Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А) Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Применяются два вида платежей в природопользовании: 1) Плата за природопользование. Регулируется природоресурсным законодательством. 2) Природоохранные платежи – плата за негативное воздействие на окружающую среду. Плата взыскивается на основе двух постановлений правительства: Постановление Правительства от 28.08.1992 года №632 «Об утверждении порядка определения платы…». Постановление Правительства от 12.06.2003 года №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ…». Эти два постановления применяются. Был период в 2002 году при разработке нового Налогового Кодекса вдруг решили этот вид платежей включить в число налогов и обозвать «экологический налог». И применяться стал общий порядок взимания налогов. Но это как-то не очень хорошо реализовывалось. Основным документом был НК РФ, постановление 1992 года отменили… Но потом решили, что там всё слишком индивидуально – все эти объёмы выбросов… В 2002 и 2003 года Пленум Верховного Суда и Конституционный Суд вернули всё на круги своя – снова неналоговые платежи, вновь действует постановление 1992 года.
Есть множество инструкций и методических указаний. Но нам расскажут только азы взимания данных платежей.
За что взимается: 1) За выбросы в атмосферу; 2) За сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площадки; 3) За загрязнение недр и почв; 4) За размещение отходов производства и потребления; 5) За загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий. 6) И иные виды негативного воздействия.
В соответствии с Постановление Правительства 2003 года «О нормативах платы…» устанавливаются два норматива платы. Первое – за загрязнение в пределах установленных нормативов. Второе – за загрязнение в пределах установленных лимитов. К этому Постановлению 2003 года есть приложение, где даются таблицы. Загрязнение идёт по трём основным компонентам: загрязнение атмосферы, воды и почва и земля. Лимит – это предельный уровень нормы. Если разрешают такое лимитное загрязнение – то платят больше и устанавливается срок, в течение которого предприятие должно снизить выбросы и сбросы до нормативных показателей. Лимитные в пять раз дороже нормативных платежей. Сверхлимитные загрязнения – они неплановые, на них разрешения не дают, и к ним применяется пятикратное увеличение лимитного платежа. Помимо этого, по этим трём компонентам природы (атмосферному воздуху, землям, почвам и водам) Постановлением разработаны коэффициенты, учитывающие экологический фактор. В целом ставка платы за загрязнение осуществляется путём умножения норматив платы в пределах установленных нормативах на коэффициент, учитывающий экологический фактор. Ставка платы = Норматив умножить на коэффициент. Плюс ещё коэффициенты, если особо охраняемая территория, повышение на коэффициент инфляции… Коэффициент состояния атмосферного воздуха и почв разрабатываются в разрезе экономических районов. В Центрально-чернозёмном: 1, 5 атмосферного воздуха, состояние почв – 2 (по почвам у нас самый высокий уровень – в связи с особой их ценностью). Коэффициенты по водным объектам разрабатываются по бассейнам морей и рек в разрезе субъектов РФ. Пример: бассейн реки Нивы: республика Карелия, Новгородская область – и у них различный коэффициент в зависимости от состояния воды. Что касается размещения отходов – нет нормативов, применяются лимиты на их размещение. Плата за размещение отходов зависит от класса опасности отхода (а выделяют пять классов опасности). Первый класс – чрезвычайно опасные, второй – высоко опасные, третий – умеренно опасные… Плата за загрязнение в пределах нормы осуществляется за счёт себестоимости продукции, работ, услуг, а плата за лимитное загрязнение – за счёт прибыли, остающейся у хозяйствующего субъекта. Если осуществляется выброс загрязняющих веществ (неважно, нормативное или лимитное) без специального разрешения плата взимается как за сверхлимитное загрязнение.
На сегодняшний момент администратором платы за взимание данных платежей является росприроднадзор (федеральная служба по надзору в сфере природопользования). Таким образом между бюджетами разделяются: в федеральный – 20%, в бюджеты субъекта и местный бюджет – по 40%. Раньше были внебюджетные фонды, там 10% федеральные были, 30% субъектов и 60% – местные. Они нормально функционировали, но выявленные нарушения нецелевого использования привели к тому, что в 2002 году эти фонды упразднили.
Плата за негативное воздействие вносится хозяйствующим субъектом поквартально, не позднее 20-го числа третьего месяца квартала. Внесение платежей за негативное воздействие на окружающей среде не освобождает природопользователей от возмещения вреда, причинённого окружающей среде. Плата взимается в безакцептном (бесспорном) порядке ежеквартально.
|