Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема № 9. Рынок монополистической конкуренции.
Вопросы: 1) Модель рынка монополистической конкуренции. 2) Цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции. Долгосрочное равновесие. 3) Неценовая конкуренция и экономическая эффективность. Вопрос № 1. Модель рынка монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция – рыночная структура, когда несколько десятков фирм в отрасли, выпускающие дифференцированный продукт, конкурируют между собой, при этом ни одна из них не обладает всей полнотой власти по контролю за рыночной ценой. Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию «чистой монополии» и в то же время на «совершенную конкуренцию». Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции – нисходящая, эластичная. Факторы эластичности спроса – число конкурентов; степень дифференциации продукта. Дифференцировать товар – это значит отличить его от других, аналогичных товаров по какому-либо признаку: качество, реклама, торговая марка, условия продажи, упаковка и т.д. Дополнительные расходы, связанные с дифференциацией товара, могут стать барьером для входа новых фирм в отрасль.
Вопрос № 2. Цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции. В краткосрочном периоде каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна чистой монополии. Сначала она выбирает объем выпуска, исходя из равенства MC = MR, а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объему (P*). Будет ли при этом фирма получать прибыль или нести убыток, зависит от соотношения цены и ATC. Однако в условиях монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго.
В долгосрочном периоде прибыль притягивает конкурентов в отрасль, а убытки поощряют выход из нее. Процесс миграции фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки. Эта ситуация аналогична совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков. Графически долгосрочное равновесие выглядит так: Точка А – точка долгосрочного равновесия, где p = 0 (p - прибыль). Кривая «D» - касательная к LAC. Фирмы получают только нормальную прибыль.
Рис. 9.2.2
Вопрос № 3. Неценовая конкуренция и экономическая эффективность.
Монопольно-конкурентная фирма производит на уровне меньшем, чем эффективной масштаб производства. Эффективный масштаб производства – это объем выпуска, минимизирующий АТС. Поскольку фирма могла бы увеличить Q и уменьшить АТС, говорят о наличии избыточной мощности (DQ). DQ = эффективный масштаб производства - Q* (фактический объем выпуска). Наличие избыточной мощности говорит о том, что покупатели потребляют не максимально возможное количество товара и не по самой низкой цене (Р* > MC). Это означает, что монополистическая конкуренция – менее эффективная рыночная структура, чем совершенная конкуренция. Т.к. Р* > MС, то некоторые потребители воздерживаются от приобретения товара, таким образом возникают безвозвратные общественные потери монопольного ценообразования.
|