Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культурно – исторические предпосылки возникновения философии в Древней Греции.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Предпосылки появления античной философии. 1. Предпосылки появления античной философии.
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ. Природные предпосылки возникновения философии в Древней Греции. 1. Особые природные предпосылки. Благодаря природным условиям (невысокие горы и холмы, не глубокие и не широкие реки, изобилии фауны) мир выглядит предсказуемым, соразмерным человеку, рациональным, познаваемым. Социально – политические предпосылки возникновения философии в Древней Греции. 1. Общественное разделение труда: Древняя Греция – развитая рабовладельческая страна, рабы выполняли всю тяжелую работу, у свободных же людей Древней Греции было много свободного времени для досуга (то есть для своего культурного развития), денег - нажитых ремеслами и торговлей. В греческом мире, по преимуществу благодаря им, возникли первые формы институционализированной свободы и демократии, способствовавшие в свою очередь рождению философии и подпитывавших ее. a. Специфические социальный статус для Греции, гречанин это гражданин, а не подданный. (Свободомыслие в пределах нравственности, не подавлялось.) b. Существовала прочная традиция свободных дискуссий, связанная с демократией, то есть в Древней Греции проходили общественные собрания где обсуждались важные вопросы касающие общественной жизни и для того что бы убедить жителей, греки должны были владеть искусством выражать свои мысли. Вот этой возможностью и способностью рассуждать, особым, рациональным складом ума, необходимым для философствования, греческий народ и отличался от других. Культурно – исторические предпосылки возникновения философии в Древней Греции. 1. Создание письменности 2. Возникновение образовательных учреждений. 3. Наличии в обществе мифологии и религии как здоровых начал культур. 4. Возникновения и развитие различных видов искусств. (Театральное искусство, скульптура, музыка, архитектура.)
СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ. 1. Осознание древним человеком бытия в целом, самого себя и своих границ. Перед человеком открывается глубина мира и собственная значимость. Человек начинает осмысливать мир и себя как проблему, начинает ставить радикальные вопросы, ищет понимания и спасения. 2. Сформировавшиеся возможности человеческого сознания и психики, связанные с абстрактным, рационально-чувственным отображением мира.
В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой, когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы. Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX – VII веках до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. В результате развития торговли, мореходства, колонизаций новых земель расширялся географических горизонт греков, Средиземное море стало известным до Гибралтара, куда достигали ионийские торговые суда, а тем самым гомеровское представление о Вселенной обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров. В Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальности, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались. Социально-экономические изменения, происходившие в VII – VI веках до н. э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Философия, таким образом, возникает в момент кризиса традиционного уклада жизни и традиционных ценностей. С одной стороны, она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой — пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления. Бытующие в народе мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование. Слово «философия» было синонимом зарождающегося рационально-теоретического миропонимания. Философскую мысль вдохновляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание «единого во всем».
|