Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мероприятия по охране месторождений от затоплений, пожаров, загрязнений и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых.
31. Особенности правового режима атмосферного воздуха. Благоприятное состояние атмосферного воздуха-это одно из условий продолжения жизни на Земле. Его восстановление и качественное улучшение необходимы для обеспечения реализации экоинтересов настоящего и будущего поколений. Государство должно проводить комплекс мероприятий в целях предупреждения и устранения загрязнения АВ, других вредных воздействий на него, осуществлять международное сотрдничество в этой области. Российское законодательство соответствует выработанным международным сообществом подходам к охране АВ и базируется на принципах приоритета охраны жизни и здоровья человека, недопущения необратимых последствий загрязнения АВ. Основу правового регулирования общественных отношений по поводу охраны АВ в России создают ФЗ Об охране атмосферного воздуха, Об охране ОС. Первый закон определяет специальные направления правовой охраны АВ, второй-общие для всех компонентов ОС направления правовой охраны. В ФЗ Об охране АВ закрепляются основные принципы управления охраной АВ, полномочия органов публичной власти, права и обязанности граждан, юридических лиц, общественных объединений, основы нормирования, требования к хозяйственной и иной деятельности. Нормы, устанавливающие требования в области охраны АВ от загрязнения содержатся в НПА, не входящих в систему экозаконодательства, в частности КоАП, УК, ФЗ О санитарно-эпидемическом благополучии, Использовании атомной энергии. Много нормативных предписаний в области охраны АВ содержится в подзаконных НПА, законах, НПА субъектов. Действующее законодательство определяет права и обязанности субъектов экоправоотношений. Носителями юридических прав и обязанностей в области охраны АВ являются граждане РФ, юридические лица, общественные объединения. Граждане имеют право: 1. на информацию о состоянии АВ, его загрязнении, источниках загрязнения, вредного физического воздействия на него. 2. на участие в проведении мероприятий по охране АВ, их финансирование 3. на участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на АВ. 4. на обсуждение программ охраны АВ и внесение в них своих предложений по улучшению его качества. 5. на предъявление исков о возмещении вреда здоровью и имуществу, ОС от загрязнения АВ. Практически теми же правами наделяются юридические лица и общественные объединения. Общественные объединения имеют право доступа на территорию объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения АВ и вредного физического воздействия на него в порядке и на условиях закона. Помимо закрепления отдельных юридических прав, действующее экозаконодательство определяет перечень юридических обязанностей субъектов правоотношений в области охраны АВ. Гражданин РФ при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств не должен превышать установленные технические нормативы выбросов. Обязанности юридических лиц в области охраны АВ: 1. проведение инвентаризации выбросов вредных веществ в АВ и разработка предельно допустимых выбросов и нормативов вредного физического воздействия на АВ. 2. согласование мест строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на АВ, с федеральными органами исполнительной власти. 3. внедрение малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня загрязнения АВ. 4. планирование и осуществление мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных веществ в АВ, сокращению, исключению таких выбросов. 5. осуществление мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных веществ в АВ, по ликвидации последствий его загрязнения. 6. осуществление учёта выбросов вредных веществ в АВ и их источников, проведение производственного контроля за соблюдением нормативов выбросов в АВ. 7. предоставление в установленном порядке органам, осуществляющим госуправление в области охраны ОС и надзор за соблюдением законодательства, полной и достоверной информации по вопросам охраны АВ. Госуправление в области охраны ОС осуществляется органами госвласти РФ и субъектов. На федеральном уровне управление в области охраны ОС осуществляется Правительством РФ непосредственно или через соответствующие федеральные органы исполнительной власти. Федеральные органы госвласти формируют и проводят единую госполитику в области охраны АВ, определяют порядок разработки и утверждения эконормативов, обеспечивают реализаци федеральных целевых программ, определяют порядок госучёта выбросов и вредных физвоздействий, разработки технормативов выбросов, обеспечивают проведение госмониторинга и госконтроля за охраной АВ на объектах хозяйственной и иной деятельности. Органы госвласти субъектов разрабатывают и реализуют региональные целевые программы, участвуют в организации и проведении госмониторинга АВ, проводят мероприятия по защите населения при ЧС, в пределах своей компетенции осуществляют координацию деятельности физических и юридических лиц, информируют население, проводят госконтроль за охраной ОВ на подлежащих ему объектах. Органы МСУ также вправе участвовать в управлении охраной АВ, они могут наделяться отдельными госполномочиями. В законодательстве провозглашён принцип обязательности госрегулирования выбросов вредных веществ и физических воздействий. Инструменты воздействия: 1. Предельно-допустимые уровни отражают максимально допустимый уровень физического воздействия на АВ. 2. Предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия для каждого источника этого воздействия, которые не приведут в повышению ПДУ. 3. технормативы выброса устанавливаются для передвижных и стационарных источников, технологических процессов, оборудования и отражают максимально допустимую массу вредных выбросов в АВ. 4. предельно допустимые нагрузки-это показатель воздействия конкретных вредных веществ на ОС, который не следует превышать. 5. предельно допустимый выброс устанавливается для стационарного источника загрязнения АВ с учётом технормативов. 6. временно согласованный выброс 7. гигиенический норматив отражает предельно допустимое количество загрязняющих веществ в АВ без вреда здоровью человека. 8. эконорматив отражает то же самое, только для ОС. Требования охраны АВ: 1. запрет на внедрение новых технологий, техники, материалов, веществ и другой продукции, применение технических средств, если они не отвечают требованиям охраны АВ. 2. производство и использование топлива только при наличии сертификатов и деклараций, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны АВ. 3. аналогично для производства и использования технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок, сертификаты и декларации о соответствии этих предметов техническим нормативам выбросов. 4. запрещается выброс в АВ веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека, ОС не установлена. 5. действия по изменению состояния АВ могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для ОС на основании разрешения федерального органа исполнительной власти в области охраны ОС. 6. установка санитарно-защитных зон организаций в местах проживания населения. специальные требования, нормативы качества АВ, выбросов в него при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, застройке городских и иных поселений. 7. При проектировании объектов хозяйственной и иной деятельности, застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться уровень загрязнения АВ и прогноз изменения его качества. 8. в проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности должны учитываться меры по уменьшению выбросов вредных веществ в АВ и их обезвреживанию. 9. запрещено проектирование, размещение, строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя. Необратимым последствиям для людей о ОС. Мониторинг АВ проводится органами публичной власти в целях наблюдения за загрязнением АВ, комплексной оценки и прогноза его состояния, получения и предоставления информации о загрязнении АВ. Государственный мониторинг АВ осуществляет Росгидромет Гоэкоконтроль обеспечивает соблюдение субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, нормативов в области охраны АВ. Госэкоконтроль осуществляют госинспекторы по охране природы. 32. Особенности правового режима животного мира. Животный мир является одним из важнейших природных ресурсов, особая значимость которого подчёркивается в преамбуле ФЗ О животном мире. Животный мир-это достояние народов РФ, неотъемлемый элемент природной среды и биоразнообразия. Это возобновляющийся природный ресурс, важный компонент биосферы, охраняемый и рационально используемый для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан. Помимо ФЗ О животном мире, Об охране ОС, Кодексов, составляющих первый блок законодательства, существует ещё несколько блоков. Второй-это указы Президента в связи с использованием животного мира, постановления Правительства. Третий блок-это ведомственные НПА. Четвёртый блок-НПА субъектов. Пятый блок-это акты общественных организаций, правовые обычаи. Большую роль играет международное законодательство. Животный мир-это совокупности живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Исходя из определения объектами животного мира являются лишь животные в условиях естественной свободы. Законодательство о животном мире регулирует отношения в сфере охраны и использования диких животных, объектов животного мира в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира, в иных научных и воспитательных целях. Отношения в области охраны и использования домашних, диких, содержащихся в неволе животных регулируются иными отраслями законодательства-гражданским, санитарным и другими. Данные животные обладают правовым статусом вещи, оборот их регулируется положениями гражданского законодательства, они могут быть предметом сделок, отчуждаться, переходить от одного лица к другому. Водные биоресурсы признаются разновидностью объектов животного мира, общие вопросы их использования регулируются ФЗ О животном мире, вопросы, касающиеся их использования и охраны-ФЗ О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, а вопросы использования объектов животного мира-ФЗ Об охоте. Охотничьими ресурсами признаются объекты животного мира, которые используются или могут быть использованы в целях охоты, а водные биоресурсы-это рыбы, водные беспозвоночные, млекопитающие, водоросли и иные животные и растения в состоянии естественной свободы. ФЗ о животном мире устанавливает, что животный мир в пределах РФ является госсобственостью, РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. К федеральной собственности относятся следующие обьекты животного мира: 1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, занесенные в Красную книгу РФ. 2. Обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения. 3. Населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону. 4. Подпадающие под действие международных договоров РФ. 5. Отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозотношении. 6. Естественно мигрирующие по территориям двух и более субьектов РФ. Иные категории обьектов животного мира находятся в собственности субьектов. Водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, кроме обитающих в прудах и обводненных карьерах, которые могут находиться в федеральной собственности, собственнтсти субьектов, муниципальной и частной. Обьекты животного мира, изьятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности и отношения по владению, пользованию, распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством. Физические и юридические лица, обладающие правом на добычу охотничьих ресурсов, приобретают право собственности на продукцию охоты. Право пользования обьектами животного мира может предоставляться уполномоченными органами госвласти гражданам и юридическим лицам на основании: 1. Долгосрочной лицензии. Срок зависит от вида пользования в границах определенной территории и акватории. 2. Именной разовой лицензии, предоставляется гражданам в целях добычи определенного количества обьектов в определенном месте и конкретный срок. Право пошьзования охотничьими ресурсами возникает на основании спецразрешения на добычу охотничьих ресурсов. На его основании физические и юридические лица могут осуществлять отлов и отстрел одной или нескольких особей диких животных. Право пользования водными биоресурсами может возникать на основании разрешения на добычу водных биоресурсов, договора пользования рыбопромысловым участком и по иным основаниям, предусмотренным законодательством. Виды пользования животным миром-это виды его целевого использования способы-это методы и условия его использования. Право пользования животным миром может быть приоритетным и общим. Приоритетным правом обладают коренные малочисленные народы. Данное право ограничивается территорией традиционного расселения народа и хоздеятельности. Виды общего пользования животным миром:
|