Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и функции СМИ






 

Неотъемлемой составной частью по­литики являются массовые коммуни­кации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информацион­ного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах вза­имодействия людей, то политика невозможна без опосредован­ных форм общения и специальных средств связи между различ­ными носителями власти, а также между государством и гражда­нами.

Это обусловлено самой природой политики как коллектив­ной, сложно организованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людей для реализации груп­повых целей и интересов, затрагивающих все общество. Коллек­тивный характер реализуемых в политике целей предполагает их обязательное осознание разделенными в пространстве членами коллектива (государства, нации, группы, партии и т.п.) и коорди­нацию деятельности людей и организаций. Все это обычно невоз­можно при непосредственном, контактном взаимодействии граж­дан и требует использования специальных средств передачи ин­формации, обеспечивающих единство воли, целостность и еди­ную направленность действий множества людей. Эти средства называют СМИ, СМК или масс-медиа.

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты — публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг по­требителей; наличие специальных, технических приборов, аппа­ратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени вза­имодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье[129].

К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, те­левидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние деся­тилетия средства коммуникации претерпевают существенные из­менения вследствие распространения спутниковой связи, кабель­ного радио и телевидения, электронных текстовых коммуника­ционных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а так­же индивидуальных средств накопления и печатания информа­ции (кассет, дискет, дисков, принтеров).

СМИ обладают различными возможностями и силой воздейст­вия, которые зависят прежде всего от способа их восприятия ре­ципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влия­ние оказывают аудиовизуальные СМИ и прежде всего радио и телевидение.

Потребности политической системы в средствах коммуникации прямо за­висят от ее функций в обществе, чис­ленности агентов политики, способов принятия политических ре­шений, размеров государства и некоторых других факторов. В традиционных государствах прошлого потребности в средствах коммуникации были ограничены. Роль таких средств выполняли главным образом гонцы, курьеры и посланники, передававшие в устной или письменной форме политическую информацию — королевские указы и распоряжения, письма наместников и т.п.

Многие небольшие по территории государства и города в ка­честве своего рода закодированного СМИ использовали колокола, оповещавшие граждан города и окрестностей об опасности, сборе народного собрания или других важнейших политических и рели­гиозных событиях. Политические и гражданские потребности в коммуникации обслуживала почтовая связь, использовавшая для передачи информации лошадей, а затем и другой транспорт.

Изобретение и распространение в XIX—XX вв. телеграфной и телефонной связи, радио и телевидения не только удовлетворило обострившиеся коммуникационные потребности государств, но и произвело настоящую революцию в политике. СМИ сделали практически возможным осуществление многих демократических и тоталитарных идей, казавшихся ранее утопичными, значитель­но изменили способы легитимации и осуществления власти, структуру ее ресурсов. Как отмечает О. Тоффлер, высшее качество и наибольшую эффективность современной власти придают зна­ния, позволяющие «достичь искомых целей, минимально расхо­дуя ресурсы власти; убедить людей в их личной заинтересован­ности в этих целях; превратить противников в союзников»[130].

В постиндустриальном обществе власть знаний и информа­ции становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и, особенно, распространите­лями знаний и другой политически важной информации являют­ся СМИ. Какие же политические задачи они решают в современ­ном обществе?

Функции СМИ разнообразны. В лю­бом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд об­щих политических функций. Пожалуй, важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении и распростра­нении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

Конечно, далеко не все распространяемые СМИ сведения (на­пример прогнозы погоды, развлекательные, спортивные и другие подобные сообщения) носят политический характер. К полити­ческой информации относятся те сведения, которые имеют об­щественную значимость и требуют внимания со стороны госу­дарственных органов или оказывают на них воздействие. На ос­нове получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других поли­тических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отраже­ния в их повседневном опыте, например о других странах, о по­литических лидерах и т.п.

Информационная деятельность СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах лишь в том случае, если она выполняет и образовательную функцию. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оце­нивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противо­речивом потоке информации.

Конечно, СМИ не могут обеспечить систематическое и глу­бокое усвоение политических знаний. Это задача специальных образовательных учреждений — школ, университетов и т.п. И все же масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере вли­яют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, ис­кажающие реальность при ее восприятии.

Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией со­циализации и по существу перерастает в нее. Однако, если поли­тическое образование предполагает систематическое приобрете­ние знаний и расширяет познавательные и оценочные возмож­ности личности, то политическая социализация означает интер-нализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

В демократическом обществе важнейшая политико-социализационная задача СМИ — массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение обществен­ный консенсус по основополагающим вопросам государственно­го устройства.

Информационная, образовательная и социализационная деятельность по­зволяют СМИ выполнять функцию критики и контроля. Эту функ­цию в политической системе осуществляют не только масс-ме­диа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объек­та. Так, если критика со стороны оппозиции обычно концентри­руется на правительстве и поддерживающих его партиях, то объ­ектом внимания масс-медиа являются и президент, и правитель­ство, и королевские особы, и суд, и различные направления госу­дарственной политики, и сами СМИ.

Их контрольная функция основывается на авторитете общест­венного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хо­зяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

В демократическом обществе в осуществлении контрольной функции СМИ опираются как на общественное мнение, так и на закон. Они проводят собственные журналистские расследова­ния, после публикации результатов которых порою создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения. Кон­трольная функция СМИ особенно необходима при слабой оп­позиции и несовершенстве специальных государственных ин­ститутов контроля.

СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и вы­полняют конструктивную функцию артикуляции различных об­щественных интересов, конституирования и интеграции политичес­ких субъектов. Они обеспечивают представителям различных об­щественных групп возможность публично выражать свое мне­ние, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представ­лять в общественном мнении свои интересы.

Артикуляция политических интересов осуществляется в об­ществе не только СМИ, но и другими институтами, и прежде всего партиями и группами интересов, обладающими не только информационными, но и другими ресурсами политического вли­яния. Однако без использования СМИ и они обычно не в состо­янии выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые действия.

В современном мире доступ к СМИ — необходимое условие формирования влиятельной оппозиции. Не имея такого доступа, оппозиционные силы обречены на изоляцию и неспособны по­лучить массовую поддержку, особенно при политике их компро­метации со стороны государственных радио и телевидения. СМИ — это своего рода корни, с помощью которых получает жизнен­ные силы любая политическая организация.

 

Все рассмотренные выше функции СМИ прямо или косвенно служат осу­ществлению ими мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностя­ми влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, спо­собы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию поли­тического поведения.

Круг политических функций СМИ не исчерпывается выше­названными. Некоторые ученые, подходя к этому вопросу с дру­гих позиций, выделяют такие их функции, как инновационная, проявляющаяся в инициировании политических изменений пу­тем широкой и настойчивой постановки определенных общест­венных проблем и привлечения к ним внимания властей и обще­ственности; оперативная — обслуживание СМИ политики опре­деленных партий и ассоциаций; формирование общественности и общественного мнения.

Наиболее полно различные полити­ческие функции СМИ проявляются в демократическом государстве. Масс-медиа являются неотъем­лемой составной частью механизма функционирования демокра­тии, а также ее ценностных оснований, демократического идеала.

Нормативная модель современной демократии строится на фундаменте представлений о человеке, как о рационально мыс­лящей и ответственно действующей личности, сознательно и ком­петентно участвующей в принятии политических решений. В де­мократическом государстве, основанном на принятии важней­ших решений большинством голосов, обладать такими качества­ми должны не один человек или привилегированное меньшин­ство — элита, а массы, устойчивое большинство населения. Добиться же компетентных политических суждений большин­ства граждан невозможно без СМИ. Без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не смо­жет правильно ориентироваться в сложной мозаике противо­речивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкие рамки непо­средственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики. Свободное учреждение и деятельность СМИ является реальным про-явлением свободы слова, без которой все остальные политические права личности практически не реа­лизуемы.

Хотя демократия невозможна без СМИ, их свобода не долж­на означать независимости, оторванности от общества и граж­дан, интересы и мнения которых они призваны выражать. В про­тивном случае они превращаются в орудие политического влия­ния их владельцев и руководителей, а все остальные граждане лишаются реальных возможностей публичного самовыражения, свободы слова. В силу высокой стоимости СМИ и отсутствия у подавляющего большинства граждан возможности их создания на учредителях масс-медиа, а также их редакторах и журналистах лежит особая ответственность за общественные последствия своей деятельности.

Наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические события, — одна из важ­нейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности управления обществом. И, наоборот, невыпол­нение СМИ своих функций в политической системе способно коренным образом исказить ее цели и ценности, нарушить ее эффективность и подорвать жизнеспособность, превратить демо­кратию в иллюзию, форму скрытого, манипулятивного господ­ства правящих слоев и классов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал