Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 8. Речевое общение ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
1. Понятия «общение» и «коммуникация». 2. Единицы речевого общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие. 3. Принципы и условия речевого общения. 4. Слушание. Виды слушания. 1. Понятия «общение» и «коммуникация». Понятие «общение» многогранно. Его изучают философы, психологи, социологи, культурологи, лингвистические дисциплины (когнитивная лингвистика, теория речевого взаимодействия, теория речевых актов, прагматика, психолингвистика). Есть специфика и в понимании общения с позиций культуры речи. Общение – обмен мнениями, идеями, речевое взаимодействие в самом широком смысле. Коммуникация = теории связи = теории передачи информации по каналам связи. Человеческое общение на две трети состоит из речевого. Речевая деятельность – самая распространенная и самая сложная деятельность человека. 2. Единицы речевого общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие. Речевое событие подразумевает разворачивание дискурса в контексте речевой ситуации (речевое событие = дискурс + речевая ситуация). Речевая ситуация – это взаимодействие всех контекстов высказывания. Речевая ситуация во многом влияет на сам дискурс, помогая понять не только основной, но и дополнительные смыслы сообщения, правильно истолковать цель высказывания (угроза, просьба, совет, рекомендация). Речевая ситуация является во многом условием, предопределяющим выбор того или иного дискурса. Благодаря речевой ситуации у почти любого высказывания появляется не только семантическое значение (собственно языковое), но и прагматическое. Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическими, называют косвенными (делают речь выразительной, сжатой, позволяют сообщать ей экспрессивные оттенки). При организации речевых ситуаций следует помнить о двух важных законах коммуникации. 1. Суть не в том, что сообщает отправитель, а в том, что понимает получатель. 2. Если получатель неправильно толкует сообщение отправителя, то вину несет отправитель. Обычно неправильное толкование связано с разным пониманием смысла слов говорящим и слушающим (неточное словоупотребление, неправильное использование многозначных слов, синонимов, омонимов, паронимов). Нередко в разговоре возникает ситуация, которую определяют как «иллюзию понятности». Ее суть – в уверенности, что наше понимание слова соответствует его действительному смыслу, хотя это на самом деле не так. Речевая ситуация обычно создается с целью обеспечить речевое взаимодействие (взаимодействие адресанта (говорящего) и адресата (слушающего) с помощью речевого высказывания).
|