Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика единиц словообразования






1. Производное слово - слово, образованное от другого слова, является центральной едини­цей словообразования, т.к. именно оно позволяет определять способы и средства образования слов. Производные слова вторичны, их можно объяснить путем ссылки на значение другого слова.

Признаки производного слова:

1) производное слово, как правило, имеет более сложную структуру, чем производящее, т.е. содержит большее количество морфем: пол под-поль-й-э;

2) производное слово более сложное по семантике: плотный уплотнить 'сделать плотным';

3) в паре нейтральное и стилистически окрашенное слово производное будет стилистичес­ки окрашенным: умный умнющий;

4) в парах глагол - существительное, обозначающих действие, исходным, производящим словом будет глагол, так как значение действия характерно для глаголов: писать писарь, ходить l ходьба.

5) в парах прилагательное - существительное, обозначающих признак, исходным, произ­водящим словом будет прилагательное, так как значение признака характерно для прилага­тельных: способный способность, глухой глушь

Следует обратить внимание на то, что слова, на первый взгляд кажущиеся однотипными по структуре, могут быть как производными, так и непроизводными:

ложка, дорожка, пряжка, бумажка, фишка, мышка, кружка, подружка.

Более точно производность слова можно установить на основании формальной (внешней) и семантической связи производного и производящего слова. Отношения словообразователь­ной мотивации (производности) устанавливаются между двумя однокоренными словами, когда значение одного определяется через значение другого:

Рыбак, рыба, рыбачий. Рыбак - 'тот, кто ловит рыбу', рыбачий - 'имеющий отношение к рыбаку'.

Только когда одно слово связано с другим формально и семантически, возникают отноше­ния словообразовательной производности, и мы можем говорить о том, что данное слово про-изводно. Слово председатель в синхронном словообразовании непроизводно, так как нет мо­тивирующего слова.

Если связь слов только формальная или только семантическая, отношения производности отсутствуют, т.е. нельзя сказать, что это слова, в которых одно образовано от другого:

Умереть мера, носить нос. В словах кофеварочный - кофе (семантическая связь есть, но формальной нет, так как при сравнении звуковой (графической) формы обнаруживаются «лишние» элементы - вар-оч-н-ый. Непосредственная формальная связь производного слова кофеварочный будет с производным словом кофеварка.

Направление словообразовательной производности всегда от производного (мотивирован­ного) к производящему (мотивирующему). Это золотое правило синхронного словообразова­ния: производное ищет свое производящее, а не наоборот.

На закономерную связь между семантикой производного и производящего слов впервые обратил внимание Г.О.Винокур (в работе «Заметки по русскому словообразованию» 1949 г.). Это положение получило название критерий Винокура. Он звучит так: «Значение производ­ного слова всегда определяется через семантику другого знака». Критерий можно назвать также критерием словообразовательной мотивации.

Словообразовательная мотивация - это мотивированность производного слова произ­водящим.

Критерий Винокура широко используется в словообразовании, потому что:

1) позволяет легко определить производное перед нами слово или нет;

2) позволяет установить связи между производным и производящим словом.

2. Словообразовательная пара - это комплексная единица словообразования, состоящая из производного и производящего слова. Производное и производящее слова связаны смысловыми отношениями, или, как говорят, отношениями словообразовательной мотивации, то есть производное слово можно объяснить через производящее.

Большинство русских слов в современном языке имеет ясные мотивационные отношения, к ним легко подбираются мотивирующие слова.

Слова производные связаны с производящим мотивирующим значением. Учитель - лицо, профессия которого учить. Читатель - тот, кто читает. Светить - излучать свет. При­землиться - опуститься на землю.

Если слово непроизводное, оно толкуется описательно: Земля - 1) планета Солнечной систе­мы, 2) почва.

Производные слова в современном языке по словообразовательной мотивации можно раз­делить на две группы:

1) производные слова, значение которых полностью мотивируется входящими в него мор­фемами: приморский - признак находящегося у моря, волчий - принадлежащий волку, перезва­ниваться - звонить друг другу в течение какого-то времени;

2) производные слова, значение которых сложнее, чем сумма значений входящих в них морфем: журналист - тот, кто профессионально пишет для газет и журналов.

Мотивированность может быть прямой, метафорической и периферийной.

Прямая мотивация непосредственно связывает производное слово с основным значени­ем производящего. Рыбак - тот, кто ловит рыбу. Солить - посыпать солью.

Метафорической называется мотивация производящим словом в переносном значении. Например, слово прошляпить мотивируется словом шляпа: поступать, как шляпа, где слово шляпа употребляется в переносном значении. Слова обезьянничать, ишачить и т.п. имеют ме­тафорическую мотивацию.

Периферийной называется мотивация, при которой значение производного слова опи­рается на значение производящего слова, но связано с ним лишь частично. Букварь - книга, для обучения чтению, в которой помещены рисунки, схемы, ребусы, слоги, слова и в том числе буквы. Белье - одежда белого и других цветов.

Используя критерий Винокура, мы получаем простейшую комплексную единицу словооб­разования - словообразовательную пару и можем выделить средство словообразования - сло­вообразовательный формант.

Словообразовательный формант - это аффикс (аффиксы), который различает производ­ное и производящее слово. Формант - это словообразовательное средство (префикс, суффикс, интерфикс, постфикс и т.п.), с помощью которого образуется новое слово.

3. Словообразовательная цепочка - это однокоренные слова, находящиеся в отношениях последовательной производности.

Побелка - сущ. от глагола побелить Побелить - закончить белить Белить - сделать белым \белый

Можно сказать также, что словообразовательная цепочка - это последовательно выстроенные словообразовательные пары. Например, побелка побелить; побелить белить; белить белый.

Нельзя назвать словообразовательной цепочкой ряд слов, в которых одна из ступеней мо­тивации пропущена: пуховичок пуховик (пуховой) пух.

4. Словообразовательная парадигма - это совокупность нескольких производных слов,
связанных мотивацией с одним и тем же производящим словом.

  комарик
комар комарье
  накомарник комариный

Производящее слово не входит в словообразовательную парадигму. В парадигму входят слова одной и той же ступени словопроизводства. Члены словообразовательной парадигмы могут быть разными частями речи.

греть греться
  грелка нагреть обогреть отогреть погреть и т.д.

 

5. Словообразовательное гнездо (СГ) - это сложная комплексная единица словообразо­вательной системы, образованная совокупностью словообразовательных цепочек и парадигм с одним исходным словом. Другими словами, это совокупность однокоренных слов, располо­женных в соответствии с отношениями последовательной производности, с учетом синтагма­тических и парадигматических связей производных слов.

греть !!! -> вершина СГ (исходи, слово)

Например, словообразовательное гнездо по исходному слову греть:

Существенное свойство СГ - упорядоченный характер всей совокупности слов. Любое гнездо имеет строго определенную структуру, и каждый элемент занимает в нем предусмотрен­ное системой языка место. В основе строения СГ лежит принцип иерархии, принцип последо­вательного подчинения одних единиц другим (Ср.: семантическое поле).

  цар-ек цар-ица - цариц-ын цар-евич цар-евн-а
царь цар-изм
  цар-ств-о цар-ск-ий царск-и по-царск-и цар-и-ть цар-ствова-ть царствова-ний-э по-царствовать

Границы гнезда подвижны. Гнезда могут пополняться новыми словами, и, наоборот, мно­гие слова в гнезде часто перемещаются из центра на периферию или совсем выходят из него. Слова, утратившие смысловую общность, образуют разные гнезда. Ср. белый и белье, дать и продать, чернила и черный.

6. Словообразовательный тип (СТ) - это формально-семантическая модель построения слов определенной части речи. Этой модели свойственны три признака: 1) производность от одной части речи, 2) одинаковость словообразовательного форманта и способа словообразования, 3) общность словообразовательного (мотивирующего) значения.

v

Например: дружба, служба, пальба... глагол + б = существительное Болотный, мясной, степной... существительное +v = прилагательное Темно, ярко, тепло... прилагательное + о = наречие

Для слов: бедн ость бедн ый; смел ость смел ый; тру сость трусл ивый; мяг­ кость мягк ий - словообразовательный тип - это схема построения производных слов, принадлежащих к одной части речи (имя сущ.), абстрагированных от конкретных лекси­ческих значений, характеризующихся общностью: 1) части речи производящего слова (имя прил.), 2) способа словообразования (суффиксальный) и словообразовательного форманта (суффикс -ость-), 3) словообразовательного значения («отвлеченный признак, названный производящим словом»).

Аффикс может иметь несколько словообразовательных значений. Например: суффикс -тель-в словах учитель, писатель, родитель, выключатель, нагреватель. Эти слова не принадлежат к одному словообразовательному типу (обозначение лица, обозначение предмета).

На базе близости словообразовательных значений СТ вступают в синонимические отно­шения. Ср.: ленинградец, москвич, харьковчанин. У этих слов отличаются словообразователь­ные форманты (суффиксы), но совпадают часть речи производящих слов и словообразователь­ные значения, что дает им возможность выступать в качестве синонимов (компьютерщик, ре­гулировщик, финансист, программист; псевдогерой, псевдопатриотизм, квазиавторитет, ква­зирынок).

В словообразовательные типы объединяются производные слова одной части речи. Каждая часть речи обладает определенным набором словообразовательных типов.

7. Способ словообразования - самая крупная единица словообразования, объединяющая различные словообразовательные типы со сходными словообразовательными формантами. Например, суффиксальный способ словообразования объединяет все приведенные выше словообразовательные типы:

v

Дружба, служба, пальба... глагол + б = существительное

Болотный, мясной, степной... существительное + V = прилагательное

Темно, ярко, тепло... прилагательное + v = наречие

 

19. грамматический строй языка.основные единицы грамм.строя. лексическое и грамматическое значение.

Грамматический строй языка имеет и свои грамматические еди­ницы, т.е. грамматически оформленные языковые образования - мор­фему, слово, словоформу, словосочетание и предложение, - каждое из которых характеризуется своими отличительными признаками.

Морфема - это минимальная значимая часть слова или слово­формы. Морфемы являются строительным материалом слова. Есть языки (например, китайский или вьетнамский), в которых морфема совпадает со слогом и непосредственно доступна наблюдению, но обычно морфемы выделяются путем специального морфемного анализа.

В зависимости от роли морфемы в слове среди них выделяют корневые морфемы (непроизводные основы) и служебные (раз­личные аффиксы < лат. affixus 'прикрепленный': префиксы, суффи­ксы, интерфиксы, инфиксы, постфиксы, флексии). В корневых мор­фемах понятие выражается «в чистом виде», поэтому именно они формируют лексическое значение слова, служебные же - привно­сят дополнительные оттенки, передают словообразовательное и грамматическое значения (ср. в слове беловатый корневая морфе­ма бел- передает понятие «белизны», суффикс -оват- передает зна­чение слабой степени проявления признака, окончание -ый при­вносит грамматическое значение признаковости, а также значение муж.р., ед.ч. и им.п.).

Слово является одной из основных грамматических единиц. Оно представляет собой единство формы (звуковая оболочка) и со­держания (лексическое и грамматическое значение). К грамматиче­скому значению слова относятся: общее категориальное значение, т.е. его значение как части речи (как единицы, принадлежащей к определенному лексико-грамматическому классу), а также все его частные грамматические значения (например, у имени существите­льного в русском языке - значение рода, значение одушевленности/ неодушевленности, у некоторых существительных - такие частные грамматические значения, как значение собирательности, единич-

 

ности и др.; у глагола - значения вида, залога, времени, лица, на­клонения, а в формах прошедшего времени и рода и т.д.).

К грамматическим свойствам слова относится его грамматичес­кая и словообразовательная оформленность, его способность к фор­мальным изменениям (например, склонению или спряжению). Бу­дучи элементом грамматики, слово обладает не только словообра­зовательной структурой, но и грамматической формой, а также син­таксическими свойствами, т.е. способностью сочетаться с другими словоформами в предложении, участвуя в построении предложений и высказываний. Таким образом, слово является грамматической единицей, принадлежащей одновременно всем трем уровням грам­матической системы языка - словообразованию, морфологии и син­таксису.


Словосочетание - это синтаксическая конструкция, которая состоит из двух или более знаменательных слов, связанных между собой подчинительной связью - согласованием, управлением, при­мыканием или в некоторых языках - соположением (в ряде языков, например, в иранских и тюркских существуют и другие виды син­таксической связи слов, в частности, изафет, а в чукотско-камчат­ских языках - инкорпорирование - подробнее см. с. 245). В этой синтаксической конструкции грамматически независимое слово яв­ляется главным компонентом словосочетания, грамматически под­чиненное - зависимым компонентом. Частеречная принадлежность стержневого компонента словосочетания определяет его тип: они подразделяются на субстантивные (ср. новый дом), адъективные (ср. полный воды), глагольные (ср. читать книгу) и наречные (по­близости от дома). Словосочетание так же, как и слово, является единицей называющей. Оно обозначает предмет, явление, процесс, качество, названные стержневым словом и конкретизируемые за­висимым. Грамматическое значение словосочетания создается от­ношением, которое возникает между знаменательными словами, входящими в это словосочетание, соединяющимися на основе под­чинительной грамматической связи согласования (ср. зеленый май), управления (ср. купить книгу) и примыкания (ср. весело смеяться). Словосочетание тесно связано с предложением, поскольку функци­онирует оно в составе предложения, обнаруживая здесь разные пра­вила своего употребления.

Существует, однако, и другое определение словосочетания, со­гласно которому под словосочетанием понимается любое грамма­тическое соединение полнозначных слов. В этом расширительном

 

толковании словосочетания выделяется не только подчинительная связь, но и предикативная (связь между подлежащим и сказуемым), сочинительная (связь между однородными членами предложения), а также аппозитивная (связь между словами, поясняющими друг

друга).

Предложение - это синтаксическая конструкция, представля­ющая грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченно­стью. Будучи единицей общения, предложение служит для форми­рования и выражения мысли, в чем проявляется единство языка и мышления. В отличие от словосочетания - единицы называющей, предложение является коммуникативной единицей языка. Кроме коммуникативности, предложение отличают от словосочетания предикативность, т.е. отнесенность высказывания к действитель­ности (В.В. Виноградов), и модальность, т.е. оценка говорящим высказывания с точки зрения реальности/ирреальности, достовер­ности/вероятности, возможности, целесообразности, необходимости и проч. Предложение строится по определенному синтаксическому образцу, существующему в данном языке, всегда функционально нагружено (т.е. используется с той или иной коммуникативной целью, ср., например, вопросительные, побудительные или повест­вовательные предложения) и интонационно оформлено. Как едини­ца грамматики оно обладает грамматическим значением (в частно­сти, значением предикативности), категориями семантической структуры и компонентами актуального членения (т.е. членения на исходную часть сообщения или тему и на то, что утверждается о ней или рему). Предложение, подобно слову в словосочетании, может вступать в синтаксические отношения с другими пред­ложениями, образуя разные виды сложных предложений.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ

Слово как единица грамматического строя языка обладает лек­сическим и грамматическим значениями.

Лексическое значение слова - это его содержание, т.е. уста­навливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом, понятием и предметом (или явлением), обозначаемым этим комплексом. Лексическое значение слова индивидуально, причем оно остается одним и тем же во всех грамматических фор-

 

мах слова (ср. дом, дома, дому и т.д.), т.е. оно принадлежит не од­ной словоформе, а всему слову в целом. Лексическое значение вы- ] ражено в слове непосредственно, поскольку оно соотносит слово с тем или иным понятием и делает его знаком этого понятия.

Грамматическое значение - это абстрактное языковое содер­жание грамматической единицы, имеющее в языке регулярное (стан­дартное) выражение (например, грамматическим значением слов ] новый, старый является общее категориальное значение признако­вое™, а также частные грамматические значения - рода, числа и падежа: все эти значения имеют в языке стандартное выражение в ] аффиксальной морфеме -ый). Грамматическое значение отличается от лексического более высоким уровнем абстракции, т.к. «это аб­стракция признаков и отношений» (A.A. Реформатский). Грамма­тическое значение неиндивидуально, поскольку оно принадлежит це­лому классу слов, объединенных общностью морфологических свойств и синтаксических функций. Некоторые частные граммати­ческие значения могут меняться в слове в разных его грамматичес­ких формах (ср. изменение значения числа и падежа у существите­льных или времени в глагольных формах). В отличие от лексичес­кого значения, грамматическое не называется словом прямо, непос- ] редственно, а выражается в нем «попутно» с помощью специаль- 1 ных грамматических средств (аффиксов). Оно как бы сопутствует лексическому значению слова, являясь его добавочным значением.

Абстрагированное языковое содержание, выражаемое грамма­тическим значением, имеет разную степень абстракции, т.е. по своей природе грамматическое значение неоднородно: оно может ] быть более абстрактным или менее абстрактным (ср. в слове читал наиболее абстрактным является значение процесса: оно присуще всем глаголам и всем его формам; за ним следует значение про­шедшего времени: оно присуще всем глаголам в форме прошед- 1 шего времени; более определенным и узким является значение ] мужского рода: оно присуще только формам глагола, противо-стоящим формам женского и среднего рода и сочетающимся с местоимением он). В зависимости от характера грамматического значения, т.е. от того, является ли оно внутренне присущим слову (например, значение предметности у существительного) или же ] реализуется в словоформе в определенном контексте в составе словосочетания или предложения (например, значение числа и падежа у существительного), различаются несинтаксические или j референциальные (< лат. re/ere 'связывать, относить') грамматиче-

 

ские значения, которые внутренне присущи слову (например, зна­чение рода у существительных), и синтаксические или реляцион­ные (< лат. relatio 'сообщение') грамматические значения, указы­вающие на отношение слова (а точнее словоформы) к другим сло­вам в словосочетании или предложении (например«значение рода, числа, падежа у прилагательного). Наконец, в зависимости от соот­ношения грамматического значения с характером отображаемых объектов, различают объективные или диктальные (< лат. dictare 'предписывать') грамматические значения, которые передают объ­ективные, не зависящие от субъекта признаки и отношения (ср. грамматические значения признака у прилагательных, времени и вида у глагола) и модальные (< лат. modalis < лат. modus 'мера, спо­соб'), отражающие отношение говорящего к тому, о чем он говорит или с кем он говорит (ср. грамматические значения субъективной оценки, наклонения и т.д.).

Грамматическое значение слова выводится из его отношения к другим единицам того же класса (например, грамматическое значение формы прошедшего времени глагола нес выводится путем соотно­шения ее с другими временными формами -несет, будет нести).

К грамматическому значению слова относят нередко и его сло­вообразовательное значение (если слово производное), поскольку словообразование является частью грамматического строя языка. Словообразовательное значение - это обобщенное значение, присущее лишь мотивированным словам, выраженное словообразо­вательными средствами. Оно представляет собой определенное смысловое соотношение между членами словообразовательной па­ры-производящим и производным словами. Как и грамматическое значение, оно не индивидуально, а характеризует целые классы слов, относящихся к одному словообразовательному типу. Слово­образовательное значение имеет разную степень абстрактности (ср. разную степень абстрактности следующих словообразовательных значений: 'невзрослости' в словах, называющих детенышей живот­ных: котенок, волчонок или 'кратковременности действия' в глаго­лах всплакнуть, прихворнуть). Поскольку смысловые отношения между производящим и производным словом могут складываться показному, то различают несколько семантических типов словообра­зовательного значения: мутационный, при котором значение про­изводного слова выводится из значения производящего, тс произ­водное слово выступает как носитель признака, названного произ­водящим (ср. предметно-характеризующее словообразовательное

13 — 3257 193

 

значение 'носитель атрибутивного признака' в слове мудрец), при этом частеречная принадлежность производного слова может сов­падать, а может и не совпадать с производящим (ср. хлеб - хлебни­ца, читать - читатель); транспозиционный тип, при котором значение производного слова полностью сохраняет грамматичес­кую семантику производящего, хотя оно переводится в другой час-теречный класс (ср. значение опредмеченного действия в слове хо­дьба или значение отвлеченного признака в слове мудрость) и мо-дификационный тип, при котором значение производного слова, получающего дополнительный семантический компонент, лишь модифицируется, поскольку значение производящего слова полно­стью включается в семантический объем производного, частереч­ная принадлежность которого не меняется (ср. значение собирате­льности в слове воронье или единичности в слове горошина).

Материальным выражением грамматического значения слова в широком смысле является его грамматическая форма. В узком смысле слова под грамматической формой понимается одно из ре­гулярных видоизменений слова (например, любая форма слова при его склонении или спряжении). Грамматическое значение и грам­матическая форма неотделимы друг от друга, они являются двумя сторонами языкового знака. Однако отношения между ними не од­нозначные: одна и та же грамматическая форма может передавать несколько грамматических значений (например, словоформа бра­том заключает в себе значения предметности, мужского рода, еди­нственного числа, творительного падежа, одушевленности, кон­кретности) и наоборот, одно и то же грамматическое значение мо­жет быть передано несколькими грамматическими формами (ср. значение множественности, заключенное в словах листья и лист­ва, которое передается разными грамматическими формами или значение уменьшительности и ласкательности, передающееся раз­ными суффиксами: -ик: домик, -ок: городок, -очек: сыночек и др.). Совокупность грамматических форм одного слова называется па­радигмой (ср. им.п. дам, род.п. дома, дат.п. домуи т.д.).

Несмотря на то, что грамматическое значение является как бы побочным значением слова, оно играет существенную роль в созда­нии целостного значения предложения (ср. я положил подарок дру­га... и я положил подарок другу..., изменение грамматического зна­чения падежа в слове друг приводит к изменению смысла предло­жения). Яркой иллюстрацией этого положения может служить пре­дложение, составленное Л.В. Щербой из бессмысленных, но грам-

" 4

 

матически правильно оформленных и связанных между собой слов, передающих определенное грамматическое значение и формирую­щих даже некоторый смысл предложения: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. Каждое слово в нем, содер­жит в себе морфемы, значение которых легко выводится из отно­шения слов друг к другу (ср. значение женского рода, которое пе­редается флексиями -ая {глокая),(куздра и будланула), значение времени - прошедшего - суф.-л {будланула) и настоящего - флексия -ит {кудрячит), значение невзрослости - суф.-онок (бокренка), значение одушевленности - флексия -а (бокра и бокренка), значе­ние однократности действия - суф. -ну (будланула) и др.).

МОРФЕМА КАК МЕЛЬЧАЙШАЯ ЗНАЧИМАЯ ЕДИНИЦА ЯЗЫКА И КАК ЧАСТЬ СЛОВА

Морфема (< греч. morphe 'форма') - это минимальная значи­мая часть слова, которая не членится на более мелкие единицы того же уровня. Будучи единицей грамматического строя языка, морфе­ма, как правило, обладает грамматической формой и грамматиче­ским значением. Она способна передавать разные типы значений: 1) лексическое (носителем его является корневая морфема, выража­ющая наиболее семантически насыщенную часть значения слова, поскольку именно корень отсылает к понятию, лежащему в основе лексического значения слова); 2) грамматическое (носителем его являются служебные морфемы, ср., например, флективные морфе­мы -и, -ите, передающие значение повелительного наклонения); 3) словообразовательное (если слово производное), уточняющее зна­чение корня (оно вносится, как правило, аффиксом, ср. значение 'слабая степень проявления признака', передаваемого суф. -оват в словах зеленоватый, желтоватый и т.д.).

Кроме материально выраженных, в языке иногда встречаются нулевые морфемы, т.е. морфемы, материально не выраженные, но обладающие грамматическим значением (например, в слове дом-0 материально не выражена флексия, а в слове нес-0 флексия и суф­фикс прошедшего времени -л), выделение их осуществляется путем противопоставления положительно выраженным морфемам в дру­гих формах той же парадигмы (ср. дом-а, дом-у; нес-л-а, нес-л-и и тд), причем нулевые морфемы также являются показателем грам­матического значения (в слове дом-0, например, это значение мужского рода, единственного числа, именительного падежа).

»3* 195

 

Среди морфем в зависимости от их роли в слове, а также от харак- I тера и способа передаваемого ими значения выделяются как проти­вопоставленные друг другу корневые и аффиксальные морфемы. Гла­вной морфемой слова является корень (общая часть родственных слов), соотносящийся с понятием и предопределяющий лексическое значение слова. Корень обязательно присутствует в слове, без кор­ня слова нет (лишь как исключение встречаются в языке слова без корня, ср. в рус.яз. глагол вынуть, в котором выделяются только аф­фиксы). Корень может употребляться и без аффиксальных морфем, тогда как аффиксы без корня употребляться не могут. Аффикс -это служебная морфема, видоизменяющая значение корня или выражаю­щая отношения между словами в словосочетании и предложении.

Аффиксальные морфемы вносят в слово дополнительные значе­ния - грамматические и словообразовательные (ср. суффикс -ик в слове столику передает словообразовательное значение уменьшите­льности, флексия -у- грамматическое значение дат.п., ед.ч., муж.р.). Группируясь вокруг корня, аффиксы являются периферийными элементами морфемной структуры слова. Значение корневых мор- ] фем по отношению к значению аффиксальных более конкретно, значение же аффиксальных - более абстрактно (особенно это от­носится к интерфиксам, значение которых сводится лишь к идее со­единения). Если корень образует смысловое ядро лексического зна­чения слова и может выражать значение слова даже самостоятель- 1 но (ср. слова нос-0, вез-0), то аффикс - смысловую периферию, поскольку самостоятельного лексического значения он не имеет. 1 Его значение либо словообразовательное (ср. значение женскости | суф. -иц-а в слове волчица), либо грамматическое (ср. значение суф. -л, который является показателем времени глагола), либо формаль­но-структурное (ср. пар-о-воз, где интерфикс -о- имеет значение со­единения), либо формально-классифицирующее (ср. чит-а-ть, лов-и-ть, где суф. -а, -и являются показателями формального разряда типа спряжения), причем во всех случаях каждое из этих значений выражается аффиксом только в сочетании с корнем. Вместе с тем аффиксы участвуют в формировании лексического значения слова (ср.: значение 'детеныш животного' в слове слоненок складывается из значения корневой морфемы и значения 'невзрослости', вносимо­го аффиксом), а также грамматического (ср. образование степеней сравнения качественных прилагательных с помощью суф. -е, -ее, -ше). Формально-структурные и формально-классифицирующие аф­фиксы непосредственного участия в формировании лексического

 

значения слова не принимают, поскольку роль их сводится либо к соединительной функции, либо к указанию на принадлежность сло­ва к тому или иному словоизменительному типу.

Корневые и аффиксальные морфемы различаются и в структур­ном отношении. Корневые морфемы могут выступать в языке и как свободные, т.е. употребляться без сопровождающих их словообра­зующих аффиксов, ср. дом-0, гор-а (такие корни называются сво­бодными), и как связанные, когда они известны в языке лишь в сочетании со словообразующими аффиксами, ср. корень бае- в сло­вах добавка, прибавка (такие корни называются связанными: A.A. Реформатский ввел для этих корней термин радиксоиды (< лат. radix 'корень' oid 'подобный'), причем некоторые из этих не­полноценных корней могут сочетаться лишь с одним аффиксом (ср. рус. ежев-ик-а), аффиксальные же морфемы никогда невозможны в свободном употреблении, они всегда привязаны к корню.

Различия между корневыми и аффиксальными морфемами про­являются и в их употребительности: аффиксальных морфем в языке значительно меньше, чем корневых (и список их, как правило, закрыт для пополнения новыми морфемами), однако, уступая кор­невым морфемам по численности, они превосходят их по частотно­сти употребления, поскольку повторяются в целом ряде однострук-турных слов. Кроме того, корневые морфемы обычно не привязаны к какой-либо одной части речи (ср. морфему бел- в словах, принад­лежащих разным частям речи: белить, белый, белизна), тогда как аффиксальные являются часто показателями частеречной принад­лежности слова (ср. в русском языке именные суффиксы -иц-а, -ик, -ун или глагольные -ти, -ть и др.)

Характерной чертой морфем (как корневых, так и аффиксаль­ных) является их повторяемость в структуре разных слов (ср. дом, домашний, домовой или учитель, писатель, читатель и т.д.). Это свойство морфемы позволяет выявлять ее значение, поскольку значение морфемы определяется в ряду слов, содержащих данную морфему (ср. значение морфемы -тель в приведенных примерах: 'лицо, совершающее действие').

В зависимости от фонетических и морфологических условий со­став одной и той же морфемы в разных словах и словоформах од­ного слова может меняться (ср. рука - ручка или соберу - собираю ~ собрание - сбор и т.д.). Это формальное видоизменение морфемы приводит к возникновению морфов.

 

Морф - это одна из формальных разновидностей морфемы, вы­ступающая в разных словах и словоформах (например, корневая морфема друг- в словоформах другу, другом выступает в виде мор­фа друг-, в словоформе о друге - в виде морфа друг'-, в словоформе друзья - в виде морфа друз'-, а в словоформе дружу - в виде морфа друж-). Таким образом, морфы являются конкретными представи­телями морфемы, которая по отношению к ним является единицей более обобщенной и свободной.

К одной морфеме относятся морфы, обладающие тождеством значения, а также частичным формальным тождеством. В зависи­мости от условий употребления морфов различают алломорфы и варианты.

Алломорфы - это тождественные по значению морфы, употре­бление которых обусловлено их позицией в словоформе (в частно­сти, качеством соседних звуков), например, русские суффиксы - чик/-щик, распределяются следующим образом: после морфа, окан­чивающегося на согласный т или д употребляется суф. -чик (ср. бу­фетчик, водопроводчик), в остальных случаях используется суф. - щик (ср. сварщик, банщик), в том числе и в тех случаях, когда перед согласными т ид находится сонорный (ср. процентщик).

Варианты - это морфы, тождественные не только по значе­нию, но и по позиции, поскольку для них характерна свободная взаимозаменяемость в любых позиционных условиях (ср. оконча­ния -ой/-ою у существительных в тв.п. ед.ч. ж.р.: водой /водою).

Морф как представитель морфемы необходимо отличать от субморфа. Субморф - это часть корня, внешне похожая на аф­фикс, но не имеющая своего значения и потому не вычленяемая в качестве самостоятельного элемента морфемной структуры слова (например, субморф ак в слове табак или колпак; субморф ец в словах огурец, венец).

Корневые и служебные морфемы (за исключением окончания) входят в основу слова, которая представляет собой часть слова без окончания. Из всех морфем, выделяемых в слове, только корень мо­жет совпадать с основой слова (аффиксы никогда не совпадают с ос­новой). В зависимости от способности основы члениться на состав­ляющие ее морфемы в языкознании выделяют производную (или мотивированную) основу и непроизводную (или немотивирован­ную). Производная основа представляет собой единство, состоящее из отдельных значимых частей слова (корня и аффиксов) ср. рус. пригород, надомник. Непроизводная основа представляет собой

 

единое целое (корень), которое далее со словообразовательной точки зрения расчленено быть не может (ср. рус. дом, город). В связи с этим выделяют еще одно свойство основы - ее члени-мость/нечленимость: непроизводная основа - это основа, как пра­вило, нечленимая (исключение составляют лишь отдельные слова типа рус. буженина, членение которых происходит по аналогии со словами типа кон-ин-а, свин-ин-а), а производная - членимая. Та­ким образом, разница между производной и непроизводной осно­вой заключается: 1) в самой структуре основ: непроизводная основа является неделимой на более мелкие части и имеет характер еди­ного по своему строению, далее не членимого целого, а производная основа делится на части, каждая из которых имеет свое значение; 2) в отношениях между ними: производная основа всегда зависит от непроизводной, с которой она соотносится, как только непроиз­водная основа уходит из языка, производная основа превращается в непроизводную (ср. слово басня имеет непроизводную основу, т.к. глагол баять, от которого оно образовалось, утратился в русском языке); 3) в выражении ими лексического значения: если значение непроизводной основы заложено в ней самой, то значение произ­водной основы часто складывается из составляющих ее морфем.

При каждой производной (редко непроизводной) основе имеется производящая основа, т.е. основа, от которой она образована, а точ­нее производящая база, т.к. в качестве производящих выступают не только основы, но и слова (ср. пригород), словосочетания (ср. желез-нт дорога-железнодорожнь1й), отц^лътле формы слова, в том числе предложно-падежные (ср. телят-ник, за рекой-заречье), инфинитив (ср. женитьба) и даже фразеологические обороты (ср. сшибать с ног-сногсшибательный), при этом формально-смысловые отношения ме­жду производящей и производной основой могут быть разными (ср. производная основа может быть сложнее производящей по форме или значению, либо по обоим признакам одновременно и т.д.).

В зависимости от того, имеет или нет то или иное слово слово­образовательную мотивированность (т.е. соотнесенность с произ­водящей основой), все слова в языке делятся на производные и непроизводные. Непроизводное слово - это слово в синхронии ничем не мотивированное, т.е. не имеющее соотношения с произ­водящей основой или словом (ср. рус. стол, дом, окно). Производ­ное слово - это слово, основа которого мотивирована по форме и значению основой другого слова (или других слов), т.е. слово нас как бы «отсылает» к тому слову (или сочетанию слов), от которого

 

оно произошло (ср. подоконник). Среди производных слов условно можно выделить две большие группы:

1) слова, значения которых полностью складываются из значе­ний составляющих их частей (ср. рус. лист-ик 'маленький лист', дом-ищ-е 'большой дом', чита-телъ 'человек, который читает');

2) слова, значения которых не являются простой суммой состав­ляющих их частей (ср. носильщик это не просто лицо, которое но­сит что-либо, а 'человек, профессия которого носить багаж', т.е. это слово имеет добавочные семантические компоненты 'профессия' и 'багаж', которые не входят в значение мотивирующей основы гла­гола носить). Эту часть семантики производного слова, в отличие от слова читатель, нельзя вывести из его частей, ее надо знать. В этом случае говорят о производном слове с фразеологической се­мантикой (это понятие и сам термин ввел М.В. Панов).

Словообразовательная производность - это отношения форма­льно-смысловые, предполагающие формальную или семантичес­кую соотнесенность слова с производящей основой, т.е. необходим хотя бы один общий неграмматический компонент в значении двух слов, имеющих формальную общность. При этом значение произ­водного слова может включать в себя семантику производящей ос­новы полностью (ср. рус. столик < стол, домище < дом) - в этом случае говорят о прямой производности - или частично (ср. каше­вар < это человек, который готовит пищу, в том числе и кашу) - в этом случае говорят о переносной производности. Когда произ­водное слово представляет собой метафору (ср. рус. попугайничать 'повторять чужие слова'), возникает метафорическая произво­дность, когда же производное слово являет собой случай метони­мии (ср. кашевар), говорят о метонимической производности.

КЛАССИФИКАЦИЯ МОРФЕМ

Морфемы, выделяемые в слове, их место, функции, степень вос­производимости разные. В зависимости от положения морфем в слове, их значения и функции они подразделяются на корневые, формирующие смысловое ядро лексического значения слова, и аф­фиксальные или служебные. В классификации служебных морфем учитывается не только их местоположение по отношению к корне­вой морфеме, но и выполняемая ими функция, а также способность сочетаться с другими элементами этого же уровня.

 

Морфема, стоящая перед корнем, называется префиксом (< лат. praefixus 'приставленный впереди') или приставкой. Префикс служит для образования новых слов (ср. дед - прадед) или форм слова (ср. забавный - презабавный). Морфема, стоящая после кор­ня, называется суффиксом (< лат. suffixus 'подставленный'). Суф­фикс также служит для образования новых слов (ср. старый - ста­рик) или новых форм слова (ср. плавать - плавал). Морфема, встав­ленная в корень, называется инфиксом (< лат. infixus 'вставлен­ный'): для русского языка инфиксы не характерны, это вообще от­носительно редкий вид аффиксов, однако они встречаются в неко­торых индоевропейских языках, например, в английском, гречес­ком, латинском, ср. лат. vici «победил» и vinco «побеждаю», где п -инфикс настоящего времени. Инфикс служит для образования но­вых форм слова. Морфема, стоящая между основами сложного сло­ва или между корнем и суффиксом, служащая для соединения их в единое целое, называется интерфиксом (< лат. inter 'между' ufi-xus 'приставленный'). Интерфиксы служат для образования новых слов (ср. дом-о-строй, шоссе-й-н-ый). Морфема, опоясывающая ко­рень, т.е. состоящая из двух аффиксов, находящихся перед и после корня и несущих единое, нерасчлененное значение, называется конфиксом (< лат. confixum 'совместно взятое'), ср. под-окон-ник. Конфиксы служат для образования новых слов и новых форм слова (ср. нем. gemacht «сделанный», где ge...t является конфиксом, об­разующим причастие от глагола machen 'делать'). Морфема, стоя­щая в конце слова и служащая для связи слов в словосочетании или предложении, называется окончанием или флексией (< лат. flexio 'сгибание'). Путем присоединения окончаний к основе образуется не новое слово, а новая форма слова (дом-а, дом-у и т.д.). В отли­чие от всех остальных аффиксов, флексия - это изменяемая часть слова, она меняется в зависимости от сочетаемости слова (ср. чи­тать книгу, но зачитываться книгой). Другим отличием флексии от формообразующих аффиксов, передающих какое-либо одно грамматическое значение, является ее способность служить средст­вом выражения целого набора грамматических значений (напри­мер, флексия в словоформе сестру передает значения рода, оду­шевленности, числа и падежа). Морфема, стоящая после флексии, называется постфиксом (< лат. post 'позади' wfixus 'приставлен­ный'). Постфикс служит для образования новых слов (ср. кто-то, что-нибудь) или новых форм слова (ср. пойдемте, идите).

 

Из всех видов служебных морфем наибольшее распространение имеют суффиксы. Если в языке нет суффиксов, то в нем нет и дру­гих аффиксов. Есть языки (например, алтайские, уральские), в ко­торых нет ни префиксов, ни инфиксов, но есть суффиксы.

В зависимости от функциональной нагрузки аффиксальной мор­фемы, т.е. от функции, которую она выполняет в слове, аффиксы подразделяются на словообразующие и формообразующие. Сло­вообразующие аффиксы служат для образования нового слова. Они присущи слову в целом, во всех его формах и выражают сло­вообразовательное значение (ср. старый - старость). Словообра­зующими являются префиксы, суффиксы, интерфиксы, постфиксы. Формообразующие аффиксы служат для образования форм слова. Они присущи не всему слову в целом, а лишь отдельным его словоформам и, не меняя лексического значения слова, выражают лишь грамматические значения (ср. старый - старее). Формооб­разующими являются инфиксы и флексии, однако ими могут быть префиксы, суффиксы и постфиксы (в русском языке, например, к формообразующим суффиксам относятся суффиксы инфинитива, причастий и деепричастий, суффиксы прошедшего времени, пове­лительного наклонения, сравнительной степени прилагательных и наречий). Иногда выделяют также словоформообразующие аф­фиксы, т.е. аффиксы, которые совмещают в себе функции словооб­разования и формообразования (ср. кум ~ кум-а, супруг ~ супруг-а: флексия выражает не только грамматическое значение ж.р., ед.ч., им.п., но и словообразовательное - 'женскости', которое в русском языке передается обычно при помощи суффиксации).

По характеру своей воспроизводимости аффиксы делятся на ре­гулярные и нерегулярные. Регулярные аффиксы воспроизводятся постоянно. Их повторяемость является основой для формирования в языке словообразовательной модели (ср. глагольная основа + суффикс -телъ> 'лицо, производящее действие': учитель, строи­тель, водитель). Нерегулярные аффиксы встречаются в единич­ных образованиях, поэтому их иногда называют унификсами, т.е. уникальными аффиксами (ср. люб-овь, поп-адь-я). Они не обладают важнейшим свойством регулярных аффиксов - повторяемостью. Их выделение в слове основывается на повторяемости корня. Ино­гда в процессе развития языка нерегулярные аффиксы переходят в разряд регулярных (ср. аффикс -дром, выделявшийся первоначаль­но лишь в слове ипподром, однако в настоящее время он представ­лен в словах велодром, танкодром, космодром и др.).

 

По степени участия аффикса в образовании новых слов, т.е. по степени его производительности различают аффиксы продуктив­ные и непродуктивные. Продуктивные аффиксы широко исполь­зуются для образования новых слов или новых форм слова (ср. суф­фикс -ник в словах со значением 'помещение для кого-нибудь': ко­ровник, птичник, обезьянник и т.д. или окончание в глаголах 1 л. ед.ч. настоящего времени: бегу, везу, несу). Непродуктивные аф­фиксы - это аффиксы, которые не участвуют или используются редко в образовании новых слов или форм слова (ср. рус. суф. -б-а в словах со значением 'действия': пальба, стрельба или окончание в глаголах 1 л. ед.ч. будущего времени.: дам, съем). Продуктив­ность/непродуктивность аффикса - это динамическая характеристи­ка аффикса, связанная сего словообразовательным потенциалом. На разных этапах развития языка она может меняться (ср. непродукти­вный в современном русском языке суф.-б-а в древнерусском языке был продуктивным), т.к. усиление продуктивности одних аффиксов ведет часто к затуханию или полной потере продуктивности других, синонимичных им (потеря продуктивности суф.-б-а в русском язы­ке была вызвана усилением продуктивности суффиксов -ние и -к-а). Важным критерием описания морфемы является ее валент­ность, т.е. способность сочетаться с другими морфемами. Боль­шинство морфем является мультивалентными (т.е. многовалент­ными), поскольку они легко сочетаются с другими морфемами (ср. рус. глагольную флексию -у, которая сочетается со всеми основа­ми глаголов настоящего времени, за исключением бывших нетема­тических глаголов типа ем, дам). Морфемы, которые обладают ограниченной способностью к сочетанию с другими морфемами являются унивалентными (т.е. одновалентными), ср. унивалентные корневые морфемы в русских словах брусника, говядина, буженина или унивалентные суффиксальные морфемы в словах жених (-их), стеклярус (-арус), попадья (-адь).

Какие же закономерности регулируют сочетаемость морфем? В каждом языке имеются запреты, которые накладываются самой си­стемой языка на сочетаемость морфем. В русском языке, например, по наблюдения Е.А. Земской, к таким ограничениям относятся:

1) семантические ограничения, которые связаны с семантиче­ской несовместимостью морфем (ср. в русском языке суффикс дей­ствующего лица -телъ, который не может сочетаться с основами существительных и прилагательных, для него возможны только со­четания с основами глаголов: учитель, строитель); иногда на эти

 

ограничения накладываются прагматические, ср. русский суффикс прилагательных -оват-ый, обозначающий неполноту признака - беловатый, сероватый: он сочетается не со всеми основами при­лагательных, а только с основами качественных прилагательных, причем опять же только с теми, которые обозначают нежелатель­ные или отрицательные признаки (ср. глуповатый, староватый, но невозможны прилагательные типа умноватый или молодоватый, т.к. человек не желает уменьшать эти положительно оцениваемые признаки);

2) словообразовательные ограничения, связанные со словообра­
зовательной исчерпанностью некоторых основ, от которых уже не­
возможно образовать новое слово, ср. в русском языке прилагатель­
ные с суффиксами субъективной оценки -еньк- {маленький, белень­
кий)
или -ущ- {большущий, здоровущий);

3) морфологические ограничения, связанные с родовой принад­
лежностью основ производящего слова: в русском языке суффиксы
-к-а, {коровка), - 'онк-а {коровенка), -енци/'-а {собаченция) соединя­
ются только с основами существительных женского рода, и хотя
слова коровенция в узусе русского языка нет, но оно может быть
образовано, т.к. сцепление этого суффикса с основами существите­
льных ж.р. не противоречит системным связям этих единиц. Одна­
ко с основами существительных мужского рода эти суффиксы со­
единиться не могут, т.к. они спаяны с окончаниями ж.р. (невозмо­
жно сказать бараненция или волчка). Основы существительных
муж.р. обслуживаются уменьшительными суффиксами -ик {сло­
ник), -ок {волчок), -ей {хлебец),
которые спаяны с системой флексий
муж.р.;

4) фонетические (или формальные ограничения), связанные с
несовместимостью фонем на морфемных швах (ср. суффикс прила­
гательных -н-, который не может сочетаться с основами существи­
тельных, которые имеют в своем исходе группу согласных, типа
парк, воск, в этом случае используется суф. -ов: парковый, восковой);

5) стилистические ограничения, связанные со стилистической не­
совместимостью морфем, т.к. словообразовательные морфемы так
же, как и слова, могут обладать стилистической окрашенностью
(ср. в русском языке прилагательные типа здоровущий, бстьшущий\\ не­
возможность прилагательного культурнущий), т.к. суффикс -ущ-ий
имеет сниженную стилистическую окраску и тяготеет к сочетанию
с нейтральными или сниженными основами, но не книжными);

 

6) лексические ограничения - это ограничения, идущие со сто­роны лексики, которая накладывает запрет на сочетаемость морфем вследствие возникновения омонимии - явления нежелательного для языка (ср. невозможность образования названий лиц женского пола от соответствующего названия лица мужского пола с помо­щью суф.- к-а по модели пилот - пилотка, хотя эта модель работа­ет в других случаях (ср. пионер - пионерка) или лексической избы­точности, т.к. «семантическое место» уже занято в языке другим словом (ср. невозможность образования названий детенышей жи­вотных типа лошаденок, овчонок, т.к. в языке это «семантическое место» уже занято словами жеребенок и ягненок).

В некоторых языках мира, кроме корневых и аффиксальных морфем, существуют аффиксоидные. Аффиксоид - это морфема, приближающаяся по своей словообразовательной функции к аф­фиксу, например, вед- {языковед), полу- {полукруг), фил- {славяно­фил) и др. Аффиксоиды занимают промежуточное положение ме­жду корневыми и аффиксальными морфемами, поэтому их нередко называют морфемами переходного типа. Повторяясь с одним и тем же значением в составе производных слов, аффиксоиды участвуют в формировании определенной словообразовательной модели, и в этом они близки аффиксам. Не случайно они часто оказываются си­нонимичными тем или иным аффиксам (ср. сад-о-вод и сад-ов-ник, славян-о-вед и слав-ист). Выполняя функцию аффиксов, аффиксо­иды не утрачивают смысловых связей с однокоренными словами (ср. ведать, ведение и краевед, литературоведение). В зависимости от позиции и функций в слове аффиксоиды подразделяются на пре­фиксоиды и суффиксоиды. Префиксоиды - это морфемы, упот­ребляющиеся в функции префиксов и занимающие в слове их пози­цию (ср. авиалинии, самоанализ). Суффиксоиды - это морфемы, употребляющиеся в функции суффиксов и занимающие их пози­цию в слове (ср. шарообразный, стекловидный, змеевидный).

 

20. грамматическая форма как единство граммат.значения и средств его выражения. Синтетические и аналитические формы слова.

1. Флексия. Так в словосочетании книга Петра связь между словами достигается при помощи окончания а.
2. Служебные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли вспомогательные глаголы) пошел к брату
the leg of the table (англ.)
Le livre de Pierre (франц.)
3. Порядок слов выступает как типичный способ выражения грамматического значения в тех языках, в которых нет словоизменения.(или их мало) и слово в прямом и косвенном падежах сохраняет одну и ту же форму. Например:
The man killed a tiger.
The tiger killed the man.
Аналогичную роль выполняет порядок слов и во французском языке.
4. Ударение. Например: Руки-руки, ноги-ноги, города - город, дома -дома. В этих примерах грамматическая категория числа и падежа передается при помощи ударения.
5. Интонация. В зависимости от того, как мы скажем студенты внимательны с интонацией утверждения или студенты внимательны с интонацией вопроса меняется и предложение, его смысл, его грамматическое оформление. Следовательно, важная категория вопроса передается здесь при помощи интонации.
6. Супплетивизм - это соединение в одну грамматическую пару разнокорневых или разноосновных слов:
а) при образовании степеней сравнения прилагательных: хороший - лучше, плохой - хуже, gut - besser, bon - meilleur.
б) при образованииличных местоимений: я - меня, ich - mich, I - me.
7. Редупликация(повторы, удвоения) - когда происходит полное или частичное удвоение основы, например:
а) для обозначения множественного числа в индонезийском orang (человек)- orang - orang (люди);
б) для образования превосходной степени прилагательного в китайском языке: хао (хороший) - хао-хао (очень хороший, превосходный).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.031 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал