![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лек 14 Формы развития ПТБ
В условиях формирования рыночных отношений совершенствование и развитие ПТБ будет определяться в каждом конкретном случае в зависимости от численности, структуры, типа и интенсивности эксплуатации подвижного состава, состояния и условий функционирования предприятия, целесообразности специализации и кооперации производства ТО и ТР с другими предприятиями, материальных и трудовых ресурсов, возможности расширения предприятия и других факторов на основе всестороннего технико – экономического обоснования. Поэтому возможны различные формы развития ПТБ (новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий). На основе анализа состояния ПТБ действующих предприятий автомобильного транспорта и прогноза развития подвижного состава, учета ограничений в капитальных вложениях разработана концепция совершенствования ПТБ на отраслевом уровне [11], в которой рассматривается три варианта развития производственно – технической базы: 1 – й вариант – совершенствование существующей ПТБ без существенного изменения ее структуры и принципов функционирования; 2 – й вариант – создание развитой системы специализации и кооперации производства ТО и ремонта главным образом для автомобильного транспорта общего пользования; 3 – й вариант – организация ПТБ на основе концентрации, специализации и кооперации производства на региональном уровне независимо от ведомственной принадлежности подвижного состава. Для 1 – го варианта основными направлениями совершенствования ПТБ являются: · реконструкция и техническое перевооружение существующих АТП с доведением их до нормативной обеспеченности производственно – складскими площадями, рабочими постами и средствами механизации; · специализация и кооперация АТП по выполнению наиболее сложных видов работ ТО и ТР; · частичная кооперация АТП с авторемонтными заводами (АРЗ) и авторемонтными мастерскими (АРМ) при выполнении работ текущего ремонта; · совершенствование методов управления производственными •процессами; · переход на хозрасчетные отношения между технической и эксплуатационной (перевозочной) службами. Для 2 – го варианта предусматривается специализация и кооперация АТП и ремонтных предприятий с доведением этих форм до рационального уровня. При этом возможно как сохранение существующей организационной структуры ПТБ, так и ее изменение на базе введения полной хозяйственной самостоятельности инженерно – технической службы. Для 3 – го варианта предусматривается создание единой системы организации ПТБ для ТО и ремонта подвижного состава региона вне зависимости от ведомственной подчиненности. Увеличение до 80 – 85 % обслуживаемого парка региона позволит наиболее полно реализовать преимущества специализации, кооперации и индустриальных способов выполнения работ, принципы хозяйственных отношений между технической и эксплуатационными службами. Как показывает предварительная оценка вариантов развития ПТБ, наиболее высокие технико – экономические показатели будут достигнуты для 3 – го варианта (табл. 1.1). Однако для его реализации необходим более высокий исходный уровень развития ПТБ, который может быть достигнут при 2 – м варианте. Таблица 1.1. Сравнительная оценка основных технико – экономических показателей различных вариантов развития ПТБ В целом с учетом масштабов и последовательности реализации вариантов развития общая эффективность совершенствования ПТБ оценивается следующими изменениями технико – экономических показателей [11]: · увеличением коэффициента технической готовности на 4 – 7 %; · повышением производительности труда ремонтных рабочих на 40 – 43 %; · сокращением удельных затрат на ТО и ТР на 21 – 26 %; · снижением удельных капиталовложений на 16 – 20 %. Расширенное воспроизводство ОПФ осуществляется в форме строительства новых предприятий, реконструкции и расширения действующих предприятий и их технического перевооружения. Капитальное строительство входит составным этапом в единый комплекс инвестиционного процесса, включающий планирование, проектирование, собственно производство строительно – монтажных работ (СМР) и освоение проектной мощности построенного объекта. По отношению к затратам на новое строительство удельные затраты на единицу мощности составляют: при расширении 71 – 75 %, при реконструкции 41 – 43 %, при техническом перевооружении 20 – 21 %. Второе, не менее важное преимущество заключается в значительном сокращении сроков освоения капитальных вложений. Практика показывает, что строительство нового АТП среднего размера продолжается 3 – 4 года, а порой затягивается на 5 – 6 лет и более. Реконструкция и расширение действующего предприятия позволяют вводить в строй ОПФ в 2, 5 – 3 раза быстрее. Следующее преимущество связано с тем, что инженерно – строительные работы производятся на освоенной площадке, оснащенной подъездными путями, сетями электроэнергии, водопровода, канализации, теплоснабжения и связи, как правило, при этом нет необходимости производить большой объем земляных работ, связанных с вертикальной планировкой земельного участка и благоустройством территории. И наконец, к преимуществам реконструкции следует отнести такой важный социальный фактор, как наличие трудового коллектива действующего АТП, являющегося действенной, заинтересованной силой, средством контроля за качеством и сроками выполнения работ. Однако не следует считать, что реконструкция действующих АТП имеет только одни преимущества. У них есть и свои определенные недостатки, которые создают трудности уже с момента разработки проекта реконструкции. Сопряжены они с невозможностью использования типовых проектов в целом, с необходимостью „вписать" новые планировочные и технологические решения в габариты существующей территории, в объемы имеющихся производственных зданий, разработать проект с минимальными перестройками и переделками и при этом добиться существенных результатов. Кроме того, чаще всего невозможно использовать высокопроизводительную технологию строительства. При отнесении предприятий автомобильного транспорта к тому или иному виду воспроизводства ОПФ руководствуются следующим. Новое строительство предусматривает возведение комплекса зданий и сооружений основного (для ТО, ТР и хранения подвижного состава), административно – бытового и технического назначения (трансформаторная подстанция, насосная, компрессорная и т. п.) вновь создаваемого АТП, а также зданий и сооружений филиала или отдельного производства действующего АТП, сооружаемых на новом земельном участке с целью создания дополнительных производственных мощностей, которые после ввода в эксплуатацию должны находиться на самостоятельном балансе. К новому строительству относится также возведение на новом земельном участке АТП, сооружаемого взамен предприятия, подлежащего ликвидации по той или иной причине: технической, санитарной, градостроительной, экологической, социальной и т. п. Расширение АТП предусматривает строительство (дополнительно к имеющимся) новых зданий и сооружений на существующей территории предприятия, а также увеличение площади существующих зданий и сооружений за счет пристройки или надстройки их с целью создания дополнительных производственных мощностей. К расширению действующих АТП относится строительство на вновь отведенном земельном участке нового филиала или производственного подразделения с целью увеличения мощности предприятия, которые после ввода в эксплуатацию должны находиться на балансе действующего АТП. Реконструкция АТП предусматривает переустройство существующих зданий и сооружений, связанное с совершенствованием технологических процессов, внедрением нового прогрессивного оборудования, повышением эффективности функционирования ПТБ, улучшением санитарно – гигиенических условий труда, осуществлением технических мероприятий по улучшению охраны окружающей среды. В отличие от расширения реконструкция АТП осуществляется, как правило, без увеличения площади зданий и сооружений. При реконструкции АТП допускается производить расширение существующих зданий и сооружений, а также их новое строительство в случаях, когда: · параметры существующих зданий и сооружений не отвечают требованиям технической эксплуатации новых типов подвижного состава (например, автомобилей особо большой грузоподъемности, автопоездов и сочлененных автобусов, автомобилей с двигателями, работающими на газе и т. п.), а также не позволяют обеспечить внедрение новых прогрессивных технологических процессов или нового оборудования; · существующие здания и сооружения имеют значительный моральный и физический износ, препятствуют дальнейшему развитию ПТБ предприятия и в силу технических или экономических условий подлежат полному или частичному сносу. Техническое перевооружение АТП предусматривает выполнение комплекса мероприятий, направленных на повышение технико – экономического уровня производства или отдельных элементов ПТБ без увеличения общей мощности предприятия. Техническое перевооружение проводится с целью: · замены морально устаревшего и физически изношенного основного технологического оборудования; · модернизации природоохранных объектов (очистных сооружений производственных сточных вод, средств очистки загрязненного воздуха, удаляемого в атмосферу); · подключения предприятия к централизованным источникам теплоснабжения, электроэнергии, водоснабжения; · внедрения бессточных оборотных систем водоиспользования; · переустройства инженерных сетей и коммуникаций, систем отопления и вентиляции; · внедрения средств научной организации труда, автоматизированных систем управления, электронно – вычислительной техники. При техническом перевооружении допускается частичная перестройка существующих зданий и сооружений в том случае, когда это связано с заменой оборудования, усилением несущих конструкций, заменой перекрытий, а также частичная перепланировка без увеличения площади производственно – складских помещений. Увеличение площади производственно – складских помещений допускается производить только в том случае, когда это обусловлено габаритными размерами нового подвижного состава или техническими параметрами технологического и инженерного оборудования.
|