![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии.
• философию эпохи петровских реформ; • материалистическую философию середины и второй половины XVIII в. К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира. Основной направленностью их философии была социально-политическая: • вопросы устройства монархии; • императорской власти, ее божественности и нерушимости; • прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других); • войны и мира. Также философы данного направления занимались и иными вопросами — познания, нравственных ценностей и др. Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, АН. Радищев. М.В. Ломоносов (1711 - 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии. Также Ломоносовым была выдвинута атомическая (" корпускулярная") теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц (" корпускул", то есть атомов) — материальных монад. Отношение М.В. Ломоносова к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности. На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 — 1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо — борьба против самодержавия, за народовластие, правовую идуховную свободу, торжество права. 5. Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений: • декабристское; • монархическое; • западническое и славянофильское; • революционно-демократическое; • атеистическое; • теологическое; • философию космизма. Более подробно данные направления рассматриваются в вопросе 58. 6. Русская (и советская) философия XX в. представлена, главным образом: • философией марксизма-ленинизма; • философией космизма; • естественно-научной философией; • философией " русского зарубежья". Более подробно русская философия XX в. рассматривается в вопросе 59. Русская философия XIX в. 1. Основными направлениями русской философии XIX в. являлись: • декабристская философия; • философия западников и славянофилов; • философия Чаадаева; • консервативная религиозная и монархическая философия; • философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого; • революционно-демократическая философия; • либеральная философия. 2. Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбеккера и других. Основная направленность философии декабристов — социально-политическая. Ее опорными идеями были: • приоритет естественного права; • необходимость для России правового строя; • отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает; • личная свобода человека; • ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой. 3. Историческая философия была представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 - 1856). Основными направлениями его философий были: • философия человека; • философия истории. Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как личность. Коллективное (общественное) сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе — основной фактор, отличающий человека от животных. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным. Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение. Воплощение Божественной юли - христианство. Христианство - стержень, двигатель истории. Что касается истории России, то, по мнению Чаадаева, Россия " выпала" из мирового исторического процесса. Будущее России, по Чаадаеву, — вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся столетиями уникальности выполнить историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации. Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств и народов, по мнению философа, является географический. Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, Чаадаев считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.
|