Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ответственность налоговых органов и их должностных лиц ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Право на возмещение государством вреда, причиненного гражданам (юридическим лицам) действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами, установлено ст.53 Конституции Российской Федерации, положения которой нашли отражение в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Например ст.16 ГК РФ установлено, что убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежат возмещению Российской Федерацией. Положения ст.1064 ГК РФ предусматривают, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме. Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта государственного органа, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации. Вместе с тем согласно п.3 ст.2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. При разрешении вопроса о возмещении вреда, причиненного вследствие неправомерных действий (решений) или бездействия налоговых органов, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей, необходимо учитывать, что налоговым законодательством установлены некоторые особенности. Таким образом, при рассмотрении арбитражными судами и судами общей юрисдикции данной категории дел гражданское законодательство подлежит применению с учетом соответствующих положений налогового законодательства. Так, ст.35 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлены право налогоплательщиков на возмещение убытков и условия ответственности налоговых органов за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие неправомерных действий (решений) или бездействия данных органов, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Таким образом, налоговое законодательство предусматривает ответственность налогового органа только за убытки, причиненные налогоплательщикам. Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги. На основании изложенного у налогового органа возникает обязанность по возмещению убытков только в том случае, если обратившиеся за возмещением убытков юридические или физические лица являются субъектами регулируемых законодательством о налогах и сборах отношений в качестве налогоплательщиков. В соответствии со ст.16, 1064, 1069 ГК РФ, ст.35 НК РФ налогоплательщику для обоснования требований о возмещении убытков, причиненных ему в результате неправомерных действий (решений) или бездействия налоговых органов, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц указанных органов, необходимо в установленном законодательством Российской Федерации порядке подтвердить наличие: 1) причинения убытков; 2) неправомерности действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц, причинивших убытки; 3) причинно-следственной связи между причиненными налогоплательщику убытками и неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов и должностных лиц указанных органов. Под убытками в соответствии с п.2 ст.15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (п.4 ст.393 ГК РФ). Пленум Верховного суда Российской Федерации и пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в пп.10, 11 совместного постановления от 1.07.96 г. N 6/8 " О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", разъяснили, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что необходимость расходов, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права, и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами. Размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено. Согласно сложившейся практике рассмотрения судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел по искам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, под неправомерными действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц понимаются только те действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц, которые на момент рассмотрения вопроса о возмещении вреда признаны судом общей юрисдикции либо арбитражным судом незаконными. В настоящее время нередки случаи, когда истец в исковом заявлении объединяет два взаимосвязанных требования - о признании действий (бездействия) налогового органа незаконными и о возмещении убытков, причиненных указанными действиями (бездействием), и суд принимает данное исковое заявление к рассмотрению, не разъединив указанные требования. В указанной ситуации вопрос о правомерности (неправомерности) действий (бездействия) названных органов и их должностных лиц разрешается в рамках одного и того же производства. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета.
|