. Внемашинное представлено документами и средствами формализации записи для подготовки к машинной обработке информации, в т.ч.: - описанием системы классификации и кодирования; - документацией; - описанием потоков информации, входных и выходных сообщений. Один из основных принципов работы системы ЭОД состоит в том, что информация в базе обязательно должна быть документирована. Условно можно разделить базу на две: база документов и база учетных данных. Каждый документ обязательно регистрируется в системе с присвоением уникального системного номера. Для каждого входящего документа определен перечень разделов учетных данных, доступных данному документу для ввода и редактирования. Следующий принцип работы системы - предлагаемый пользователю проект решения, это перечень исходящих документов, которые система предлагает к формированию в зависимости от того, какой входящий документ был представлен налогоплательщиком. Например, если это «Заявление о постановке на учет…» в качестве исходящего программа сформирует и предложит к выдаче соответствующий шаблон документа. 4.2 Структурные единицы информации. Состав показателей и источников информации Минимальной единицей информации в АИС принято считать реквизит как неделимую часть. Различают реквизиты -признаки и реквизиты-основания. Первые характеризуют качественную сторону сущности, вторые - количественную. Реквизиты -признаки подразделяются на справочные и группировочные, а рекизиты-основания подразделяются по типу алгоритма их получения на количественные, стоимостные, удельного веса, процента. Справочные реквизиты в виде наименования предназначены для понимания показателя пользователем, а группировочные являются их закодированными аналогами. Каждый реквизит имеет форму и содержание. Форма отражает его наименование (“вид налога», а содержание - его конкретное значение (НДС, земельный и т.п.). Показатель образуется из сочетания реквизита - основания и всех, относящихся к нему реквизитов-признаков. Показатель является достаточной совокупностью для образования документа, хотя обычно он состоит из множества показателей. Под документом понимается информационное сообщение на естественном языке, зафиксированное на бланке установленной формы и имеющее юридическую силу. Показатели соответствуют задачам каждой функциональной подсистемы и отражают состояние уровня достижения цели по каждой задаче или комплексу задач.
4.3 Классификаторы и коды, используемые в компьютерных системах налоговых органов АИС «Налог», не являясь закрытой системой, предусматривают обмен информацией, что и потребовало унификации и стандартизации документации, которая была проведена в 1970 -х годах. Каждому унифицированному документу присвоен код в соответствии с ОКУД. Унификация документации выполняется путем введения единых форм документов с единообразным наименованием показателей, единиц измерения, терминов. В результате создается УСД как рационально-организованный комплекс взаимосвязанных документов, отвечающих единым требованиям. По уровням управления они делятся на межотраслевые, отраслевые и локальные. В настоящее время разработаны следующие виды УСД на межотраслевом уровне: стандарты и ТУ, плановая документация, первичная учетная, статистическая, финансовая первичная и отчетная налоговая, бухгалтерская и др Все они должны удовлетворять требованиям: совместимости, обработки с использованием ВТ, все реквизиты-признаки должны быть закодированы с использованием международных, общесистемных или локальных классификаторов. При проектировании унифицированных документов выбирается способ нанесения информации, исходя из метода ее считывания: визуального или автоматического, Во втором случае выбирается устройство считывания и типы шрифтов (штрих-коды, стилизованные, в которых изображение символов содержит код, нормализованные - применяемые на конвертах. Важная роль во внемашинном ИО придается классификаторам, которые формируются на основе классификации информации и ее кодирования. Под классификатором понимается документ, с помощью которого осуществляется формализованное описание информации, содержащее наименование объекта, классификационных группировок и их кодовые обозначения. Классификация осуществляется путем распределения множества на подмножества на основе признаков и их взаимосвязи. Число ступеней классификации характеризует ее глубину, что в значительной степени определяет эффективность АИС с точки зрения возможности выборок и ускорения поиска нужной информации. По сфере действия выделяют классификаторы: международные в составе Системы международных экономических стандартов (СМЭС), общегосударственные (ОК), отраслевые, межотраслевые, региональные и локальные. Все они входят в единую систему классификации и кодирования - ЕСКК, созданную для обеспечения информационной совместимости ЭИС разных уровней и сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности налогоплательщиков с помощью централизованной разработки ОК и информационно-поисковых языков. Среди ОК наибольшее распространение получили следующие: ОКП - продукции; ОКПО - предприятий и объединений; ОКОНХ - отраслей народного хозяйства; ОКВ - валют; ОКСМ - стран мира; КБ - банков; ОКЭР - экономических районов; СООГУ - органов гос. Управления; СОЕИ - единиц измерения. Среди ведомственных классификаторов: КФС - форм собственности: КОПФ - организационно-правовых форм; КДРБ - доходов и расходов бюджета; КБС - типовых банковских счетов; Связь с налоговыми службами регламентируется следующими классификаторами: КНБ - налогов и платежей; КОН - объектов налогообложения; КНЛ - налоговых льгот; КШС - штрафных санкций; ИНН - идентификационных номеров налогоплательщика; СОГНИ - системы обозначения налоговых инспекций. В состав СМЭС входят классификации ООН и ее спецобразований, в т.ч.: - Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК); - Классификация основных продуктов (КОП); - Международная стандартная торговая классификация (МСТК); - Классификация по широким экономическим категориям (КШЭК); - Классификация функций органов управления (ЛФОУ); - Классификация функций правительства; - Классификация продовольственных и сельхозорганизаций (РАО); - Классификация международной организации труда (МОТ); - Классификация ООН по вопросам образования, науки, культуры (ЮНЕСКО). Основными объектами классификации и кодирования являются справочные реквизиты, описывающие процессы, объекты действия, отражаемые в показателях. Например, к наименованиям можно отнести «Налоги», «Виды налогов», процессам- функции управления, операции поступления документации, выдачи справок, обслуживание клиентов, расчеты, учет и т.п.
4.4 Понятие документа, типовой и унифицированной системы документации. Входные и выходные формы документов, используемых при решении задач в налоговых органах Под документом понимается информационное сообщение на естественном языке, зафиксированное на бланке установленной формы и имеющее юридическую силу. Документы можно классифицировать по ряду признаков, например: - по отношению к объекту управления - входящие (первичные), исходящие (сводные), промежуточные, архивные; - по срокам представления - регламентированные с установленным сроком представления; - по функциональным направлениям деятельности - правовые и нормативно-справочные (законы, указы, постановления, приказы, директивы, инструкции и т.п.); документы исчисления и учета поступления налогов, сборов (декларации, лицевые счета, банковские документы); - по контрольной работе (бухотчеты, балансы, акты проверок) и др - по назначению - распорядительные, исполнительные, комбинированные; - по способу использования - разовые и накопительные; - по способу заполнения (ручной, п/автоматический и автоматический); - по периодичности - годовые, квартальные, месячные и т.д. - по числу учитываемых позиций - однострочные и накопительные. В налоговой системе большой удельный вес составляют унифицированные документы. Однако параллельно в АИС используются и отраслевые формы для внутреннего использования, в том числе формы учета и отчетности, используемые только в ФНС.
|