Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Домашнее насилие как массовое нарушение прав человека.
Доклад Уполномоченного по правам человека Республики Татарстан Р. Вагизова
Среди многочисленных жалоб, поступающих в адрес Уполномоченного по правам человека в РТ, наибольшую тревогу вызывают жалобы граждан на нарушение их права на жизнь, личную неприкосновенность, честь, достоинство и многие другие, связанные насилием в семье. Проблема насилия в семье и обществе становится все более актуальной для современной России и Республики Татарстан. Домашнее насилие - это не семейный конфликт, это часто преступление, целью которого является получение власти и контроля над другим человеком. При этом нарушаются такие основные права как: право на жизнь, личную неприкосновенность, честь, достоинство и многие другие. Домашнее насилие совершается в таких формах, как морально-психологическое, сексуальное, экономическое и физическое. Насилие совершается в любых семьях, независимо от места жительства, социальной и национальной принадлежности, оно не имеет социальных границ, происходит во всех социальных группах. Насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье, около 30 процентов от общего числа умышленных убийств совершается в семье. Половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами, предшествуют длительные семейные конфликты, каждый час одна из российских женщин погибает от рук мужа или партнера, ежегодно 2 тысячи женщин кончают жизнь самоубийством, становятся инвалидами и контингентом психбольниц. Согласно информации МВД Республики Татарстан в 2003 году в республике зарегистрировано 187 убийств и 183 факта причинения тяжкого вреда здоровью на почве семейно-бытовых отношений. Однако положение продолжает ухудшаться. По данным правоохранительных органов, только за последнее полугодие в нашей республике на почве бытовых ссор совершено более сотни убийств. В 135 случаях дело закончилось причинением тяжкого вреда здоровью. Кроме того, зафиксировано 418 случаев побоев и истязаний, 1016 угроз убийством (" Республика Татарстан" N 192-193 от 23 сентября 2004 г.). Преобладающее большинство потерпевших от насилия, происходящего в семье - это женщины и девочки, т.е. имеет место преимущественно тендерный аспект насилия в семье. Случается, что и мужья страдают от насильственных действий своих жен. По данным Республиканского центра социально-психологической помощи населению, официально статистика по насилию над мужчинами у нас не публикуются, однако она заставляет задуматься. Самый высокий процент самоубийств по причине домашнего насилия отмечен именно среди мужчин. На втором месте - дети. И только на третьем - женщины. Что касается детей - жертв насилия в семье, то они находятся еще и в правовой зависимости от тех, кто совершает в их отношении насильственные действия. Их истязателями являются родители, которые по закону обязаны защищать их права и интересы. Десятки тысяч детей по стране в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей. Особо жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6 - 7 лет. В 2003 году органами внутренних дел республики расследовано 77 уголовных дел, по которым 70 человек привлечены к уголовной ответственности по фактам неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженного с жестоким обращением. Участились случаи самоубийств среди детей и подростков (в 2003 году зарегистрировано 33 случая). Из года в год в республике растет число детей, доставленных сотрудниками милиции за безнадзорность. В 2003 году их количество превысило 2, 5 тысячи безнадзорных и около 400 беспризорных. В связи с закрытым характером семьи и явной недооценкой государством того факта, что безопасность семьи является основой безопасности общества в целом, в России до сих пор отсутствует официальная статистика по вопросам насилия в семье, убиты или избиты посторонним человеком или близким - таких подсчетов в органах внутренних дел не проводится. Домашнему насилию присуща высокая латентность, то есть достоянием государственных органов и общественности становится известна только малая часть фактов домашнего насилия, да и то, как правило, после наступления тяжких последствий, поскольку традиционно женщины (а уж тем более мужчины) стесняются признаться в том, что они подвергаются насилию со стороны супруга. Не всегда правоохранительные органы стоят на защите интересов жертв домашнего насилия. Имеют место случаи, когда работники милиции просто отказываются принимать заявления по фактам домашнего насилия, т.к. даже не считают домашнее насилие преступлением. В тех случаях, когда милиция все же реагирует на жалобы, виновного задерживают лишь на непродолжительное время и освобождают без последующего наблюдения. После освобождения и фактической безнаказанности за содеянное, насилие в семье, как правило, возобновляется. Бездействие милиции особенно пагубно потому, что в данный момент единственной в России правовой защитой лиц, страдающих от домашнего насилия, являются уголовные санкции. Насилие в семье - это не только женская и детская проблема. Это, прежде всего, проблема общества, в котором нарушение прав личности на безопасность, физическую неприкосновенность и достоинство в отношении детей и женщин имеет, к сожалению, традиционный характер. Исходя из высказанного, считаю что: Насилие в семье не частное дело личности - это нарушение прав человека. Оно ведет к ухудшению криминогенной обстановки и несет угрозу общественной безопасности; подрывает экономику страны и приводит к огромным убыткам; порождает социальное сиротство (детскую безнадзорность и беспризорность); преступность несовершеннолетних; ухудшает демографическую ситуацию в России и наносит непоправимый ущерб репродуктивному здоровью нации; приводит к социальной дезадаптации пострадавших и уменьшению количества трудоспособного населения. Предотвращение насилия в семье должно стать приоритетом политики национальной безопасности России и Республики Татарстан. Мировой опыт показывает разнообразие методов решения этой проблемы законодательным путем, который будет полезен и в нашей действительности. В настоящее время 40 стран мира имеют законы, противодействующие домашнему насилию. Анализ действующего российского законодательства свидетельствует о том, что оно в основном направлено на установление ответственности и привлечение к ней тех, кто уже совершил виновные действия и когда вред уже нанесен ребенку, женщине, другому члену семьи. Нормативных правовых актов, позволяющих пресекать домашнее насилие на более ранней стадии, то есть до применения физического насилия, часто влекущего тяжкие последствия, не имеется. Имеет место острая потребность в убежищах для подвергающихся насилию женщин и детей, а дефицит доступного жилья усугубляет физическую и моральную уязвимость жертв домашнего насилия, т.к. жертва и насильник продолжают жить вместе под одной крышей, даже если возбуждено уголовное преследование. Применительно к этой теме нельзя не отметить еще одну современную российскую проблему - крушение института семьи как духовной ценности. Если обратиться к статистике, в республике на каждые два новых брачных союза приходится один развод (январь - сентябрь 2004 г.: 18835 браков и 9204 разводов). Молодые расходятся, не успев пожить и года, причем шумно, с битьем посуды. Перед этим, случается, умудряются поколотить друг друга. Ограждая семьи от неправомерного вторжения, в то же время нельзя допускать безнаказанность насилия, нарушающего права конкретного члена семьи. Статьей 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод установлено, что вмешательство в личную и семейную жизнь допустимо, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Принятие федерального закона " Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье" представляется крайне необходимым, поскольку послужит правовым инструментом, предоставляющим средства правовой защиты, предусматривающим охранные досудебные и судебные приказы, удаляющие нарушителя из дома, порядок изоляции возбудителя семейного спокойствия, в том числе без применения, на первых порах, мер административного и уголовного характера. Конечно же, принятие законов и иных нормативных правовых актов по защите от насилия в семье само по себе не приведет к искоренению этого насилия, но, поставив его вне закона, будет создан правовой механизм воздействия на насильника, что, несомненно, приведет к снижению фактов насилия, о чем свидетельствует мировой опыт. В соответствии со статьей 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение общественной безопасности, административное, административно-процессуальное, семейное, жилищное законодательство относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов, и отсутствие в этой области федерального законодательства по отдельным вопросам не препятствует субъектам принимать собственные нормативные правовые акты. Следует отметить, что во многих регионах приняты законы о семейной политике и охране семьи, материнства, детства, отцовства, а в Архангельской области принят закон " О социально-правовой защите и реабилитации лиц, подвергшихся насилию в семье". Уполномоченный считает, что органы государственной власти республики могут принять действенные меры для предотвращения насилия в семье и в рамках существующего законодательства, в числе которых можно выделить следующие: - разработка и принятие Концепции государственной семейной политики в Республике Татарстан, в которой особое внимание уделить проблеме семейного насилия; создание республиканского Совета по проблемам семьи и детства, возложив на него мониторинг фактов домашнего насилия и нарушений прав детей, получаемых как от государственных органов, так и общественных организаций, разработку на конкурсной основе целевых комплексных программ в области семьи и детства, а также их реализацию; предусмотреть выделение из бюджета средств на создание кризисных центров и временных приютов; оказание действенной помощи неправительственным организациям (кризисным центрам, женским общественным организациям), участвующим в решении проблемы насилия в семье. Уполномоченный предлагает следующие меры, способствующие решению этой проблемы: Министерству внутренних дел Республики Татарстан: разработать систему отчетности правоохранительных органов, которая должна содержать все случаи насилия, включая телефонные звонки, выезды на семейные скандалы, независимо от наличия заявления со стороны пострадавших; проведение в качестве составной части профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и судов курсов повышения квалификации по вопросам выявления случаев насилия в семье и их решения, проведение обучения сотрудников рядового и среднего звена правоохранительных органов в плане обозначения высокой общественной опасности насильственных преступлений в семье в отношении родственников, свойственников, близких и лиц совместно проживающих, а также разъяснения юридических оснований привлечения к уголовной и административной ответственности за совершение указанных деяний, принципов работы с пострадавшими от насилия. Создание в правоохранительных органах специальных подразделений по проблеме насилия в семье позволит получить информацию о службах, оказывающих социально-психологическую и другую помощь потерпевшим. Министерству здравоохранения Республики Татарстан: разработать подробные должностные инструкции для медицинских работников, осуществляющих первичный медицинский осмотр пострадавших, формы протоколов с целью определения, документирования и ведения отчетности о случаях насилия в семье. О всех случаях насилия сообщать в органы внутренних дел; организовать обучение по вопросам судебной экспертизы врачей-лечебников и медперсонала с целью получения адекватных описаний для проведения на основании этих записей в дальнейшем судебно-медицинских экспертиз в рамках возбужденных уголовных дел, а также обучение медицинских работников и студентов медицинских вузов работе с пострадавшими от насилия. Министерству социальной защиты Республики Татарстан: создание достаточного количества государственных приютов для потерпевших от насилия в семье, которые должны тесно сотрудничать с правоохранительными органами, судами, медицинскими учреждениями; расширить систему оказания помощи пострадавшим от насилия в семье, используя потенциал кризисных центров; потерпевшие от насилия должны быть задействованы в процесс решения их проблем (психологических, правовых и социальных). Создание кризисных центров и иных учреждений возможно в соответствии со статьей 17 Федерального закона " Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". Министерству образования и науки Республики Татарстан: принять меры, направленные на развитие института классных воспитателей, педагогов и психологов с целью решения проблем психолого-педагогической поддержки детей " социального риска" и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечить тесный контакт с правоохранительными органами и органами социальной защиты; организовать правовое просвещение школьников и студентов в части защиты прав детей, человека.
|