Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Язык как общественно-историческая наука. Предмет и задачи курса.Стр 1 из 57Следующая ⇒
Я-наука о языке, его происхождении свойствах и функ-х, а также об общих законах строения и развития всех языков мира. Я-е как наука зародилась в глубокой древности (Индия китай египет). Сознательное изучение я-а началось с изобретением письменности. Общее у языков: 1. Я достояние отдельного кол-ва 2. Я состоит из звуков, котор образ-т слова и предложения 3. Во всех языках есть имена собственные В мире сущ. ≈ 6800 яз. Примерно 1/3 из них грозит вымирание. На 3500 языков говорит не более 50 человек. Для 46 языков – носитель – 1 человек. Языки распределены неравномерно. В Индии – 845 разл языков и наречий. Больше всего людей говорит на северокитайском диалекте (мандарин) – 709 млн чел только в Китае. До сих пор нет более совершенного ср-ва передачи инф-ции, чем язык. В Др Греции возникла наука о языке – лингвистика = языкознание. Задачи, которые должно решить языкознание: 1. Установить природу и сущность языка. 2. Рассмотреть структуру языка. 3. Понимать я-к как сист-у. Я представляет собой не набор слов, это есть целостная сист-а. 4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества; 5. Изучить вопрос возникновения и развития письма; 6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства; как близкородств. языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский. 7. Выработать методы исследования. Можно назвать такие методы, как сравнительно- исторический, описательный, сравнительный, количественный. 8. Стремиться быть ближе к жизни, отсюда прикладной характер языкознания. 9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией - проникновением знаний из одного языка в другой. 10. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой) Предметом Я-я явл. Вопросы как сущность Я, его происхождение, функции, соотношения Я и мышления, классификация Я, историческое развитие, типы я. Языкознание подразделяется на описательное, теоретическое и прикладное 1) Описательное языкознание – исторические науки. Частное и общее языкознание. Частное языкознаниеимеет своим предметом какой-либо конкретный язык или группу языков. Оно исследует каждый отдельный язык как особое, неповторимое явление. Общее занимается универсальными языковыми явлениями, свойственными всем языкам мира (наличие гласных и согласных; наличие предложений как главной ед-цы лексического уровня, налич имён собственных и т.д.). 2 ) Теоретическое языкознание Занимается теоретическими вопросами: природа языка, его сущность, развитие, функционирование, система, структура. 3 ) Прикладное. – реализация теории на практике. Составление словарей, алфавитов для бесписьменных языков, преподавание языка, перевод, культура речи, орф-ии и пунк-ии. Фердинанд де Соссюр (1857-1913) – швейцарец, основоположник современного общего теоретического языкознания. Дисциплины, входящие в языкознание, изучают: - внутреннюю организацию языка, устройство его уровней: • лексикология, • грамматика; -историческое развитие языка, формирование его уровней: • историческая фонетика, • историческая грамматика, • историческая лексикология; - функционирование языка в обществе: • социолингвистика, • лингвогеография, • диалектология; -комплексные проблемы, которые возникают на стыке наук: • психолингвистика, • математическая и инженерная лингвистика; -прикладные лингвистические: • лексикография, • дешифровка неизвестной письмен-ти, Целостную, организованную, единую совокупность составляющих язык сторон (фонетика, словообразование, грамматика), частей этих сторон (синоним. рядом или др группы слов, грам категорий) и определенных языковых единиц (слога, фонемы, морфемы) называю т системой языка. Совокупность языковых связей, отношений, зависимостей называют структурой языка. Язык -основной объект языкознания.
|