![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ГЛАВА 1. Взаимосвязь принципов менеджмента с проблемами экономики
Несмотря на большое разнообразие типов, и видов менеджмента, им присущи общие основы, исходные положения и правила. Они называются принципами менеджмента. Принципы менеджмента – основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций [7]. Эти принципы – отражение объективных закономерностей практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между его уровнями, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления. В настоящее время, в экономической сфере возникает множество различных проблем: безработица, увеличение задолженности по оплате труда, пенсий и детских пособий, обострение проблемы трудоустройства, банкротство фирм. Реалии современного мира предлагают различные способы стимулирования трудовой активности работников организаций. В их числе находятся и способы социальной мотивации, обоснованием которых могут служить принципы системы менеджмента качества. Изменения, произошедшие в социально-экономической сфере нашей страны, повлияли на содержания, условия труда и на отношение работников к труду. В этом контексте следует рассматривать работников не как производственный ресурс, а как полноправных партнеров с индивидуальными и групповыми интересами, далеко не всегда совпадающими с интересами работодателей. Поэтому учет запросов работников выступает как необходимый элемент развития социально-трудовых отношений. Условия и организация труда формируют трудовую активность и обусловливают реализацию трудового и творческого потенциала работника – использования своих способностей, образовательного уровня и профессиональной компетентности. Социологические исследования показали, что в увеличении производительности труда высокую значимость имеют социальные факторы, повышающие привлекательность организации и определяющие трудовое поведение работников. Социальные факторы в своей совокупности определяют формирование и развитие качества трудовой жизни. Сущность концепции качества трудовой жизни заключается в том, что главным мотиватором труда работника является удовлетворенность потребностей и своих личных, и потребностей производства. Существует множество определений качества трудовой жизни. Под мотивацией развития качества трудовой жизни подразумевается процесс создания условий, в рамках которых у субъектов (или социальных групп) возникает потребность в межсубъектных взаимодействиях в области развития элементов трудовой жизни. Это означает, что каждый субъект (социальная группа) оценивает, что и какими средствами он может удовлетворить свои потребности, т.е. оценивает качество элементов трудовой жизни [14]. Процесс формирования мотивов можно рассматривать в виде модели, например, используя методы математического моделирования, или состоящей из пяти следующих одна за другой стадий. Первая стадия – актуализация потребностей субъектов социально-трудовых отношений (принцип менеджмента качества «вовлечение работников»). Вторая – поиск путей удовлетворения потребностей (процессный подход – осуществляется менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности субъектов). Третья стадия – определение структуры взаимодействия, т.е. распределение целенаправленных действий между субъектами (процессный подход). Четвёртая – реализация действий субъектов для удовлетворения актуализированных потребностей (процессный и системный подходы). Пятая – получение результата (достижение конкретных целей), обсуждение, принятие решений и формирование новых потребностей – развитие качества трудовой жизни (шестой и седьмой принципы менеджмента качества) [5]. Следовательно, можно говорить о неразрывной связи методов социальной мотивации в развитии качества трудовой жизни и методов менеджмента качества. Условиями связей являются осознание целей и общность в подходах к их достижению. Выводы: · Принципы менеджмента – основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. · В настоящие время, в экономической сфере возникает множество различных проблем: безработица, увеличение задолженности по оплате труда, пенсий и детских пособий, обострение проблемы трудоустройства, банкротство фирм. Реалии современного мира предлагают различные способы стимулирования трудовой активности работников организаций. · Социологические исследования показали, что в увеличении производительности труда высокую значимость имеют социальные факторы, повышающие привлекательность организации и определяющие трудовое поведение работников. · Методы менеджмента можно использовать при рассмотрении обсужденных вопросов, связанных с качеством трудовой жизни, также были приведены примеры применения принципов менеджмента к рассмотренной тематике социальной мотивации и улучшения качества трудовой жизни, то есть к одним из проблем экономики.
|