Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие легитимности государственной власти. Ее виды.
Ни один государственный аппарат не может нормально функционировать, если существующая государственная власть не признаётся населением. Легитимность – признание и поддержка государственной власти населением. Причины стремления Г к легитимности: - обеспечение опоры на физическое принуждение невозможно - постоянная опора Г на принуждение невозможна, т.к. требует больших финансовых затрат - население начинает не признавать Г власть, сопротивление (опасность потери суверенитета) Заслуга легитимной власти принадлежит немецкому социологу М.Веберу. Он говорил, что государственной власти принадлежит монополия на легитимное насилие. Он же и классифицировал легитимную власть на в иды: в основе классификации лежит механизм психологического признания. Традиционный тип Имеет место тогда, когда государственная власть приобретается или признается в соответствии с исторически сложившимися обычаями и традициями. Харизматический тип Харизма переводится как «божий дар, обладать благодатью» Государственная власть признается в силу веры населения в особые выдающиеся качества у верховных носителей этой власти, в независимости от того, обладают они этими качествами или нет. Рационально-легальный тип Государственная власть признается в силу рациональных доводов о полезности, правильности и необходимости такой власти в данных условия. Решающие значение имеет то, что власть приобретается и реализуется в соответствии с действующим законодательством.
Легитимность тесно связана с понятием «легальность» (формально-юридическое закрепление государственной власть действующим законодательством), но эти понятия совпадают не всегда: государственная власть может быть легальна, но у неё может отсутствовать легитимность 6. Государственный аппарат: понятия, элементы, структура. Принципы организации государственного аппарата.
Государственный аппарат - обязательный атрибут любого Г, отличающий его от организации публичной власти в первобытном обществе. Государственный аппарат - система органов государственной власти, через который реализуется большинство функций Г. Признаки: В сравнении с первобытным обществом 1. его состав образуется из профессиональных управленцев, из которых формируются органы государственного аппарата; 2. высокая степень организованности госаппарата, четко определена компетенция, состав и функции. В сравнении с другими органами управления, функционирующих на профессиональной основе 1. решения принимают функционеры; 2. высшая степень организационной оформленности; 3. госаппарат является официальным выразителем государственного суверенитета Аспекты: -верховенство госаппарата в системе органов публичной власти Г: находится на верхней ступени в иерархии государственной власти -универсальность решений госаппарата: распространяется на всю территорию Г и всех лиц, находящихся на его территории -обязательность решений, принимаемых госаппаратом, для всех субъектов, к которым они обращены. В случае несогласия могут быть применены силовые меры; 4. создание и исполнение законодательства, наиболее соответствующего потребностям государственного управления. Законодательство – это совокупность нормативно-правовых актов, принимаемых органами Г; 5. реализует монополию на легитимное физическое насилие.
Элементы госаппарата являются его органы. Признаки органов: - образованы в установленном юридическими нормами порядке; - участвуют в реализации Г функций; - обладают государственно-властными полномочиями (соответствующей компетенцией); - для выполнения своих полномочий за органами госаппарата закрепляются определенное имущество (здания, сооружения, финансовые средства и т.д.).
Орган госаппарата - созданное в предусмотренном юридическими нормами порядке структурно-обособленное звено госаппарата, которое наделено властными полномочиями по реализации государственных функций.
Классификация органов госаппарата: 1. по основному способу деятельности: -законодательные (представительные) органы - создание юридических норм и правил; -исполнительные - организация исполнения юридических норм и правил; -судебные – разрешение юридических споров, защита прав и свобод субъектов правоотношений. 2. по порядку формирования: -первичные - формируются непосредственно населением; -производные - формируются без участия населения. 3. по порядку принятия решений: -единоличные – такие органы госаппарата, которые принимают свои решения самостоятельно и не согласуют в обязательном порядке с другими органами или лицами (губернаторами краев, областей, президентами республик и т.д.); -коллегиальные - обязательное одобрение лицами (определенным количеством или кворумом), входящих в эти органы (судебная коллегия). 4. по времени действия (функционирования): -постоянные – создаются на неограниченный срок (парламент; -временные – создаются на конкретный промежуток. 5. по формированию состава: -состав постоянно обновляется; -не ограничено временным отрезком. 6. по объему компетенции: -органы общей компетенции – органы, которые могут принимать решения по любым вопросам, входящих в круг их полномочий – правительство Г; -органы специальной компетенции – органы, которые могут принимать решения лишь в конкретной сфере деятельности министерства, ведомства.
Соотношение понятий «госаппарат» и «государственный механизм» (на это определения существует три точки зрения): 1)государственный механизм состоит из госаппарата и других государственных организации, участвующие в осуществлении Г функций 2)государственный механизм характеризует государственную власть в динамике, а госаппарат в статике, но по объему функции ГА и ГМ совпадают 3)понятия ГА и ГМ тождественны
Госаппарат в современном государстве осуществляется на основе его принципов действия (это основополагающие руководящие идеи в соответствии с которыми образуются и функционируют органы государственной власти). Значение принципов госаппарата: обеспечение максимальной результативности государственного управления. система принципов зависит от разных факторов, от уровня востребования научных знаний, от политического режима, от формы правления и государственного устройства. Принципы (их виды): I. -общие (для любых звеньев ГА) -частные (для отдельных видов деятельности ГА) по политическому режиму, в котором функционирует ГА II. -в условиях демократического Г и его госаппарата -в условиях недемократических режимов
Общие принципы организации деятельности госаппарата в условияхдемократии 1) Принцип разделение властей (главное – создание системы сдержек и противоречий) 2) Принцип правовой законности -органы госаппарата создаются и действуют в строгом соответствии с правовыми нормами -запрещает создание таких органов госаппарата, которые правом не предусмотрены -предполагает обязательную юридическую ответственность со стороны органов госаппарата и их должностными лицами за совершаемые им правонарушения 3)принцип исчерпывающей компетенции (запрещено все, что прямо законом не разрешено) 4)принцип сочетания централизации и децентрализации, субординации и координации: · Позволяет обеспечить вертикаль государственной власти – принцип централизации и субординации · Позволяет принимать государственные решения с учетом конкретных обстоятельств, которые появляются на практике – принцип децентрализации и координации 5)принцип функциональной обоснованности: · при создании новых органов учитывается выполнение их функций другими органами госаппарата · помогает избежать дублирование в деятельности органов госаппарата · не позволяет появляться органам госаппарата, которые объективно не нужны 6)принцип профессионализма (при формировании профессионального состава органов госаппарата, приоритет отдается профессиональным деловым качествам кандидатов) Общие принципы деятельности ГА в условиях антидемократии 1)принцип концентрации всей полноты власти в одних руках 2)принцип неправовой законности в сочетании с открытым государственным произволом 3)принцип неограниченной компетенции (разрешено все, что не запрещено законом) 4)принцип бюрократической централизации (бюрократического централизма) 5)принцип произвольного определения функций органов госаппарата (сначала создается орган, а после он наделяется функциями) 6)принцип политической лояльности (преданности) – приоритет отдается по политической преданности к существующему строю
Тема 4.
|