Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объектом исследования является поведениеличностивконфликтнойситуации






СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ……….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………....28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………....29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Человек – существо социальное, обладающее самосознанием, способное к труду, творчеству, целесообразному изменению окружающего мира. Люди, рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, тем не менее, в реальности оказываются неодинаковыми. Они отличаются друг от друга полом и возрастом, здоровьем и физической силой, душевными качествами и внешней привлекательностью, умственными способностями и волевой энергией, нравственными предпочтениями и жизненным опытом. Каждый человек по мере своего развития и совершенствования становится своеобразным и самобытным. 4, с. 63

Цель: в ыя в ить в лияние темпераментанаповедение чело в ека в конфликтнойситуации и на в ыбор стратегии по в едения в конфликте.

Объектом исследования является поведениеличностивконфликтнойситуации

Предмет: содержательные особенности конфликтного поведения личности.

Настроение человека практически всегда индивидуально и полностью зависит от его физического и душевного состояния в данный момент. У каждого свой интеллектуальный и нравственный потолок, в пределах которого он постигает самого себя и оценивает других. Далеко не все способны быть снисходительными, вежливыми и уступчивыми, высказывать свои суждения без запальчивости, сдерживать обиду, возмущение и гнев, избегать «ершистости» и нетерпимости, следовать «золотому правилу» вековой мудрости: поступать с другими так же, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами, т.е. не делать другим того, чего не хочешь себе. Если человек отличается вспыльчивым характером, это еще не означает, что он конфликтная личность. Да, темперамент, характер влияет на манеру общения с людьми, но не определяет ее. Конфликт возникает не просто в результате непонимания, а не желания понять друг друга.

Когда никто из двух сторон не хочет идти на уступки. Как правило, это происходит, если сталкиваются две сильные личности, либо эгоисты. В такой ситуации нужно попытаться сдержаться, иначе борьба может длиться до бесконечности. Проблема взаимоотношений никогда не перестанет быть актуальной, пока существует человечество. Для психически здоро­вого индивида не выходящая за рамки нормы внутренняя конфлик­тная ситуация вполне естественна. 1, с. 9

Ситуация внутриличностного напряжения и противоречивос­ти в известных рамках и степени не только естественна, но и необходима для развития и совершенствования самой личности. Любое развитие не может осуществляться без внутренних противоречий, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. И если внутриличностный конфликт протекает в рамках меры, он действитель­но необходим, ибо недовольство собой, критическое отношение к собственному «Я», как мощный внутренний двигатель, заставляет человека идти по пути самосовершенствования и самоактуализации, тем самым наполняя смыслом не только свою собственную жизнь, но и совершенствуя мир. 3, с. 15

Каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Поэтому каждому человеку, особенно в деловом общении, необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью. Так, например, частые семейные ссоры, как частный случай конфликта, вызывают стрессы у их участников. За стрессами обязательно следуют депрессии и, пытаясь найти выход, т.е. уйти от конфликта, обычно один из членов семьи, как правило, прибегает к алкоголю, наркотикам или заведению любовной связи на стороне.

Таким образом, организм пытается защититься от приближающейся болезни, которая обязательно наступит, если конфликт не удастся разрешить. Неумение разрешать конфликты - одна из важных причин частых разводов. Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избежать. Современный подход к сущности конфликта рассматривает его как неизбежный, и даже в некоторых случаях необходимый элемент деятельности организации. Роль конфликтов и их регулирование в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология. 2, с. 468

 

ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Издавна была нащупана связь объяснения конфликтов с пониманием сущности самого человека и общества. Так, Конфуций – знаменитый мудрец Древнего Китая – утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты порождают, в первую очередь, неравенство и несхожесть людей 4, с. 9

К решению вопроса о соотношении общества и личности в пользу человека как отдельного самоценного существа общественная мысль приходит гораздо позже. Одним из первых социальных мыслителей, был Томас Гоббс (1588-1679), он считал, что природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей. Но это равенство людей от природы само по себе не благо. Наоборот, из этого равенства способностей возникает равенство надежд на достижение целей. Вот почему если два человека желают одну и ту же вещь, которой они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами. 5, с. 20

Адам Смит полагал, что основная причина, которая движет человеком в стремлении улучшить свое положение, повысить социальный статус, состоит в том, чтобы «отличиться, обратить на себя внимание, вызвать одобрение, похвалу, сочувствие или получить сопровождающие их выгоды». Он вместо моральных отношений между людьми во главу угла поставил экономические интересы, считая, однако, главным, чтобы приоритетная забота человека о собственном материальном благополучии не была помехой на пути к всеобщему благу. Маркс Дюркгейм отводил решающую роль в жизни общества не материальному производству, а культуре. Наибольшее значение в сближении людей имеет не интерес, а нравственное самосознание, понимание человеком своих прав и обязанностей. Именно нравственность как конкретная совокупность норм, воздействующих на реальное поведение людей, обладает свойством регулирования конфликтов.

 

 

Для Макса Вебера – субъектом социального действия являлось не общество в целом, а больше индивид, положение которого тесно связано с определенным социальным статусом. [ 4, с. 18 ]

Несомненно, конфликт – явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Следует учитывать также и то, что самое главное для человека – это принадлежность к общности себе подобных. К тому же общество не есть простая совокупность индивидов и их взаимосвязей. Каждый индивид, рождаясь, застает оформленную структуру раннее сложившихся связей и по мере своей социализации включается в неё, усваивает ставшие к тому времени доступными людям знания и ценности, определившиеся нормы поведения. [ 4, с. 36 ]

Свойства личности влияют, хотя и в разной степени, на возникновение конфликтов, их последующее развитие и разрешение. В этом отношении ряд качеств человека, заложенных в нем генетически, заслуживают повышенного внимания. Прежде всего, существует опосредованная взаимосвязь между конфликтностью и темпераментом – теми устойчивыми свойствами индивида, которые характеризуют динамические особенности психики данного человека. Степень возбудимости и торможения у человека, размеренность, порывистость либо вялость в его реакциях, так или иначе, сказываются при общении и взаимодействии с другими людьми. Сангвиник активен и быстр, легко сходиться, и ладит с людьми, жизнерадостен и деятелен, но не переносит однообразия и монотонной работы. Флегматик более сдержан в поведении и терпелив, владеет собой, но, как правило, мало активен, ждет толчка извне. Холерик бывает, вспыльчив и излишне прямолинеен, часто демонстрирует высокую работоспособность, однако его активность и энергия то бьют через край, то испытывают временный спад. Меланхолик впечатлителен, эмоционален и отзывчив, но нередко проявляет нерешительность и медлительность к новым условиям, болезненно переживает неудачи, легко впадает в уныние. [4, с. 69 ]

 

1.1.ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Экстравертивный вид – это чуждая самосозерцанию, самоанализу обращенность сознания на внешний мир и деятельность в нем, преобладающая установка, интерес по направлению к внешним факторам, в движении от субъекта к объекту. Экстраверт в обычных условиях сначала говорит, а уж потом думает; всегда спешит поделиться своим мнением, высказать свою точку зрения; предпочитает находиться в центре внимания; нуждается в постоянном поощрении.

Интровертивный тип – это обращенность на внутренний мир и протекающие в нем процессы, преобладающая установка, интерес по направлению к субъекту, его собственным мыслям и переживаниям. Интроверт в обычных условиях не торопиться говорить, предпочитая сначала продумать то, что хочет сказать; внимателен к тому, что говорят другие, но когда высказывается сам, не терпит, чтобы его прерывали; чувствует себя особенно комфортно, когда предоставлен самому себе, остается наедине с самим собой; после напряженного общения, как правило, нуждается в одиночестве и «самоперезарядке».

Мыслительный тип – способность человека оставаться невозмутимым и сдержанным, не терять самообладания в сложных ситуациях; стремление улаживать спор, конфликт не ради какого-то блага, а прежде всего во имя истины; решительное проявление воли; достижение объективного подхода к фактам, полагаясь больше на логику и научные обоснования.

Эмоциональный тип - считает лучшим то решение, которое принимает во внимание чувства других людей; охотно и даже с удовольствием оказывает услуги другим, боясь кого-либо обидеть; предпочитает согласие, а потом старается избегать конфликтов или сглаживать их, если они случаются.

 

Сенсорный тип – ориентированный преимущественно на ощущения, предпочитает точные ответы на точные вопросы и тот вид работы, которые приносит вполне осязаемый результат; как правило, удовлетворен тем, что есть, и не особенно стремится к усовершенствованиям, нововведениям; понимает все буквально, легче воспринимает детали, чем картину в целом; относится к тем людям, которые исповедует мнение:

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Интуитивный тип – это нередко рассеянный человек, имеющий обыкновение думать сразу о нескольких вещах; не лишенный фантазии и воспринимающий будущее без страха, а больше с интересом; не склонный вдаваться в конкретику, довольствующийся общими ответами на поставленные вопросы. [ 4, с. 19 ]

Конфликтная личность - демонстративный тип:

Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других.
Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся.
Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям.
Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощает его в жизнь. Кропотливой систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.

Конфликтная личность - ригидный тип:

Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и негибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.
Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное.
Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида.

 

Конфликтная личность - неуправляемый тип:

Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь. Недостаточно развита, способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.

Конфликтная личность - сверхточный тип:

Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что к ним придираются.
Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям.
Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих.
Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

Конфликтная личность - бесконфликтный тип:

Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью.
Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях.
Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих. [ 3, с. 58 ]

 

1.2. МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивнуюи конформистскую. Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения. (Таблица 1.) Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал