Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Язык как общественно-историческая наука. Предмет и задачи курса.






Я-наука о языке, его происхождении свойствах и функ-х, а также об общих законах строения и развития всех языков мира. Я-е как наука зародилась в глубокой древности (Индия китай египет). Сознательное изучение я-а началось с изобретением письменности. Общее у языков: 1. Я достояние отдельного кол-ва 2. Я состоит из звуков, котор образ-т слова и предложения 3. Во всех языках есть имена собственные

В мире сущ. ≈ 6800 яз. Примерно 1/3 из них грозит вымирание. На 3500 языков говорит не более 50 человек. Для 46 языков – носитель – 1 человек. Языки распределены неравномерно. В Индии – 845 разл языков и наречий. Больше всего людей говорит на северокитайском диалекте (мандарин) – 709 млн чел только в Китае. До сих пор нет более совершенного ср-ва передачи инф-ции, чем язык. В Др Греции возникла наука о языке – лингвистика = языкознание.

Задачи, которые должно решить языкознание:

1. Установить природу и сущность языка.

2. Рассмотреть структуру языка.

3. Понимать я-к как сист-у. Я представляет собой не набор слов, это есть целостная сист-а.

4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества;

5. Изучить вопрос возникновения и развития письма;

6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства; как близкородств. языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский.

7. Выработать методы исследования. Можно назвать такие методы, как сравнительно- исторический, описательный, сравнительный, количественный.

8. Стремиться быть ближе к жизни, отсюда прикладной характер языкознания.

9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией - проникновением знаний из одного языка в другой.

10. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой,

литературоведением, математикой)

Предметом Я-я явл. Вопросы как сущность Я, его происхождение, функции, соотношения Я и мышления, классификация Я, историческое развитие, типы я.

Языкознание подразделяется на описательное, теоретическое и прикладное

1) Описательное языкознание – исторические науки. Частное и общее языкознание.

Частное языкознаниеимеет своим предметом какой-либо конкретный язык или группу языков. Оно исследует каждый отдельный язык как особое, неповторимое явление.

Общее занимается универсальными языковыми явлениями, свойственными всем языкам мира (наличие гласных и согласных; наличие предложений как главной ед-цы лексического уровня, налич имён собственных и т.д.).

2 ) Теоретическое языкознание Занимается теоретическими вопросами: природа языка, его сущность, развитие, функционирование, система, структура.

3 ) Прикладное. – реализация теории на практике. Составление словарей, алфавитов для бесписьменных языков, преподавание языка, перевод, культура речи, орф-ии и пунк-ии.

Фердинанд де Соссюр (1857-1913) – швейцарец, основоположник современного общего теоретического языкознания.

Дисциплины, входящие в языкознание, изучают:

- внутреннюю организацию языка, устройство его уровней: • лексикология, • грамматика;

-историческое развитие языка, формирование его уровней: • историческая фонетика, • историческая грамматика, • историческая лексикология;

- функционирование языка в обществе: • социолингвистика, • лингвогеография, • диалектология;

-комплексные проблемы, которые возникают на стыке наук: • психолингвистика,

• математическая и инженерная лингвистика;

-прикладные лингвистические: • лексикография, • дешифровка неизвестной письмен-ти,

Целостную, организованную, единую совокупность составляющих язык сторон (фонетика, словообразование, грамматика), частей этих сторон (синоним. рядом или др группы слов, грам категорий) и определенных языковых единиц (слога, фонемы, морфемы) называю т системой языка.

Совокупность языковых связей, отношений, зависимостей называют структурой языка.

Язык -основной объект языкознания.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал