![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура и функции философии.
Философские знания являются не только многокомпонентной, но и многофункциональной системой. Характер и способ реализации его функций во многом определяют место и роль философии в жизни общества. Если говорить в общих чертах о структуре философии то можно её разделить на сектора имеют свою подсистему в виде функций и методов, направлений. Но важно то, что они имеют четких граней, то есть все они взаимосвязаны между собой. Содержательная сторона философии раскрывается, конечно, в её функциях. Философские дисциплины – не механические части целого, которые можно отделить от него и рассматривать вне связи с другими частями. Здесь более подходит сравнение с драгоценным кристаллом и его гранями. В этом отношении философия являет собой полную противоположность всем иным формам и сферам человеческой активности. Она возможна лишь в постоянном процессе. Рассмотрим античную философию: становясь самостоятельной системой знаний, она обретала свою внутреннюю композицию, свою структуру. У стоиков (4 век до н. э.) эта структура приняла следующий вид: философия начиналась с логики; после логики следовала физика или учение о природе; после физики – этика. Последняя часть была главной, поскольку и логика, и физика при всей важности практикуемых в ней проблем, лишь подготавливает, предваряет основные, смысло-жизненные положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру. Предложенная стоиками схема сохранила своё значение и по сегодняшний день. Хотя время внесло в неё свои корректировки. В 17 веке в лоне общих систем философии углубленную разработку и развитие получила теория познания. В понимании того времени гносеология была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно – теоретический, но чувственный уровень познания. То, что античные философы именовали физикой, в философии более поздних веков получило иное название – онтология. Гегель же строит свою систему в виде «энциклопедии философских наук». Как и стоики, и Кант, и Гегель тоже называет три части философского знания, обозначаемые им в строгой последовательности: 1. логика; 2. философия природы; 3. философия духа. То есть, логика, методология познания составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии только к своему ядру не сводится. Социальная философия, философские вопросы естествознания, этика, философская культурология, история философии – круг философских дисциплин может быть и расширен.
|