![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы управления конфликтами
В конфликте традиционно выделяют следующие фазы: 1. Конфронтационная (военная) – стороны стремятся обеспечить свой интерес за счет ликвидации чужого интереса. 2. Компромиссная (политическая) – стороны стремятся по возможности достигнуть своего интереса через переговоры, в ходе которых производят замену отличающихся интересов каждого субъекта на общий компромиссный. 3. Коммуникативная (управленческая) – выстраивая коммуникацию стороны достигают согласия, взаимодополнения интересов. Разрешение конфликта как раз и заключается в своевременном переходе от одной фазы к другой. В противном случае может возникнуть кризис конфликта. Управление конфликтом – это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия минующего кризисные периоды. Существует множество методов управления конфликтами. В целом их можно разделить на несколько групп, каждая из которых имеет свою сферу применения: - внутриличностные методы – методы воздействия на отдельную личность; - структурные методы – методы по профилактике и устранению организационных конфликтов; - межличностные методы преобразования стиля поведения в конфликте; - переговоры; - методы активизации соответствующих агрессивных действий, которые применяются в чрезвычайных случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих методов. Внутриличностные методы влияют на отдельную личность и заключаются в правильной организации своего собственного поведения, в умении выразить свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента. Методы используются для передачи другому лицу персонального отношения к определенному предмету без обвинений и требований, но с целью изменения индивидуального отношения другого человека (так называемый способ «Я – высказывание»). Методы позволяют человеку отстоять свою позицию, не превращая оппонента в противника. Структурные методы влияют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из – за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохую организацию труда, несправедливость системы мотивации и стимулирования работников и др. К таким методам относят: - Четкую формулировку требований, то есть разъяснение требований к результатам работы, как каждого конкретного работника, так и подразделения в целом, наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы. - Использование координирующих механизмов, то есть строгое соблюдение принципа единоначалия, когда подчиненный знает, чьи требования он должен выполнять, а также создание специальных интеграционных служб, которые должны увязывать между собой цели различных подразделений. - Установление общих целей и формирование общих ценностей, то есть информирование всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также о состоянии дел в различных подразделениях. - Использование системы поощрений, которая основана на критериях эффективности работы, исключающая столкновение интересов различных подразделений и работников. Межличностные методы предусматривают необходимость выбора адекватной формы влияния на этапах возникновения конфликтной ситуации и для коррекции стиля индивидуального поведения его участников с целью предотвращения ущерба личностным интересам. Говоря о межличностных способах управления конфликтами, принято различать пять стилей поведения в конфликтной ситуации, в основу классификации которых положены следующие критерии: - мера удовлетворенности собственных интересов; - активность или пассивность действия; - мера удовлетворения интересов других сторон; - индивидуальные или совместные действия. Эти показатели образуют систему Томаса – Киллмена, предложенную в 1972 г. Графическое изображение модели Томаса – Киллмена приведено на рис. 15.6.
Рис. 15.6. Модель Томаса – Киллмена
Конфронтация (противоборство) – навязывание любой ценой своего мнения или решения. Применяется в случае: 1. Требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных ситуаций. 2. Если противоположная сторона понимает только такие методы воздействия. 3. Исход очень важен для одной стороны и она делает на него ставку. 4. Руководитель обладает достаточным авторитетом и компетентностью для принятия решения. Компромисс – распределение выгод и убытков приемлемое для обеих сторон. Целесообразен если: 1. Необходимо время на урегулирование более сложных проблем. 2. Сотрудничество или жесткое отстаивание своей точки зрения не приводит к успеху. 3. Обе стороны обладают одинаковыми возможностями (власть, ресурсы) и имеют взаимоисключающие интересы. 4. Участников конфликта устраивает временное решение. 5. Компромисс позволяет сохранить отношения и получить хоть что – то. Сотрудничество – поиск взаимовыгодных вариантов. Целесообразен, если: 1. Необходимо найти общее решение, когда каждый из подходов важен и не допускает компромисса. 2. У сторон тесные, длительные, взаимозависимые отношения. 3. У сторон есть время поработать над возникшей проблемой. Уклонение (отклонение) – отрицание конфликта вообще или уход от конфликтного взаимодействия. 1. Источник разногласий несущественен по сравнению с более важными задачами. 2. Необходимо время, чтобы сохранить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации. 3. Нет возможности или желания решить конфликт в свою пользу. Приспособление (уступчивость) – изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий. Подобная стратегия становится целесообразной, если: 1. Наиболее важной является задача восстановления спокойствия и стабильности, а не разрешения конфликта. 2. Открывается возможность более сложных проблем по сравнению с той, которая рассматривается сейчас. 3. Отстаивание своей точки зрения требует слишком много времени и усилий. 4. Есть необходимость сохранить мир с оппонентами. Переговоры выполняют определенные функции, охватывая многие аспекты деятельности работников. В качестве метода решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для сторон конфликта. Для организации переговорного процесса необходимо обеспечить выполнение следующих условий: - наличие взаимозависимости конфликтующих сторон; - отсутствие значительного различия в возможностях (полномочиях) участников конфликта; - соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров; - участие в переговорах сторон, которые компетентны принимать решения в определенной ситуации. Агрессивные действия как методы для преодоления конфликтных ситуаций являются крайне нежелательными. Применение этих методов приводит к разрешению конфликтной ситуации с использованием насилия. Однако бывают ситуации, когда разрешение конфликта возможно только такими методами. Чтобы эффективно управлять конфликтом необходимо: - установить его действительных участников; - изучить их мотивы, цели, характер и профессиональную компетентность; - выявить их отношения в предконфликтной фазе; - выявить главные различия интересов; - узнать намерения участников относительно приемлемых для них способах решения конфликта; - выявить других заинтересованных субъектов, не участвующих в конфликте, но чьи интересы могут быть затронуты при его решении; - определить все возможные пути решения конфликта; - выбрать оптимальный путь решения конфликта.
|