Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема №1. Дифференциальная диагностика шумов в области сердца






Ставропольская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения и социального развития РФ

 

 

Утверждаю

зав. кафедрой

внутренних болезней №1

с курсом поликлинической

терапии А.В. Ягода

«___» _____________ 200__

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию для студентов

5 курса специальности «лечебное дело»

по учебной дисциплине «внутренние болезни»

 

 

ТЕМА №1. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ШУМОВ В ОБЛАСТИ СЕРДЦА

ЗАНЯТИЕ №2 ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ДИАСТОЛИЧЕСКОГО ШУМА

 

 

Обсуждена на заседании

кафедры внутренних болезней №1

с курсом поликлинической терапии

«___» _____________ 200__

Протокол №___

 

 

Методическая разработка составлена

Лучкиной О. Е.

 

 

г. Ставрополь, 200__

Тема №1. Дифференциальная диагностика шумов в области сердца

Занятие №2. Дифференциальная диагностика диастолического шума

 

Учебные вопросы занятия:

- определение диастолического шума. Классификации диастолического шума;

- алгоритм дифференциальной диагностики заболеваний, сопровождающихся появлением диастолического шума;

- дифференциально-диагностические признаки приобретенных, врожденных пороков сердца, фибринозного перикардита и миксомы сердца, сопровождающихся появлением диастолического шума;

- диастолический шум относительного митрального и трикуспидального стеноза и относительной недостаточности клапана аорты и легочной артерии;

- тактика лечения приобретенных и врожденных пороков сердца;

- профилактика пороков сердца.

Вопросы для самостоятельной работы (самоподготовки) студентов:

- определение диастолического шума. Классификации диастолического шума;

- алгоритм дифференциальной диагностики заболеваний, сопровождающихся появлением диастолического шума;

- дифференциально-диагностические признаки приобретенных, врожденных пороков сердца, фибринозного перикардита и миксомы сердца, сопровождающихся появлением диастолического шума.

- диастолический шум относительного митрального и трикуспидального стеноза и относительной недостаточности клапана аорты и легочной артерии;

- тактика лечения приобретенных и врожденных пороков сердца;

- профилактика пороков сердца.

Вопросы для самостоятельного изучения студентами:

- инфекционный эндокардит протезированного клапана;

- диспансеризация и трудовая экспертиза при врожденных и приобретенных пороках сердца.

 

Перечень изучаемых заболеваний и состояний:

- приобретенные пороки сердца (стеноз митрального клапана, недостаточность аортального клапана, стеноз трикуспидального клапана, недостаточность легочной артерии);

- врожденные пороки сердца (дефект межжелудочковой перегородки, дефект межпредсердной перегородки, открытый артериальный проток, тетрада Фалло);

- фибринозный перикардит;

- миксома сердца.

Место проведения занятия: клиническая база кафедры внутренних болезней №1 с курсом поликлинической терапии – ревматологическое отделение ГУЗ СККЦ СВПМ.

 

Материально-лабораторное обеспечение:

- учебные таблицы;

- наборы рентгенограмм грудной полости;

- наборы электрокардиограмм;

- наборы эхокардиограмм;

- наборы тестовых заданий;

- наборы ситуационных задач.

 

Учебные и воспитательные цели:

А) общая цель – студенту необходимо овладеть алгоритмом дифференциальной диагностики заболеваний, сопровождающихся диасолическим шумом в области сердца, изучить дифференциально-диагностические признаки нозологических единиц, проявляющихся данным аускультативным феноменом, и научиться применять полученные знания в своей будущей профессии.

 

Б) частные цели – в результате изучения учебных вопросов занятия студент должен

ЗНАТЬ:

- причины, механизм возникновения, классификацию и аускультативные проявления диастоличесих шумов в области сердца;

- алгоритм дифференциальной диагностики заболеваний, сопровождающихся появлением диастолического шума;

- этиологию, патогенез, клинику и диагностику заболеваний и состояний, сопровождающихся появлением диастолического шума в области сердца;

- диагностические возможности методов непосредственного исследования и современных методов лабораторного и инструментального исследования (рентгенография грудной клетки, электрокардиография, эхокардиография с допплероанализом) при наличии диастолического шума в области сердца;

- основные принципы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях, возникающих на фоне приобретенных и врожденных пороков сердца (сердечная астма, отек легких, тромбоэмболия легочной артерии, фибрилляция желудочков);

 

УМЕТЬ:

- выявить диастоличесий шум в области сердца;

- провести физикальное обследование больного (осмотр, пальпация, аускультация, измерение АД, определение свойств пульса) и выявить основные признаки заболевания, сопровождающегося появлением диастолического шума в области сердца;

- установить и обосновать клинический диагноз заболеваний, сопровождающихся появлением диастолического шума в области сердца;

- расшифровать ЭКГ в 12 отведениях больных врожденными и приобретенными пороками сердца с выявлением нарушений ритма и проводимости и гипертрофии миокарда желудочков и предсердий;

- оценить результаты биохимического анализа крови (электролиты, показатели свертывающей системы крови, показатели активности воспалительного процесса) при врожденных и приобретенных пороках сердца;

- составить план обследования больного с диастолическим шумом в области сердца;

- оказать неотложную помощь при состояниях (сердечная астма, отек легких, тромбоэмболия легочной артерии, фибрилляция желудочков), осложняющих течение врожденных и приобретенных пороков сердца;

- проводить реанимационные мероприятия в случаях возникновения клинической смерти;

 

ВЛАДЕТЬ:

- методами аускультации сердца и сосудов;

- интерпретацией результатов лабораторных и инструментальных методов обследования больного с систолическим шумом в области сердца;

- алгоритмом постановки предварительного и развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) врожденного или приобретенного порока сердца;

- выполнением основных врачебных лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при сердечной астме, отеке легких, тромбоэмболии легочной артерии, фибрилляции желудочков;

 

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- способностью и готовностью к осуществлению первичной и вторичной профилактики врожденных и приобретенных пороков сердца;

- способностью и готовностью устанавливать отклонения в здоровье больного с пороком сердца с учетом законов течения патологии по системам, областям и организму в целом; используя знания фундаментальных и клинических дисциплин;

- способностью соблюдать требования врачебной этики и деонтологии при общении с пациентами, а также их родственниками и близкими;

- способностью и готовностью проводить квалифицированный диагностический поиск для выявления пороков сердца на ранних стадиях, типичных, а также малосимптомных и атипичных проявлений болезни, используя клинические, лабораторные и инструментальные методы в адекватном объеме;

способностью и готовностью правильно формулировать установленный диагноз с учетом МКБ-10, с проведением дополнительного обследования и назначения адекватного лечения;

- способностью и готовностью оценить необходимость выбора амбулаторного или стационарного режима лечения, решать вопросы экспертизы трудоспособности; оформлять первичную и текущую документацию, оценить эффективность диспансерного наблюдения.

- способностью и готовностью оценивать возможности применения лекарственных средств для лечения и профилактики пороков сердца; анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств; возможных токсических эффектах лекарственных средств;

- способностью и готовностью интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов;

- способностью и готовностью выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия, а также осуществлять оптимальный выбор лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, осложняющих течение пороков сердца;

- способностью и готовностью к анализу показателей деятельности ЛПУ различных типов с целью оптимизации их функционирования, к использованию современных организационных технологий диагностики, лечения, реабилитации, профилактики при оказании медицинских услуг в основных типах лечебно-профилактических учреждений;

- способностью и готовностью к ведению учетно-отчетной медицинской документации;

- способностью к самостоятельной аналитической работе с различными источниками информации, готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок;


ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

- о диспансеризации и трудовой экспертизе при врожденных и приобретенных пороках сердца.

 

 

Интегративные связи (элементы единой программы непрерывного обучения):

- нормальная анатомия: строение сердечно-сосудистой системы;

- нормальная физиология: гемодинамика сердца в норме;

- патологическая физиология: гемодинамика сердца при пороках сердца, механизмы компенсации и декомпенсации;

- пропедевтика внутренних болезней: методы исследования сердечно-сосудистой системы;

- факультетская терапия: приобретенные пороки сердца.

 

Рекомендуемая литература:

основная:

1. Внутренние болезни: учебник / Под ред. С.И. Рябова, В.А. Алмазова, Е.В. Шляхтова. – СПб., 2001.

2. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / Под ред. Н.Л. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. – 2-е изд., испр. и доп. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2004.

3. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / Под ред. Н.Л. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. – 1-е изд. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2001.

4. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / Под ред. Н.Л. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. – 2-е изд., испр. и доп. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2005.

5. Внутренние болезни: учебник / Под ред. В.И. Маколкина, С.И. Овчаренко. – 5-е изд. – М: Медицина, 2005.

дополнительная:

1. Ягода, А.В. Дифференциальный диагноз шумов в области сердца: учебно-методическое пособие / А.В. Ягода, П.В. Корой. – Ставрополь, 2008.

2. Ягода, А.В. Дифференциальный диагноз шумов в области сердца: учебно-методическое пособие / А.В. Ягода, П.В. Корой. – Ставрополь, 2006.

3. 2000 болезней от А до Я / Под ред. И.Н. Денисова, Ю.Л. Шевченко. – М., 2003.

4. Мухин, Н.А. Избранные лекции по внутренним болезням / Н.А. Мухин. – М., 2006.


Методические рекомендации по выполнению программы занятия:

- ознакомьтесь с учебными (общей и частными) целями и учебными вопросами занятия;

- восстановите приобретенные знания базовых дисциплин в рамках интегративных связей по изучаемой теме занятия;

- проработайте рекомендуемую литературу по теме занятия и при необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1);

- проанализируйте проделанную работу, ответив на вопросы для самостоятельной работы (самоподготовки) и самостоятельного изучения;

- выполните тестовые задания (приложение 2) и решите ситуационные задачи (приложение 3).

Приложение 1. Аннотация (современное состояние вопроса):

Шумы сердца – это звуковые явления, возникающие в связи с деятельностью сердца и представляющие собой продолжительные, затухающие с прекращением турбулентного тока крови, неправильные апериодические колебания различной частоты, силы и тембра. Они обусловлены вибрацией крови, находящейся в полостях сердца и крупных сосудах, в результате турбулентности движения, образования завихрений и кавитации, то есть появления пузырьков воздуха при быстром снижении давления.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал