Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие административно-процедурного производстваСтр 1 из 5Следующая ⇒
Тема 17. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕДУРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
План лекции: 1. Понятие административно-процедурного производства. 2. Регистрационное производство. 3. Разрешительное производство. 4. Производство по разработке и принятию правовых актов управления.
Понятие административно-процедурного производства
Слайд № 3. В науке административного права отсутствует единый подход к определению административных процедур, а существующие точки зрения на этот институт различны, многие из них можно сгруппировать, выделяют наиболее характерные и важные их признаки для понимания содержания административных процедур. Часть авторов (Н.Г. Салищева, Ю.А. Тихомиров, Э.В. Талапина) подчеркивают нормативность административных процедур и их направленность на разрешение индивидуальных дел по реализации прав законных интересов граждан и организаций[1]. Другие указывают на отсутствие спора в процедурном производстве и неподчиненность граждан и организаций органам исполнительной власти (О.С. Беркутова, И.М. Лазерев и др.)[2]. На наш взгляд, более полно и точно раскрывает понятие административных процедур следующее определение: административные процедуры представляют собой вид административного процесса, под которыми понимается урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных на то органов исполнительной власти, обладающих государственно-властными полномочиями по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел бесспорного характера. Несомненно, что эта деятельность направлена на реализацию прав и обязанностей, имеющихся у участников индивидуального административного дела. Проблема упорядочения административных процедур неразрывно связана с совершенствованием деятельности государственного аппарата, борьбой с бюрократизмом, повышением ответственности государственных служащих за реализацию возложенных на государство задач и функций. Слайд № 4. В целях классификации административных процедур их можно разделить на две группы: 1) функциональные процедуры оформляют отношения между органами власти, с одной стороны, и не подчиненными им гражданами и юридическими лицами – с другой, в целях реализации правового статуса последних; 2) организационные процедуры направлены на обеспечение нормальной работы государственного аппарата. К ним следует относить внутриорганизационные процедуры, процедуры по взаимоотношению с подчиненными органами и организациями и межведомственные процедуры (совместную деятельность органон исполнительной власти по разработке, принятию и исполнению административных актов)[3]. Продолжение слайда № 4. В настоящей лекции будут рассмотрены только функциональные процедуры. При рассмотрении индивидуального административного дела в рамках административно-процедурного производства возможны лишь две категории участников: 1) лицо (лица), заинтересованное в реализации своих субъективных прав и обязанностей; 2) орган исполнительной власти (должностное лицо), который компетентен принять решение, позволяющее реализовать эти права и обязанности. Слайды № 5-6. Исходя из бесспорности индивидуальных административных дел, можно сформулировать важные и характерные для этого вида административного процесса положения: 1. Цель административно-процедурного производства – удовлетворение законных прав и интересов физических и юридических лиц (регистрация, получение лицензии и др.). 2. Инициатором административно-процедурного производства выступает, как правило, не орган исполнительной власти, а обратившееся в этот орган физическое или юридическое лицо. 3. Властной стороной в административно-процедурном производстве всегда является орган исполнительной власти (его должностное лицо). 4. Результат административно-процедурного производства представляет собой удовлетворение законных прав и интересов физических и юридических лиц либо отказ в нем. 5. При любом решении правовая оценка действий инициаторов административно-процедурного производства не дается, оценивается лишь законность их требований, что выступает условием решения органа исполнительной власти. Меры государственного принуждения по результатам разрешения дела не применяются. Наиболее типичными видами административно-процедурного производства являются: - регистрационное производство; - разрешительное производство; - производство по разработке и принятию правовых актов управления.
|