Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конфликты в организации. Типы конфликтов
Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. Руководитель, согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Чтобы эффективно управлять конфликтом, необходимо знать, какие конфликты бывают, как они возникают и протекают, как эти конфликты можно устранить[9, C.254]. С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов. Первый — это конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Существует много методов разрешения таких конфликтов. Второй — это конфликт, вызванный тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение конфликтов, связанных с противоречием целей. И наконец, третий — это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности. Многое зависит от того, как конфликт управляется. Разрушительные последствия возникают тогда, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен. Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным и не находит тем самым своего адекватного разрешения. Различия кажутся очень незначительными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы[6, C.150]. Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается, как правило, развитием у его участников стресса. Это, в свою очередь, ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети. Решения принимаются в условиях сокрытия или искажения информации и не обладают достаточной мотивирующей силой. Организация может, как говорят, распадаться на глазах. Конструктивная сторона ярче проявляется, когда конфликт по уровню достаточен для мотивации людей. Обычно такие конфликты возникают на основе различия в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга. В ходе обсуждения различий, которые нельзя не учесть, но и нельзя совместить в существующем виде, вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме. Такое решение приводит к более эффективной работе в организации.
Глава 2. Роль руководителя в разрешении конфликта на примере организации ОАО «МТС» «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) — российская телекоммуникационная компания, оказывающая услуги в России и странах СНГ под торговой маркой «МТС». Компания оказывает услуги сотовой связи, услуги проводной телефонной связи, широкополосного доступа в интернет, мобильного телевидения, кабельного телевидения, спутникового телевидения, цифрового телевидения и сопутствующие услуги, в частности услуги по продаже контента. По состоянию на март 2015 года компания во всех странах своего присутствия обслуживала более 107 млн абонентов[3]. На май 2015 года «МТС» работала во всех 85 регионах России. Как считает руководитель компании, главное средство в разрешении конфликтов — это действия руководителя. Для решения выявленных конфликтных ситуаций в ОАО «МТС» менеджерам организации необходимо: - хорошо знать свои слабые места, чтобы в сложных ситуациях не сорваться. - находить компромисс, стремиться к сотрудничеству в конфликте. - не брать чужие проблемы на себя, когда это личные проблемы " трудного" человека. - неаграничивать личные взаимоотношения и рабочие. Включить в разрешение конфликтной ситуации авторитетное лицо (начальника отдела, руководителя). Разъяснение руководителем требований к работе. Своевременно и качественно выполнять свою работу. Установить сотрудничество в разрешении конфликтной ситуации - поиск альтернативных путей решения проблемы. В общении с руководителем всегда сохранять уверенность и спокойствие, доброжелательный тон. Угождать клиенту, идти на сотрудничество, находить компромисс.Не поддаваться на эмоциональные провокации. Всегда сохранять уверенность и спокойствие, доброжелательный тон[3, C.34]. Также руководителю не допустимо скрывать какую-либо деловую информацию от своих подчиненных; высказывать особое расположение к кому-либо из подчиненных; недооценивать профессионализм своих коллег. Главная задача руководителя в том, чтобы уметь «войти» в конфликт и разрешить его, используя разные методы. Руководителям всегда нужно искать подлинные, глубинные причины и не путать их с внешним поводом для конфликта. Позитивное разрешение конфликта предполагает выяснение того, чего хотят, добиваются участники конфликта. Роль конфликта зависит от того, насколько эффективно им управляют. И задача менеджера — решая конфликт, извлечь пользу для дела. В компании ОАО «МТС» необходимо внедрить систему повышения квалификации работников при помощи прохождения работниками семинаров-тренингов[7, C.120]. Руководитель должен вмешиваться в конфликт, не оставаться в стороне. Для разрешения конфликт руководитель организации ОАО «МТС» обладает умениями: 1) объективно оценить сложившуюся ситуацию, и если это действительно так, признать наличие конфликта. Признание наличия конфликта снимет многие отрицательные моменты — недоговоренность, недомолвки между работниками, закулисные действия, приблизит его к разрешению; 4) установить, в какой мере предмет разногласий касается организации производства, труда и управления. 5) выяснить субъективные мотивы вступления людей в конфликт. Руководитель должен взять ситуацию под свой контроль как можно раньше (до того как конфликтная ситуация перерастет в конфликт).
|