Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модели социодинамики общественного развития.
Социальная динамика - совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур, ведущих к их обновлению. Вся совокупность идей о социальной динамике (развитии общества) сводится к двум моделям: Линейная(прогресс либо регресс) и цикличная. Модель общественного развития выделяются в зависимости от представлений исследователя о роли прогресса и революций, признания цели или бесцельности истории. Античность. Идея линейности: Прогресс: Общество совершенствуется, в нём постоянно приращиваются научные знания, жизнь человека улучшается (Сократ); Регресс: История движется по нисходящей линии, от золотого века (царства благочестия и высокой морали) к железному веку (полное падение нравственности) (Гесиод). Идея цикличности: Прогресс и регресс рассматриваются в рамках замкнутого космического цикла, который с неизбежностью сменяется новым циклом Средневековая религиозная философия. Представлена идея линейного развития в ярко выраженной форме: Согласно христианскому вероучению, история – это линия, начало которой – грехопадение людей, а конец – второе пришествие Христа, Страшный суд и наступление царства Божия на земле. В эпоху просвещения идея о линейном характере общественного развития воплотилась в утверждении веры в прогресс человеческого разума, достижение которого возможно в результате просвещения народных масс Марксизм характеризуется выявлением объективных законов общих для всего исторического процесса и выделение его определяющего фактора – материального; В основе периодизации исторического процесса лежит способ производства материальных благ (совокупность производительных сил и производственных отношений). Исторический процесс представляет собой последовательную смену пяти социально-экономических формаций: Первобытнообщинная; Рабовладельческая, Феодальная, Капиталистическая, Коммунистическая. Для каждой формации (кроме первой и последней) характерно наличие противоборствующих социальных классов; Обострение классовой борьбы приводит к социальной революции, в результате которой происходит смена одной социально-экономической формации другой. Д.Белл и Р.Арон предложили трехступенчатую типологию обществ: · Традиционное (аграрно-ремесленное) – (до 19 века) - Является следствием неолитической революции, в результате которой ведущей сферой деятельности становится земледелие; Это приводит к оседлому образу жизни, массовому производству сельхозпродукции. Имеет Ярко выраженный сословный характер. Характеризуется авторитарной системой власти, консерватизмом и малоподвижностью. Ведущая социальная сила – церковь и армия. Главный механизм регуляции - Традиция. Наибольшее развитие получило в Европе в эпоху Средневековья. · Индустриальное - (19-середина 20 века): Высокий уровень развития промышленного (машинного) производства; Массовость производства и ориентированность на рынок; Основа общества – капитал и труд; Ведущая социальная сила – буржуазия и пролетариат, Развитые торгово-денежные отношения, Свободная конкуренция. Гражданское общество, Высокий уровень социальной мобильности, Приоритет научных способов организации производства. · Постиндустриальное - (с середины 20 века): Появление новых отраслей науки, Возрастание роли третичного сектора (сферы услуг), Расширение системы обучения, Возрастание роли информации, знаний; Развитие информационных технологий, Изменение личных мотиваций: не обогащение, а самосовершенствование. Главная социальная сила – специалисты-профессионалы, владеющие информацией и знанием. Нелинейный подход к развитию истории формируется в конце 19 века в связи с кризисом западной цивилизации; Отрицает единую линию развития человечества; Уделяет особое внимание уникальности и неповторимости исторического процесса, множественности моделей развития; Вся история человечества подразделяется на несколько самостоятельных образований – локальных цивилизаций, каждая из которых имеет собственную историю, отличается неповторимостью исторических событий; Представители нелинейного подхода: Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин
Н. Данилевский считал, что единой всемирной истории не существует, а есть история отдельных цивилизаций, которые носят индивидуальный, замкнутый характер. Выявил 10 цивилизаций («культурно-исторических типов») и описал развитие и упадок каждой. О. Шпенглер выделил 8 типов культур и определил время существования каждого культурного организма примерно в 1000 лет, после чего культура деградирует. А. Тойнби разработал концепцию локальных цивилизаций. Выделил 21 тип цивилизаций, из которых в настоящее время существуют только 8.Определил путь развития каждой цивилизации: возникновение, рост, расцвет, надлом, разложение, гибель.
|