![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Дифференциальная диагностика и лечение анемийСтр 1 из 2Следующая ⇒
Государственное образовательное учреждение высшего Профессионального образования Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития РФ
Утверждаю зав. кафедрой внутренних болезней №1 с курсом поликлинической терапии А.В. Ягода «___» _____________ 200__
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА к практическому занятию для студентов 5 курса специальности «лечебное дело» по учебной дисциплине «внутренние болезни»
ТЕМА №1. Дифференциальная диагностика и лечение анемий ЗАНЯТИЕ №1. Клиника, диагностика и лечение В12-, фолиево-дефицитной и апластической анемий.
Обсуждена на заседании кафедры внутренних болезней №1 с курсом поликлинической терапии «___» _____________ 200__ Протокол №___
Методическая разработка составлена Алёхиной И.Ю.
г. Ставрополь, 200__
Тема 1. Дифференциальная диагностика и лечение анемий Занятие 1. Клиника, диагностика и лечение В12-, фолиево-дефицитной и апластической анемий Учебные вопросы занятия: · Эпидемиология, этиология и патогенез В12-дефицитной и фолиево-дефицитной анемии. · Клиника, диагностика В12-дефицитной и фолиево-дефицитной анемии. Дифференциальный диагноз. · Лечение В12-дефицитной анемии и фолиево-дефицитной анемии. Течение, прогноз и профилактика рецидивов. · Эпидемиология, этиология и патогенез гипо- и апластических анемий. · Клиника, диагностика гипо- и апластических анемий. Дифференциальный диагноз. · Лечение гипо- и апластических анемий. Течение, прогноз и профилактика рецидивов. Вопросы для самостоятельной работы (самоподготовки) студентов: · Диспансеризация при В12-дефицитной и фолиево-дефицитной анемиях. · Диспансеризация при гипо- и апластических анемиях. Вопросы для самостоятельного изучения студентами: · Синдром Имерслунд-Гресбека. · Наследственные нарушения активности ферментов, участвующих в образовании коферментных форм фолиевой кислоты. · Клеточные основы кроветворения. Перечень изучаемых заболеваний и состояний: · В12-, фолиево-дефицитная и апластическая анемии. Место проведения занятия: клиническая база кафедры внутренних болезней №1 с курсом поликлинической терапии – гематологическое отделение СККОД Материально-лабораторное обеспечение: · учебные таблицы; · примеры общих анализов крови, характерных для гипохромных анемий; · примеры общих анализов крови, характерных для гиперхромных анемий; · примеры миелограмм, характерных для гиперхромных анемий; · примеры результатов трепанобиопсии подвздошной кости, характерных для гипер- и нормохромных анемий; · наборы ситуационных задач.
Учебные и воспитательные цели: А) общая цель – студенту необходимо овладеть алгоритмом дифференциальной диагностики заболеваний, сопровождающихся изменением уровня цветного показателя, изучить дифференциально-диагностические признаки нозологических единиц, проявляющихся данным феноменом, и научиться применять полученные знания в своей будущей профессии.
Б) частные цели – в результате изучения учебных вопросов занятия студент должен ЗНАТЬ: · этиологическую классификацию железодефицитной анемии (ЖДА). Маркерный синдром ЖДА; · гематологические и лабораторные особенности ЖДА, дифференциальную диагностику с талассемией; · лечебную тактику при ЖДА: место диеты, лечение основного заболевания, симптоматическую медикаментозную и гемотрансфузионную терапию; · гематологическую характеристику острой и хронической постгеморрагической анемии; · причины развития, патогенез, основные клинические синдромы, диагностические критерии, принципы лечения В12 (фолиево)-дефицитной анемии; · причины возникновения гипо- и апластической анемий, механизмы патогенеза, клиническую картину, показатели гемо- и миелограммы, принципы лечения и прогноз.
УМЕТЬ: · Диагностировать заболевания В12 (фолиево)-дефицитные анемии, ЖДА, апластическую анемию, гипопластическую анемию, основываясь на клинических, гематологических и биохимических критериях. · Сформулировать развернутый клинический диагноз ЖДА, В12-дефицитной анемии, фолиево-дефицитной анемии, апластической анемии с учетом причин и развившихся осложнений. · Составить план обследования конкретного больного при заболеваниях, изучаемых на данном занятии. · Составить план лечения конкретного больного при изучаемой патологии.
ВЛАДЕТЬ: · способностями, грамотно опросить и осмотреть больного с анемиями; · навыками правильно перкутировать и пальпировать селезенку; · выявлением объективных признаков дифференцируемых заболеваний; · интерпретацией лабораторных данных общего анализа крови и миелограммы изучаемых анемий; · навыками формулировать развернутый клинический диагноз.
ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ: · способностью и готовностью к осуществлению первичной и вторичной профилактики гипо- нормо- и гиперхромных анемий; · способностью и готовностью устанавливать отклонения в здоровье больного с анемиями с учетом законов течения патологии по системам, областям и организму в целом; используя знания фундаментальных и клинических дисциплин; · способностью соблюдать требования врачебной этики и деонтологии при общении с пациентами, а также их родственниками и близкими; · способностью и готовностью проводить квалифицированный диагностический поиск для выявления анемий на ранних стадиях, типичных, а также малосимптомных и атипичных проявлений болезни, используя клинические, лабораторные и инструментальные методы в адекватном объеме; · способностью и готовностью правильно формулировать установленный диагноз с учетом МКБ-10, с проведением дополнительного обследования и назначения адекватного лечения; · способностью и готовностью оценить необходимость выбора амбулаторного или стационарного режима лечения, решать вопросы экспертизы трудоспособности; оформлять первичную и текущую документацию, оценить эффективность диспансерного наблюдения. · способностью и готовностью оценивать возможности применения лекарственных средств для лечения и профилактики анемий; анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств; возможных токсических эффектах лекарственных средств; · способностью и готовностью интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов; · способностью и готовностью выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия, а также осуществлять оптимальный выбор лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, осложняющих течение анемий; · способностью и готовностью к анализу показателей деятельности ЛПУ различных типов с целью оптимизации их функционирования, к использованию современных организационных технологий диагностики, лечения, реабилитации, профилактики при оказании медицинских услуг в основных типах лечебно-профилактических учреждений; · способностью и готовностью к ведению учетно-отчетной медицинской документации; · способностью к самостоятельной аналитической работе с различными источниками информации, готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок.
· о технике выполнения стернальной пункции; · о сущности пересадки донорского костного мозга; · о морфологии клеток эритроидного ряда в норме; · о биосинтезе гема.
Интегративные связи (элементы единой программы непрерывного обучения): · нормальная анатомия: клеточные основы кроветворения · нормальная физиология: регуляция кроветворения в норме; · патологическая физиология: культуры гемопоэтических клеток при некоторых нарушениях гемопоэза; · пропедевтика внутренних болезней: методы исследования в гематологии; · факультетская терапия: анемии хронических заболеваний.
Рекомендуемая литература: основная: 1. Внутренние болезни: учебник / Под ред. С.И. Рябова, В.А. Алмазова, Е.В. Шляхтова. – СПб., 2001. [110 экз] 2. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / Под ред. Н.Л. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. – 2-е изд., испр. и доп. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2004. [99 экз] 3. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / Под ред. Н.Л. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. – 2-е изд., испр. и доп. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2006. [64 экз] 4. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / Под ред. А.И. Мартынова, Н.Л. Мухина, В.С. Моисеева. – 1-е изд. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2001. [54 экз] 5. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / Под ред. Н.Л. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. – 2-е изд., испр. и доп. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2005. [34 экз] 6. Внутренние болезни: учебник / Под ред. В.И. Маколкина, С.И. Овчаренко. – 5-е изд. – М: Медицина, 2005. [30 экз] дополнительная: 1. Кузник, Б.И. Общая гематология: гематология детского возраста: учеб. пособие / Б.И. Кузник, О.Г. Максимова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. [100 экз] 2. 2000 болезней от А до Я / Под ред. И.Н. Денисова, Ю.Л. Шевченко. – М., 2003. [79 экз] 3. Померанцев, В.П. Руководство по диагностике и лечению внутренних болезней / В. П. Померанцев. – М., 2001. [27 экз] 4. Мухин, Н.А. Избранные лекции по внутренним болезням / Н.А. Мухин. – М., 2006. [20 экз] Методические рекомендации по выполнению программы занятия: · ознакомьтесь с учебными (общей и частными) целями и учебными вопросами занятия; · восстановите приобретенные знания базовых дисциплин в рамках интегративных связей по изучаемой теме занятия; · проработайте рекомендуемую литературу по теме занятия и при необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1); · проанализируйте проделанную работу, ответив на вопросы для самостоятельной работы (самоподготовки) и самостоятельного изучения; · выполните тестовые задания (приложение 2) и решите ситуационные задачи (приложение 3). Приложение 1. Аннотация (современное состояние вопроса): Железодифицитная анемия (ЖДА) - основные группы этиологических факторов: - кровотечения из желудочно-кишечного тракта, маточные, легочные; - повышение расхода железа при беременности, инфекциях; - нарушение всасывания железа - энтерит, пострезекционные синдромы; - нарушение транспорта железа; - недостаточное поступление железа с пищей ЖДА – клиника В клинической картине прежде всего выражены признаки циркуляторно-гипоксического синдрома. Больные жалуются на слабость, шум в ушах, постепенно развивающуюся одышку, сердцебиение, иногда боли в области сердца, ощущение перебоев. Кожа бледная, пульс учащен, тоны сердца звучные, нередко во всех точках выслушивается систолический шум. Выявляются также характерные только для железодефицитных анемий симптомы, которые объединены в понятие сидеропенического синдрома и ассоциируются с тканевым дефицитом железа. Pica chlorotica - извращение вкуса, у больных появляется желание есть мел, зубной порошок, уголь, глину, лед, песок, землю, сырой мясной фарш, тесто, крупы; отмечается пристрастие к необычным запахам - ацетона, гуталина, бензина, керосина, лаков, красок. Объективно выявляется сухость кожи, ангулярный стоматит, типичные изменения ногтей - койлонихия - ногти вогнутые, ложкообразные с поперечной исчерченностью и вдавлениями, тусклые, истонченные, повышенной ломкости. Более или менее характерны признаки поражения пищевода и желудка - дисфагия, снижение аппетита, атрофические изменения слизистой желудка, секреторная недостаточность желудка. При исследовании крови отмечается снижение в той или иной степени гемоглобина и эритроцитов, цветовой показатель ниже 0, 8 (гипохромная анемия). В мазке преобладают микроциты, имеется их гипохромия, отмечается анизоцитоз и пойкилоцитоз. Количество лейкоцитов, тромбоцитов и ретикулоцитов в большинстве случаев не изменяется. Решающим методом диагностики ЖДА является определение показателей обмена железа - т.н. феррокинетических показателей. Критерии дефицита железа: снижение содержания железа сыворотки ниже 12, 5 мкмоль/л; повышение общей железосвязывающей способности сыворотки более 71, 6 мкмоль/л; снижение % насыщения трансферрина менее 20%, снижение содержания ферритина сыворотки ниже 12мкг/л. ЖДА - этапы обследования, методы обследования I этап - констатация анемии. Это осуществляется с помошью клинического анализа крови, когда выявляется снижение количества гемоглобина и эритроцитов. II этап - констатация дефицита железа как причины анемии. Для этого исследуются феррокинетические показатели - уровень железа сыворотки, общую железосвязывающую способность сыворотки, % насыщения трансферрина, содержание ферритина сыворотки. Наиболее информативным из приведенных показателей в настоящее время признается ферритин сыворотки. III этап - установление этиологии ЖДА, т.е. проведение дифференциального диагноза по нозологии. Объем исследований на этом этапе определяется конкретной клинической ситуацией. Прежде всего исключаются органические заболевания желудочно-кишечного тракта, которые могут давать кровотечения, выполняются рентгеноскопия органов пищеварения, гастроскопия, ректороманоскопия, колоноскопия, для женщин обязателен осмотр гинеколога. Применяются некоторые специальные исследования. ЖДА - лечение Этиотропная терапия ЖДА заключается в лечении, если это возможно, основного заболевания, приведшего к дефициту железа. Патогенетическая терапия проводится препаратами железа с целью устранения его дефицита. Существуют определенные принципы проведения терапии (Л.И.Идельсон). В диете больного должно быть достаточное количество продуктов, содержащих железо и белок. Прежде всего рекомендуются мясные продукты, поскольку в них железо находится в составе гема и лучше всасывается. В силу этого продукты растительного происхождения, содержащие железо (яблоки, гранаты, гречневая крупа) менее эффективны. К гемотрансфузиям при ЖДА следует прибегать лишь в исключительных случаях. Препараты железа при анемии целесообразнее назначать перорально, парентерально препараты железа лучше применять в тяжелых клинических ситуациях.
|