Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация финансовых отношений в туризме.






Развитие финансовых отношений и организация финансового механизма оказывают значительное воздействие на функционирование экономического механизма в туризме, как и в любой другой отрасли. Финансовые отношения - это отношения, возникающие при денежном потоке, т. е. при протекающем непрерывно во времени обороте денег. Финансы выполняют три основные функции, которые и определяют их сущность: формирование денежных фондов, т. е. доходов (капитала); использование денежных фондов; контрольную функцию. Первые две функции связаны с образованием и использованием капитала. Капитал - это деньги, предназначенные для извлечения прибыли. Источник капитала - доходы от предпринимательской деятельности, которые формируются в денежные фонды и наличные денежные средства. Денежные фонды представляют собой обособившуюся часть денег, имеющую целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования. Денежные средства - это деньги, которыми можно распоряжаться по своему усмотрению. Критерием отнесения финансовых отношений к первой или второй функции (формирования или использования) является движение стоимости - или одностороннее в денежной форме, или двухстороннее, опосредованное актами обмена " деньги - товар" и " товар - деньги". Контрольная функция финансов заключается в создании и использовании системы финансового контроля за соблюдением стоимостных пропорций в процессе формирования и расходования денежных фондов и наличных денежных средств. Финансовый контроль возникает вследствие того, что финансовые отношения можно планировать и регулировать, т. к. имеются конкретные субъекты финансовых отношений, нормы, нормативы и цели использования финансовых ресурсов, объемы и сроки осуществления финансовых операций, правовые условия, установленные в законодательном порядке. Сущность и функции финансов являются общими для всех отраслей, а особенности, в том числе и в туризме, проявляются в специфичности организации финансовых отношений и функционирования финансового механизма. Финансы туристской фирмы - это финансы хозяйствующего субъекта. В задачи турфирмы входит формирование денежных фондов и их использование в целях осуществления своей производственно-обслуживающей и финансовой деятельности, получения прибыли, обеспечения финансовой устойчивости. В ходе производственно-обслуживающего процесса возникают многочисленные финансовые отношения: тураген-та с туроператором, турагента с другим турагентом, турфирмы с органами жилищно-коммунального хозяйства по оплате аренды и коммунальных услуг, турфирмы со своими работниками, турфирмы с банковской системой, турфирмы с бюджетом и внебюджетными фондами, с налоговой службой и многие другие.В туризме все вышеперечисленные отношения имеют свои особенности. Рассмотрим их подробнее.1. Для туризма характерна особая схема кругооборота оборотных средств. Она обусловлена тем, что объектом деятельности туризма является человек (турист), спрос которого зависит от его вкусов и интересов; а также и тем, что в туризме процессы производства, реализации и организации потребления турпродукта соединены в единый производственно-обслуживающий процесс. 2. Своеобразие кругооборота оборотных средств в туризме сказывается на скорости их оборота. Оборачиваемость оборотных средств - продолжительность прохождения оборотными средствами отдельной стадии производства обращения. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств характеризует размер объема выручки от реализации продукции на один рубль оборотных средств и определяется как отношение суммы выручки к среднему остатку оборотных средств. Это фондоотдача оборотных средств. Коэффициент показывает число оборотов оборотных средств за отчетный период. Важно учитывать и коэффициент загрузки средств в обороте, который является обратной величиной коэффициента оборачиваемости. Он показывает затраты оборотных средств для получения одного рубля реализованного туристского продукта. Проведенные исследования показывают, что в среднем оборачиваемость оборотных средств в туризме выше, чем на заводе или в магазине, торгующем промышленными товарами, но ниже, чем в продовольственных магазинах и на базах.3. Для турфирм характерны особый состав и структура финансовых ресурсов. Этот состав определяется наличием турагентов и туроператоров на туристском рынке. В табл. 3.2. приведена примерная структура финансовых ресурсов, характерная для ряда туристских фирм, не имеющих гостиниц.4. Для турфирм характерны особый состав и структура источников финансовых ресурсов. Финансирование проводится в основном за счет привлеченных средств (более 2/3) и частично - за счет собственных. Заемных средств нет. Это связано с тем, что турфирма получает деньги за проданные путевки раньше, чем предоставляет туристу услуги. Среди полученных средств основная доля (50 % и более) приходится на кредиторскую задолженность.5. Туристские фирмы не пользуются кредитованием под оборотные средства, так как источник финансовых ресурсов туристской фирмы - собственные и привлеченные средства. Привлеченные средства постоянно находятся в распоряжении турфирмы, и она пользуется ими бесплатно на долговременной основе, поэтому их можно приравнять к собственным средствам. А потребность в заемных средствах у турфирмы возникает при кредитовании инвестиций, необходимых для строительства гостиниц, приобретения автобусов и т. д.6. Своеобразность финансовых отношений также обусловлена особенностями ценообразования на продукцию туризма. Расчет цены на турпродукт производится на основе нормативной калькуляции, которая сводится к определению не себестоимости тура, а его продажной цены. Применение нормативной калькуляции обычно вызывает существенные колебания в уровне рентабельности туристских фирм, что отражается на их финансовом положении.

40. Вопросы эффективного планирования туристского продукта.

Планирование - это определение и упорядочение крупных задач организации, включающее:
- маркетинговый анализ (анализ соответствия новых видов деятельности требованиям рынка и конкуренции); - технико-экономический анализ (анализ соответствия новых видов деятельности специализации предприятия, его организации и технологии); - финансовый анализ (анализ экономической эффективности новых видов деятельности).
В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое, или перспективное; среднесрочное; тактическое, или текущее.
Стратегическое планирование заключается в основном в выборе главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения представленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы. Стратегическое планирование охватывает период 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах. Текущее планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии. Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на 1 год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений в региональном, отечественном и международном масштабах, в частности: программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Наиболее предпочтительным в области туристского планирования является системный подход. Он принимает во внимание всю сферу туристской деятельности (компоненты туристского рынка, их взаимозависимость), а также политические, экономические, социальные аспекты и их взаимовлияние. Этот подход основывается на концепции туристского продукта (полный комплекс туристского сервиса, который включает размещение, обслуживание, развлечения, транспорт и т. д.). В плане туристского планирования концепция туристского продукта очень удобна, так как процесс его создания является положительным моментом по двум причинам: во-первых, для того, чтобы быть привлекательным и конкурентоспособным, туристский продукт должен обеспечивать оптимальное использование существующих ресурсов, во-вторых, условием производства туристского продукта является сотрудничество всех заинтересованных в развитии туризма сторон (органов управления, руководителей гостиниц, турагентств и туроператоров, транспортных компаний, банков и т. д.).В процессе планирования менеджер должен обеспечить создание привлекательного и конкурентоспособного туристского продукта для массовой реализации на рынке. Прежде чем приступить к разработке планов, необходимо ознакомиться с существующим положением дел, что обусловливает необходимость изучения и анализа: - туристского предложения; - туристского спроса.
Анализ туристского предложения. Анализ настоящего и потенциального туристского предложения включает: - существующее предложение: доступность (транспорт), оборудование (размещение, обслуживание и рекреационная деятельность), общее представление о стране; - потенциальное предложение: привлекательные аспекты природной среды (пейзажи, моря, озера, фауна, флора), привлекательные аспекты культурной жизни (археология, традиции, фольклор, народные промыслы), туристскую деятельность (спорт и досуг, курорты и культурные мероприятия); - технические ресурсы (потенциал развития туризма): потенциальную деятельность (планы, туристские организации, коммерческая сеть), средства и возможности (кадры, подготовка кадров, финансовые ресурсы), потенциальные возможности многонациональных регионов (пейзажи, археология, общность языков). Анализ туристского спроса включает детальный разбор каждого национального и международного туристского потока по следующим признакам: - объемы, сезонный характер, динамика; - социально-экономические характеристики; - мотивировки;
- продолжительность пребывания; - транспортные средства; - размещение; - организация.
Планирование туристского продукта должно производиться не умозрительным способом, а основываться исключительно на предварительной оценке рыночного потенциала. Для этого на первом этапе необходимо определить основные параметры ожидаемого рыночного спроса, а именно: - территориальные границы рынка (город, район, область, регион); - социальный состав клиентуры (молодежь, люди со средними или высокими доходами, люди третьего возраста и др.); - виды туризма и цели путешествия; - возможные объемы и сезоны поездок.
На втором этапе фирма на основе тщательного изучения и прогнозирования возможного рыночного спроса должна определить содержание своего туристского продукта, в частности:
- страну или регион путешествия и вид туризма. Например, если предусматривается экскурсионно-познавательные туры, то для них выбираются страны или регионы с наиболее интересными туристскими достопримечательностями; - сезон и продолжительность поездок. Для эксурсионно-познавательных поездок в страны с умеренным климатом обычно выбираются летние месяцы (май-сентябрь), а в страны с жарким климатом - зимние (ноябрь-февраль); - маршрут, т. е. перечень городов или населенных пунктов, посещаемых туристами во время своего путешествия по стране. Он также зависит от целей поездки; - общее количество групповых и индивидуальных туров по каждой стране, с которыми фирма намерена выйти на рынок, их разбивка по сезонам и месяцам. Планируется на основе оценки рыночного спроса; - пакет и классность услуг. В зависимости от оценки рыночного спроса туристская фирма должна наметить содержание пакета услуг и его классность.


41. Современная концепция развития туризма в России.

Концепция развития туризма в Российской Федерации – система взглядов на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики в сфере туризма. Главной целью государственной политики в области туризма является создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан. Основные задачи:

• Формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках путем:

 

разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму; издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции;

 

организации и проведения международных туристских выставок;

 

поддержки и обновления официального Интернет-портала;

 

формирования современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны.

 

• Создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма путем:

 

доработки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативно-правовые акты в смежных областях;

 

принятия нормативно-правовых основ введения финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности;

 

создания необходимых условий для успешного развития гостиничных средств размещения;

 

создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний;

 

разработки и принятия новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе Положения о классификации гостиничных средств размещения;

 

совершенствования визовой стратегии в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности, и вместе с тем усиления контроля за выдачей туристских виз лицам, следующим из опасных государств;

 

• Укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в интересах повышения эффективности отечественной туристской индустрии на основе:

 

создания Межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма в целях совершенствования межотраслевой и межрегиональной координации;

 

 

создания комиссии по упорядочению использования государственной собственности в туристской индустрии;

 

формирования региональных стратегий развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития.

 

• Повышение качества обслуживания в сфере туризма путем:

 

разработки новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения;

 

разработки и внедрения современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта;

 

создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

 

разработки и внедрения современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма;

 

реализации специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена туристско-гостиничного бизнеса.

 

Реализация перечисленных в Концепции задач требует предусмотрения бюджетных расходов на государственную поддержку развития туризма. Большинство государств, осознавая важность развития туристской индустрии для своих стран, ежегодно выделяют значительные бюджетные средства на - разработку маркетинговых стратегий, рекламу туристских возможностей страны, инвестирование в развитие туристской инфраструктуры и др. Через восемь лет Россия должна стать туристической меккой. Такие выводы можно сделать из рассмотренной в Белом доме ФЦП по развитию внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 годы. Наши города славятся известными памятниками, но потенциал используется лишь на 30%. Но доля туризма в ВВП страны лишь 6, 5%. Это на 3% меньше, чем в среднем в мире, а в рейтинге конкурентоспособности в туристическом секторе Россия занимает лишь 59-е место из 139. Правительство РФ 29 ноября утвердило проект государственной программы " Развитие культуры и туризма 2013-2020 годы". В документе сформулированы основные направления развития туристической отрасли на ближайшие годы, а также запланированы размеры въездного и внутреннего турпотока и объёмы оказываемых туристам платных услуг. Также программы развития регионов.

42. Специфика обеспеченности России и Нижегородской области туристскими ресурсами.

ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ – 1) природные, исторические и социально- культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию физических сил. Россия располагает огромными возможностями для привлечения туристов. Этому способствует наличие разнообразных природно- климатических зон; богатое культурно-историческое прошлое 178 России; большие малоосвоенные территории, где сохранилась дикая природа. К сожалению, в силу ряда обстоятельств Россия пока не в полной мере реализует свой рекреационный потенциал и достаточно однобоко использует свои ресурсы в этой области. Большой интерес для паломников и представителей познавательного, а также экологического туризма могут представлять Соловецкие острова, расположенные в северной части Онежской губы Белого моря. Здесь находится знаменитый Соловецкий монастырь (XV в.) с кремлем, храмами и скитами. В ЦЕНТРЕ РОССИИ привлекательны для туристов Спасское-Лутовиново в Орловской области, где прошло детство И.С. Тургенева, родина С.А. Есенина - село Константиново в Рязанской области и музей- усадьба Ясная Поляна в Тульской области, где жил великий русский писатель Л.Н. Толстой, и многие другие.
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ в последние годы получил развитие экологический туризм. Практикуются круизы по реке Амур, а также походы по экологическим тропам с уникальной флорой и фауной. Из крупных городов России наиболее посещается туристами САНКТ- ПЕТЕРБУРГ. Сам город и его пригороды - величайшая культурно- историческая достопримечательность. Прославился он своей героической обороной в период Великой Отечественной войны. 900 дней город находился в блокаде и выстоял. Большое внимание к Санкт-Петербургу мировой общественности привлекло празднование в 2003г. трехсотлетия со дня основания города. Петербург недаром часто называют Северной Венецией. Определенный интерес у некоторой части иностранных туристов наблюдается к крупным рекам России и озеру Байкал.Требованиям, предъявляемым к ресурсам историко-культурного характера, отвечает большая территория Центрального и Северо-западного экономических районов России в треугольнике с углами в Смоленске, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, по площади превышающая одного из лидеров международного туризма — Италию.Здесь сосредоточены большинство историко-культурных центров России, историческая дорога от восточных границ Белоруссии к Москве, давно уже ставшая известной на Западе туристской трассой, популярные речные пути от Москвы до Нижнего Новгорода и от Москвы до Санкт-Петербурга через Онежское и Ладожское озера с их знаменитыми Валаамом и Кижами. На этой территории уже многие годы успешно функционируют туристские маршруты и могут быть спланированы дополнительно новые, отвечающие высоким международным стандартам. Во всем мире из всех категорий ООПТ наиболее популярны национальные парки, сочетающие в себе черты заповедников, заказников и рекреационных территорий. Поэтому в России, где система ООПТ традиционно еще с прошлого века базировалась на заповедниках, в последние годы резко возросло число предложений об организации национальных парков. Нижегородская область - это край, перспективный для самых разных видов путешествий: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского туризма и системы частных гостиниц, охоты и рыбалки. Наибольшую долю во внутреннем туризме занимают лечебно-рекреационный, культурно-познавательный и круизный виды туризма. Более быстрыми темпами развивается приключенческий туризм с активными формами передвижения и событийный. Одними из самых доходных видов туризма являются деловой, лечебный и круизный.
Огромное историко-культурное наследие Нижегородской области, представленное более чем 3 тысячами памятников истории, культуры и архитектуры, 1301 из которых являются памятниками федерального значения, древнейшие города-крепости: г.Н.Новгород (основан в 1221 году), включенный в список исторических городов Российской Федерации, г.Городец (основан в 1152 году), г.Арзамас (основан в 1552 году), уникальные объекты историко-культурного и духовного наследия - Нижегородский кремль (XVI век), Макарьевский Желтоводский монастырь (XVII век), Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (XIX век) и другие объекты, а также более 370 музеев, сотни выставочных залов, галерей и мастерских - все это создает достаточный потенциал для успешного развития в области культурно-познавательного туризма. Нижегородская область входит в десятку исторических территорий России и занимает лидирующее место в сфере народных художественных промыслов.
Проживание на территории Нижегородской области людей разных национальностей (русские, чуваши, мордва, татары и другие), наличие исторических поселений общероссийского и областного значения и таких уникальных этнокультурных особенностей, как старообрядчество, может стать базой для развития этнографического туризма.
Уникальность географического положения Нижегородской области, располагающейся на территории трех природных зон: тайги, широколиственных лесов и степи, наличие около 400 особо охраняемых природных территорий.
Основными проблемами эффективной реализации потенциала имеющихся туристских ресурсов являются: - неудовлетворительное состояние большинства памятников архитектуры; - отсутствие доступа к археологическим объектам; - неудовлетворительное состояние дорожно-транспортной инфраструктуры (подъездных путей, стоянок, смотровых площадок), системы обеспечения безопасности, отсутствие указателей на маршрутах;
- недостаточный уровень квалификации персонала принимающих центров, в том числе знания иностранных языков.

43. Причины низкой конкурентоспособности российской инфраструктуры массового туризма.

Низкая конкурентоспособность Российских предприятий обусловлена прежде всего отставанием по уровню и темпам роста производительности труда, поскольку концентрация производственной и инвестиционной активности наблюдается в секторах со средним и низким технологическим укладом, использующим сравнительно малоквалифицированную рабочую силу. Особенно это заметно, если сравнивать между собой отдельные близкие по объемам оборота российские и зарубежные компании, в том числе из развивающихся стран. Низкая динамика технологических инноваций в промышленности, а следовательно, снижение конкурентоспособности выпускаемой продукции обуславливает низкую рентабельность предприятий, сдерживание роста заработной платы, провоцирует лоббирование экономически неоправданных защитных мер как на федеральном, так и на региональном уровне. В целом, нарастание технологического отставания углубляет «инвестиционную ловушку» в не сырьевых отраслях, усиливает депрессивные тенденции в промышленных регионах. Сегодня инвестиционный барьер технологического переоснащения экономики весьма высок, а динамика инвестиций в секторах высоких технологий неудовлетворительна: инерционные прогнозы развития не сырьевых отраслей показывают, что без дополнительных усилий государства, обеспечение технологической составляющей и конкурентоспособности, осуществить желаемыми темпами нереалистично. По мнению отдельных специалистов, российской экономике по целому ряду аспектов уготована участь аутсайдера, иными словами - роль " ограниченно" (или " относительно") конкурентоспособной. Причем дело не столько в неразвитости рыночных отношений в России, сколько в чисто географических и климатических особенностях страны. Отечественная экономика в силу объективных причин более энергоемка и транспортнозатратна, с учетом климата, обширных, разреженных и неосвоенных пространств. Еще можно добавить сюда высокую степень физического и морального износа эксплуатируемого в действующем производстве оборудования, хроническая нехватка инвестиций для реконструкции устаревших мощностей, углубление инновационного отставания производства от общемировых тенденций и т.д.

44. Динамика и тенденции развития спортивного, экологического, сельского, религиозного туризма в России и Нижегородской области.

Спортивный туризм прекрасен тем, что все находят в нем то, что им нужно. Кто-то любит горы, кто-то реки, кому-то нравиться отдыхать на пляже, ну а другие — хотят просто испытать себя на прочность. Адреналин и тяга к состязаниям тоже, помогают человеку снять усталость. Тому служит все более развивающийся во всем мире, и особенно в нашей стране, спортивный туризм в России. Люди все больше хотят увидеть красоту подводного мира, прокатиться по склону с горы на лыжах или кто-то мечтает прыгнуть с парашютом. Число поклонников экологического туризма в Россия растет с каждым годом. Этот вид туризма возвращает уставшим от городов людям силы и энергию во время общения с природой и наблюдения за ней. Кроме того, он стимулирует сохранение окружающей среды, делая такой вид туризма выгодным для местных жителей.В список мирового наследия ЮНЕСКО входит пять российских природных объектов: девственные леса Коми, озеро Байкал, вулканы Камчатки, золотые Алтайские горы, Западный Кавказ. В этих регионах именно экотуризм может помочь охране природы, росту занятости населения и социально-экономическому развитию. Помимо этого, в России достаточно и других, привлекательных для экотуризма уголков. Принимая во внимание популярность и перспективы экотуризма во всем мире, обратим на него наиболее пристальное внимание.Большие возможности открываются для экотуризма на северо-западе России - в Карелии, Архангельской и Мурманской областях.В последние годы сельский туризм начал активно развиваться. Появилась сеть сельских мини-гостиниц. Уик-энд или отпуск в деревне – это отдых без забот на лоне природы. Есть усадьбы-коттеджи, готовые удовлетворить самых взыскательных туристов. Есть усадьбы, созданные на базе деревенских домов. Есть дачи, летние дома отдыха в деревнях. Все они расположены в очень живописных местах – на берегу водоемов или в лесу. Несомненным преимуществом отдыха в семьях сельских жителей можно отнести пребывание, по сути, в гостях у хозяев, обслуживание не наемным персоналом, питание домашней кухней. Размещение подразумевается в гостевых домах или в отдельных комнатах, в идеале с самостоятельным входом, водопроводом, биотуалетом и бытовой техникой.Выбор паломнический туров поражает разнообразием. Россия, известна монастырями на Валааме и Соловках, Троице-Сергиевой лаврой, Дивеево и др. Они известны в мировом религиозном масштабе. Нижегородская область имеет важное стратегическое положение и обладает по сравнению с другими областями рядом преимуществ. Огромное историко-культурное наследие Нижегородской области, представленное более чем 3 тыс. памятников истории, культуры и архитектуры, 396 из которых являются памятниками федерального значения.Иногда даже малые церквушки в деревнях имеют большую святую силу, и верующие знают их и едут за тысячи километров к этому место, хотя население деревни бывает не более сотни людей. А это все обуславливает религиозное паломничество, как вид туризма.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал