![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. по направлению: «Психология»Стр 1 из 8Следующая ⇒
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА по направлению: «Психология» на тему: «Исследование уровня гендерной аттракции в деловых отношениях в ситуации конфликта»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………........……....…...………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АТТРАКЦИИ В СФЕРЕ ДЕЛОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.............................................................................................. 1.1. Сущность, структура и типология социального взаимодействия....................................................................................................……6 1.2. Этапы и условия развития взаимодействия в трудовом коллективе.....11 1.3. Направления и особенности конфликтной компетентности работников................................................................................................................... ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНОЙ АТТРАКЦИИ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА................................................................................. 2.1. Программа и основные этапы эмпирического исследования................38 2.2. Анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования и написание выводов……………………………............……………………………47 2.3. Рекомендации для психолога по психологическому консультированию сотрудников................................................................................................................56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................64 БИБЛИОГРАФИЯ......................................................................................................... ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Конструктивное и общественное разделение труда невозможно без взаимодействия, кооперации, трудовой солидарности. Трудовой коллектив является социально оформленным способом такого взаимодействия и кооперации. Объединение людей в трудовые коллективы связано не только с чисто экономическими, но и с социальными, психологическими и культурными факторами. Именно трудовой коллектив соединяет людей социально и экономически в единый социальный организм При участии трудового коллектива осуществляется становление и развитие личности человека: ее социализация, самоидентификация, самоопределение. Многие социальные отклонения и деформации развития личности связаны в конечном счете, с деформациями самого трудового коллектива [22, с. 15]. Качественные изменения в общественной и экономической жизни позволяют ученым описывать современное российское общество как находящееся на этапе «межцивилизационного периода» [29, с. 25]. Современные социально-экономические реформы в России, в первую очередь, затронули сферу труда: разрушили советскую форму всеобщей занятости с целью создания рынка труда и свободного движения экономически активного населения», и это трансформировало многие ценности российского общества, в том числе оказало влияние на трудовое поведение людей. Негативное влияние на трудовые коллективы оказывают нередкие в наши дни нецивилизованные отношения в сфере экономики. На первый план выходят законы рыночных отношений со свойственными им воззрениями и принципами. Все это накладывает отпечаток на систему организационных ценностей, норм, отношений, взаимодействия работников. Отмечается нарастание индивидуализма, отчужденности, социальной и духовной обособленности. Стало обычным делом, что вместо коллектива формируется некое социальное ядро – группа. В ней складывается своя субкультура, но назвать ее трудовым коллективом нельзя. Не всегда удачный индивидуальный опыт работников, неправильная постановка работы с коллективом со стороны управленцев могут приводить к закреплению деструктивных способов разрешения проблемных ситуаций в социальном взаимодействии работников. Это снижает эффективность трудовой деятельности, ухудшает социально-психологический климат в коллективе. В то же время, в современной психологии недостаточно фундаментальных исследований о социально-психологических процессах в современных трудовых коллективах и консультативной психологической помощи работникам в проблемных ситуациях социального взаимодействия. В связи с вышесказанным тема исследования является чрезвычайно актуальной. Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить особенности гендерной аттракции в деловых отношениях в ситуации конфликта. Гипотеза исследования: мужчины и женщины имеют индивидуально-психологические особенности в деловых отношениях в ситуации конфликта, проявляя спонтанную агрессивность, раздражительность, застенчивость. Объект исследования - психологические особенности мужчин и женщин. Предмет исследования - гендерная аттракция в деловых отношениях в ситуации конфликта. Исходя из поставленной цели, в работе решаются основные задачи исследования: 1. Изучить сущность, структуру и типологию социального взаимодействия; 2. Осветить этапы и условия развития социального взаимодействия работников в трудовом коллективе; 3. Охарактеризовать направления и особенности психологического консультирования по проблемам социального взаимодействия в трудовом коллективе; 4. Осуществить диагностику работников по проблеме гендерной аттракции в деловых отношениях в ситуации конфликта; 5. Разработать рекомендации для психолога по психологическому консультированию сотрудников. Теоретико-методологическую основу исследования составляют: - системный подход в изучении личности (Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б.Г., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.); - положения о единстве деятельности и личности (Абульханова-Славская К.А., Асмолов А.Г., Ломов Б.Ф., Рубинштейн С.Л.); - о личности как активном субъекте деятельности (Анцыферова Л.И., Божович Л.И., Брушлинский А.В. Долгова В.И.); - изучение проблемы межличностных отношений отражены в работах Р. Акоффа, Г.М. Андреевой, Л.С. Выготского, В.Н. Кунициной, Т. Лири, Б.Ф. Ломова, А.М. Матюшкина, Н.Н. Обозова, Ф. Эмери совместные работы Т. Хустона и Г. Левингера; - исследованиями межличностных отношений в трудовом коллективе занимались многие отечественные специалисты: И.С. Кон, Д. Лубовский и В.Н. Мясищев, О.В. Павлова; - анализ конфликтный ситуаций в трудовом коллективе глубоко исследовали В.В. Горанчук, В.В. Долинская, А.Г. Здравомыслов, П.А. Ковачик, Э.Э. Линчевский, Ю.П. Платонов, В. Рутицкая и Э.А. Уткин. Методы исследования: 1. Теоретические методы - анализ, обобщение научной литературы по изучаемой проблеме; 2. Эмпирические методы – психодиагностические: - Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев); - Опросник В. Стефансона; - Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; - Фрайбургский личностный опросник; - Тест конфликтного поведения (К. Томас). 3. Методы математической статистики (ранговая корреляция Спирмена). Обработка произведена с помощью программной среды Microsoft Office Excel 2007. Научная новизна исследования заключается в исследовании работников по проблеме гендерной аттракции в деловых отношениях в ситуации конфликта на теоретическом и эмпирическом уровнях. Теоретически определены особенности аттракции в сфере деловых взаимоотношений, эмпирически исследованы индивидуально-психологические особенности в деловых отношениях в ситуации конфликта у мужчин и женщин. Теоретическая значимость работы были рассмотрены взгляды к изучению межличностных отношений и гендерной аттракции, как отечественных, так и зарубежных авторов, что позволило установить этапы и условия развития взаимодействия в трудовом коллективе, а так же конкретизировать данные понятия. Практическая значимость работы определяется возможностью использования данного исследования в работе психологической службе, а так же в практической деятельности HR - консультантов. С практической точки зрения изучение личности через её социальное окружение, через адаптацию к данному социуму и личностное саморазвитие в зависимости от социальной ситуации развития, особенностей организации воспитательного пространства способствует выявлению индивидуально-психологических особенностей личности и дальнейшей работе с ней по предупреждению внутренних и внешних конфликтов, помощи в адаптации к новым условиям в профессиональной деятельности. Разработанные рекомендации по оптимизации межличностных отношений сотрудников можно использовать в практической деятельности психолога, при работе с трудовым коллективом в бюджетных и коммерческих организациях.
|