Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метод потенциалов. (1.8.1) В методе потенциалов каждому пункту отправления приписывается потенциал ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
для каждой базисной клетки. Так как потенциалов , а базисных клеток , то одному из потенциалов (любому) придают произвольное значение, как правило, нулевое. Остальные находятся из равенств (1.8.1).
. (Докажите самостоятельно, что так вычисленное совпадает с соответствующей оценкой свободной клетки в распределительном методе). Алгоритм решения транспортной задачи методом потенциалов состоит в следующем. 1. Находится начальный план (любым способом). 2. Для каждого пункта отправления и каждого пункта назначения находятся потенциалы. 3. Для каждой свободной клетки вычисляется оценка . 4. Если все , то найденное распределение перевозок дает минимальную стоимость. 5. Если среди оценок есть отрицательные, то для клетки , наибольшей по модулю, строится цикл и производится сдвиг по циклу (как и в распределительном методе). Затем переходят к новому распределению перевозок, возвращаясь к п.2. Замечание. Удобно и записывать в таблицах напротив соответствующих и , а вычисления и производить в уме. Пример 3. Найти методом потенциалов оптимальное распределение перевозок транспортной задачи, приведенной в табл. 1.8.1. Таблица 1.8.1
Начальный опорный план найдем методом северо-западного угла (табл. 1.5.2). Таблица 1.8.2
Стоимость перевозок по этому плану равна ед.
, , , , , , , .
Наибольшая по модулю отрицательная оценка . Производим сдвиг по циклу на и переходим к табл. 1.8.3. Таблица 1.8.3
Стоимость перевозок по новому плану уменьшилась и стала равной ед. Для проверки оптимальности плана найдем потенциалы и оценки свободных клеток. Примем U1=0, вычислим остальные и и занесем их в табл. 1.8.3. Вычислим оценки свободных клеток: , , , , , , , . Вводим в базис клетку (3, 1), производя сдвиг по циклу на 20ед. Переходим к (табл. 1.8.4.) Таблица 1.8.4
Стоимость перевозок по новому плану уменьшилась и стала равной ед. Проверим оптимальность. Вычислим потенциалы, занесем в табл.14. Найдем для свободных клеток , , , , , , , . Вводим в базис клетку (3, 3), производя сдвиг по циклу на 20ед. Переходим к табл. 1.8.5. Таблица 1.8.5
Стоимость перевозок по новому плану уменьшилась и стала равной ед. Проверим оптимальность. Примем U1=0, вычислим остальные и и занесем их в табл. 1.8.5. Найдем для свободных клеток , , , , , , , . Вводим в базис клетку (2, 5) и получаем табл. 1.8.6. Таблица 1.8.6
Стоимость перевозок по новому плану уменьшилась и стала равной ед. Проверим оптимальность. Примем U1=0, вычислим остальные и и занесем их в табл. 1.8.6. Найдем для свободных клеток , , , , , , , . Так как все оценки свободных клеток неотрицательны, то полученный в табл.16 план распределения перевозок является оптимальным. Минимальная стоимость перевозок равна ед. Замечание. Все рассмотренное ранее относится к замкнутой транспортной задаче, когда . В открытой транспортной задаче . Решение таких задач сводится к решению замкнутых транспортных задач. Делается это следующим образом. Если , то вводим фиктивный пункт отправления с запасами и . Если , то вводим фиктивный пункт назначения с потребностями и .
|